Содержание
Проблемы правового обеспечения библиотечной деятельности в настоящее время являются одними из основных. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации правового содержания на страницах специальной печати. Состояние библиотечного законодательства освещается в монографии В.Р. Фирсова, в работах К.И. Абрамова по истории библиотечного дела в советский период, в статьях И.Ю. Багровой, Ю.А. Гриханова, В.К. Клюева, С.Д. Колегаевой, Т.Л. Маниловой, И.В. Эйдемиллер и др. Данная проблематика активно обсуждается на многочисленных конференциях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях. В то же время целостное видение процесса правового обеспечения библиотечной деятельности и обоснование его периодизации в советский и последующие периоды в этих работах не рассматривается.
Особенностью правового обеспечения библиотечной деятельности послеоктябрьского этапа является качественное и принципиальное отличие от дореволюционного, характеризующегося преемственностью и последовательностью принимаемых государственных законодательных актов. В послеоктябрьский этап правовое обеспечение библиотечной деятельности подчиняется идеологическим и политическим позициям правящей партии. За 70 лет существования Советского государства было принято только три правовых акта (Декрет Совнаркома РСФСР «О централизации библиотечного дела в РСФСР» 1920 г., Постановление ЦИК СССР «О библиотечном деле в Союзе ССР» 1934 г. и Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении «Положения о библиотечном деле в СССР» 1984 г.), имеющих юридическую силу. Остальные документы по библиотечному делу (Постановления ЦК ВКП(б), Постановления ЦК КПСС, Постановления пленумов ЦК КПСС и др.) не имели юридической силы, но на местах воспринимались и исполнялись как основополагающие партийные документы.
Правовое обеспечение библиотечной деятельности в период становления Советского государства (1917—1920 гг.) было направлено на централизацию и создание в стране единой системы библиотечного обслуживания населения.
Декрет Совнаркома «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (ноябрь 1920г.), подписанный В.И.Лениным, закрепил централизацию управления всей библиотечной сетью страны, принципы которой стали основополагающими для дальнейшего развития библиотечного обслуживания.
Правовое обеспечение библиотечной деятельности в период завершения гражданской войны и нэпа (1921-1929 гг.) развивается в условиях преобразований в экономической и культурной сфере. Принимаемые в этот период документы по библиотечному делу: специальный циркуляр ЦК ВКП(б) «Об усилении партийного влияния на работу библиотек» (октябрь 1923 г.), резолюция ХШ съезда РКП(б) «Об агитработе», «О культурной работе в деревне» (май 1924 г.), постановления ЦК ВКП(б) «О деревенских библиотеках и популярной литературе для снабжения библиотек» (сентябрь 1925 г.), «Об улучшении библиотечной работы» (октябрь 1929 г.) и др. способствовали закреплению идеологических установок партии, подчиняли работу библиотек задачам коммунистического воспитания трудящихся масс, пропаганде книг среди народа, подъему культуры и просвещения рабочих и крестьян. Как правило, эти документы также не имели юридической силы, но выполнение их строго контролировалось партийными структурами.
Для правового обеспечения библиотечной деятельности в период государственно-партийного социализма в СССР 1930-х-начала 1960-х гг. характерно постепенное использование библиотечного законодательства не для регулирования библиотечной деятельности, а для пропаганды официальной идеологии марксизма- ленинизма. В этот период было принято Постановление ЦИК СССР «О библиотечном деле в Союзе ССР» (март 1934 г.) и постановление СНК СССР «О развертывании сети школьных библиотек и издании литературы для них» (ноябрь 1936 г.), вводивших систему руководства библиотечным делом и контроль над деятельностью всех библиотек независимо от их ведомственной принадлежности. Другие документы по библиотечному делу: Постановления ЦК ВКП (б) «Об улучшении дела самообразования» (октябрь 1933 г.), «О литературной критике и библиографии» (октябрь 1940), Постановление ЦК ВЛКСМ «Об участии комсомола в пропаганде книги, руководстве систематическим чтением молодежи и работе библиотек» (апрель 1946), Постановление ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране» (сентябрь 1959 г.), хотя и не имели юридической силы, но фактически вводили партийное регламентирование всей библиотечной деятельности в стране.
Правовое регулирование библиотечной деятельности в середине 1960-х - середине 1980-х гг. выразилось в прямом вмешательстве коммунистической партии в содержание библиотечно-информационного обслуживания. Об этом свидетельствуют принимаемые в этот период Постановления ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» (май 1974 г.), «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (апрель 1979 г.), Постановление Пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии» (1983 г.). В 1984 г. указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено «Положение о библиотечном деле в СССР » - первый за 50 лет правовой акт после Постановления ЦИК СССР 1934 г., имеющий юридическую силу и определяющий задачи и содержание работы библиотек, систему государственного руководства и методической помощи, принципы организации сети библиотек.
В 1970-80-е гг. усиливается распорядительная деятельность различных отраслевых министерств и ведомств в отношении своих библиотек. Это выразилось в принятии многочисленных положений, инструкций, инструктивно-методических указаний и т. п. Большое значение имели секретные, нигде не публикуемые инструкции, устные указания партийных органов разного уровня, других ведомств: Главлита, Госкомиздата СССР, Госстандарта СССР о цензуре, распределении бесплатных контрольных и платных обязательных экземпляров изданий между библиотеками, о пропаганде общественно-политической литературы, изъятии из фондов библиотек книг бывших руководителей партии и правительства, тщательной проверке состава фондов и каталогов, контроле за книговыдачей.
Кардинальные изменения правового обеспечения библиотечной деятельности происходят в последнее десятилетие XX в. (1985 - начало XXI в.). В историю отечественного библиотечного дела этот период войдет как переходный этап формирования новой системы управления библиотечным делом, разработки и принятия принципиально важных законодательных актов, в числе которых Федеральные законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.), «О библиотечном деле» (1994 г.), «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) и др., имеющих юридическую силу. Разрабатываются и утверждаются также региональные законодательные акты о культуре, библиотечном деле и обязательном экземпляре более чем в половине субъектов Российской Федерации. В настоящее время в России, по оценкам специалистов, действует от 70 до 500 федеральных и региональных законов, а также других актов органов государственной власти Российской Федерации. Однако правовое обеспечение разнообразной деятельности библиотек не ограничивается принятием специального библиотечного законодательства. Оно обеспечивается определенными нормами и положениями законодательства, действующего в таких отраслях права, как гражданское, административное, трудовое, финансовое, авторское и т. п. Реализация положений этих законодательных актов в конкретной деятельности библиотек только начинается и нуждается в разъяснении и осмыслении.
Таким образом, в послеоктябрьский этап можно выделить следующие основные периоды развития правового обеспечения библиотечной деятельности:
· создание законодательных актов, закрепляющих централизацию управления всей библиотечной сетью страны (1917- 1920 гг.);
· принятие документов, подчинявших работу библиотек политическим и идеологическим установкам правящей партии (1921-1930 гг.);
· закрепление в документах по библиотечному делу политических и идеологических позиций партии (1930 - середина 1960 г.);
· дальнейшая политизация и идеологизация положений, содержащихся в документах по библиотечному делу, усиление роли организационно-распорядительной документации отраслевых министерств и ведомств (середина 1960-х - середина 1980-х гг.);
· переходный период от административно-распорядительных документов к созданию прочной правовой базы библиотечного дела, направленной на формирование новой государственной системы библиотечного законодательства, имеющей юридическую силу (середина 1980-х г. - конец XX в.).
В системе государственного управления библиотечным делом важнейшая роль принадлежит законодательству - созданию законов - нормативных актов высшей юридической силы и долговременного действия, регулирующих различные стороны библиотечного строительства, отношения его участников: государственной и муниципальной власти, библиотек и населения.
ЮНЕСКО и ИФЛА в различных своих решениях подчеркивают важность для развития библиотечного дела специального законодательства о библиотеках, считая, что только оно может дать соответствующим учреждениям (органам) правомочия для организации, финансирования, действенного управления на основе общегосударственной системы требований. Только законодательство может определить круг задач того, кому было поручено заботиться о библиотеках, может создать соответствующие условия, при которых они могут выполнять свои функции и обеспечивать их развитие. Библиотечные законы сегодня являются неотъемлемой частью управления библиотечным делом в большинстве стран мира как в масштабах всего государства, так и в границах отдельных его административных единиц, наделенных законодательными правами.