Рис. 179. Северо-Восточный мегалополис США
Рис. 180. Мегалополисы США
Но наибольший интерес представляет знакомство с развитием нефтяной промышленности во второй половине XX и начале XXI в. Основой для анализа может послужить таблица 60, показывающая динамику добычи нефти в США, а также зависимость страны от ее импорта.
Как видно из таблицы 60, в эпоху дешевой нефти, т. е. до мирового энергетического кризиса середины 1970-х гг., уровень добычи нефти в США все время поднимался, а импорт ее был сравнительно невелик и находился в пределах 13 % от общего потребления. С началом кризиса и вступлением мировой энергетики в эпоху дорогой нефти положение резко изменилось. В 1974 г. по специальному решению президента США группой американских специалистов-энергетиков был разработан проект под названием «Независимость», главная задача которого заключалась в снижении до минимума зависимости США от импорта нефти и наращивании собственной добычи.
Однако, как явствует из той же таблицы, в полной мере осуществить этот проект так и не удалось. В 1980-е гг. уровень добычи ни разу не поднимался до «отметки» 1970 г., не говоря уже о 1972 г., когда был достигнут ее пик – 530 млн т. Что же касается импорта, то он не только не уменьшился, а, напротив, резко возрос.
В 1990-е гг. уровень добычи нефти в США оставался довольно стабильным, а импорт ее все время возрастал, к концу десятилетия уже превысив 1/2. В 2002 г. добыча уменьшилась до 290 млн т.
Таблица 418
ДОБЫЧА И ИМПОРТ НЕФТИ В США В 1950–2005 гг.
Естественно, что такие глубокие перемены должны иметь какое-то объяснение. Американская сторона в качестве главной причины сокращения добычи нефти обычно приводила не политические, а природные факторы – в первую очередь истощение месторождений нефти. Советские источники в годы «холодной войны» имели обыкновение отвергать этот довод и сводили все к «козням» нефтяных монополий, защищающих свои корыстные интересы и выкачивающих более дешевую нефть из развивающихся стран.
Видимо, свою роль сыграли обе эти причины.
Рассмотрим сначала то, что относится к запасам нефти в США. По разведанным запасам, которые составляют 2,7 млрд т, эта страна хотя и опережает все другие страны Запада, но в состав первой десятки уже не входит (табл. 14 в книге I). К тому же в последние два-три десятилетия, судя по оценкам, ее разведанные запасы имеют тенденцию к постоянному уменьшению.
Во многом это объясняется теми условиями нефте-газонакопления, которые характерны для США. С одной стороны, они выглядят очень обнадеживающе. В самом деле, в США разведаны и разрабатываются десятки больших и малых нефтегазоносных бассейнов, а общее число месторождений нефти и газа достигает примерно 15 тыс.! Количество эксплуатируемых нефтяных скважин в первой половине 1990-х гг. составляло 550–600 тыс. при ежегодном бурении 25–30 тыс. новых скважин! Всего же с 1859 г. в стране было пробурено более 2,5 млн нефтяных скважин, или в четыре раза больше, чем во всех остальных странах мира, вместе взятых. Однако, с другой стороны, такие масштабы бурения уже сами по себе свидетельствуют о том, что в США резко преобладают скважины с искусственным подъемом нефти (их 95 %), а не фонтанирующие (их всего 5 %). Вот почему суточный дебит одной скважины в среднем составляет всего 1,5–2 т, что в сотни раз меньше, чем на месторождениях, скажем, зоны Персидского залива. К тому же средняя глубина нефтяного бурения уже превысила 1700 м. Неудивительно, что затраты на добычу нефти и, соответственно, ее себестоимость все время возрастают, влияя на эффективность работы отрасли.
Понятно, что в таких условиях США стали все больше ориентироваться на импорт нефти из развивающихся стран, прежде всего из района Персидского залива, Карибского бассейна, Западной Африки. Это позволяло экономить собственные нефтяные ресурсы, создавать федеральные стратегические запасы важнейшего вида топлива, обеспечивая тем самым энергетическую безопасность страны. Однако подобная политика оказывалась вполне действенной в условиях более или менее низких цен на нефть. Когда же на рубеже XX и XXI вв. эти цены резко поднялись, ее пришлось снова пересматривать.
Так на смену программе Р. Рейгана, отвергавшей государственное вмешательство в энергетическую сферу, и программе Б. Клинтона и А. Гора пришла новая программа Дж. Буша-младшего. Эта программа предусматривала не только продолжение политики ресурсосбережения и технического перевооружения отраслей ТЭК, но и частичную расконсервацию стратегических ресурсов нефти и природного газа на территории самих США и в особенности в пределах их континентального шельфа, который уже дает 30 % всей добываемой нефти и 25 % газа. Но, судя по таблице 60, уменьшить зависимость США от импорта нефти так и не удалось.
Соответствующие сдвиги происходили и происходят и в географии нефтяной промышленности США, основные черты которой можно рассматривать и более дробно – по штатам, и более укрупненно – по главным районам.
Добыча нефти ведется примерно в 20 штатах США. Но около половины из них из-за ее низкого уровня обычно относят к категории «прочих». Почти 9/10 добычи обеспечивают всего пять штатов: Техас, Аляска, Луизиана, Калифорния и Оклахома.[86]
Рис. 181. Добыча нефти и природного газа в Мексиканском заливе (в районе дельты Миссисипи)
А крупных нефтедобывающих районов в США всего три. В первый – самый большой из них – район Юго-Западного Центра можно включить такие нефтяные бассейны, как Западный Внутренний, Пермский и Галф. В течение длительного времени добыча в этом районе велась только на суше. Она началась еще в самом конце XIX в., но настоящая «нефтяная лихорадка», быстро превратившая Техас из довольно отсталой окраины в один из самых богатых штатов страны, развернулась уже в 30-х гг. XX в. Она была связана с открытием в восточной части этого штата нефтяного месторождения Ист-Техас, которое оказалось крупнейшим в стране, причем сохраняло это первенство до 1960-х гг., когда было обнаружено месторождение Прадхо-Бей на Аляске. Вскоре были открыты крупные месторождения нефти в соседней Луизиане. Сухопутные и шельфовые месторождения Юго-Западного центра, вместе взятые, ныне обеспечивают более 50 % всей нефтедобычи США.
Добыча нефти и природного газа на шельфе Мексиканского залива началась уже после Второй мировой войны. За сравнительно короткое время здесь было открыто почти 150 нефтяных и около 700 газовых месторождений. В 1970-е гг. шельфовая зона Техаса и Луизианы превратилась в самый крупный в мире район внебереговой добычи нефти и газа. Здесь были сооружены многие сотни буровых платформ, пробурены многие тысячи нефтяных и газовых скважин, благодаря чему вся прибрежная акватория приобрела характер своеобразного земноводного пространства (рис. 181). В 1980-е гг. добыча нефти в Мексиканском заливе держалась на уровне 40 млн т в год, природного газа – 125 млрд м3. В 1991 г. она поднялась соответственно до 53 млн т и 135 млрд м3. Однако перспективы дальнейшего роста добычи в Мексиканском заливе теперь связывают в основном с освоением месторождений, открытых в его центральной части, но при глубинах до 1000 м. В 2006 г. здесь было открыто месторождение, которое может стать крупнейшим в США.
Юго-Западный Центр – главный в США и крупнейший в мире район нефтепереработки, которая концентрируется прежде всего у Хьюстона. Наряду с этим здесь берут начало самые протяженные в США нефте– и продуктопроводы, связывающие Техас и Луизиану с Нью-Йорком, Чикаго и другими городами Северо-Востока и Среднего Запада.
В качестве второго крупного нефтяного района США можно выделить Южную Калифорнию. Нефть здесь была обнаружена перед Второй мировой войной. На ее разработке выросли многие крупные монополии, включая «Оксидентл петролеум» А. Хаммера. Добыча ведется как на суше, в том числе в городской черте Лос-Анджелеса, так и в пределах континентального шельфа.
Третий, самый молодой нефтяной район США – А л я с к а.
Открытие нефти на Аляске можно отнести к великим геологическим открытиям второй половины XX в. Хотя геологическое изучение этого полуострова началось еще в середине 1920-х гг., первая нефть здесь была обнаружена лишь в конце 1950-х гг. Это случилось в районе залива Кука и п-ова Кенай в южной части Аляски, где бурились «морские» скважины, причем в чрезвычайно сложных природных условиях (ледяные глыбы, девятиметровые волны). Чтобы завезти сюда оборудование только для одной скважины, требовалось 15 рейсов самолета «Геркулес». А стоила такая скважина несколько миллионов долларов.