Такое освоение Большой Калифорнийской долины стало возможным только благодаря сооружению сложных гидротехнических и оросительных систем, которое началось в 1931 г. и было завершено в основном в начале 1950-х гг. За это время здесь были построены более 1000 водохранилищ местного и еще 150 – федерального значения, десятки тысяч километров больших и малых оросительных каналов, при этом главная задача заключалась в перераспределении речного стока между северной частью долины, обладающей 70 % ее водных ресурсов, и южной ее частью, где расположено 80 % земель, нуждающихся в воде. В результате ныне по магистральным оросительным каналам ежегодно перебрасывается 20 млрд м3 воды, 4/5 которой потребляется сельским хозяйством, а остальное – городами. Между земледелием, с одной стороны, и промышленностью и коммунальным хозяйством – с другой, существует острая конкуренция за воду.
Интересно также, что штат Калифорния занимает ведущие позиции в стране по использованию альтернативных источников энергии. Здесь в знаменитой Долине гейзеров находится крупнейшая в США и в мире ГеоТЭС «Гейзерс», которая в конце 1980-х гг. имела мощность 2млн кВт. (В дальнейшем внутреннее давление в подземном котле этой ГеоТЭС стало падать, и поступление горячего пара уменьшилось.) Калифорния была и остается главным в США районом строительства ветровых электростанций. Здесь же, в пустыне Мохаве, работает несколько солнечных электростанций. В целом же 1–2 млн жителей штата пользуются электроэнергией, произведенной при помощи альтернативных ее источников.
Рис. 209. Большая Калифорнийская долина
Соединенные Штаты как мировой экономический лидер занимают ведущие позиции и в международных экономических связях. На эту страну приходится 1/10 мирового внешнеторгового оборота, 1/4 всего объема прямых инвестиций, вложенных в экономику других стран.
Для объяснения столь высоких показателей нужно вспомнить об огромной, дающей 1/3 валового национального продукта США, «второй экономике» этой страны, которую крупные ТНК создали во всех главных регионах земного шара; именно она стала одним из самых ярких примеров транснационализации и глобализации мирового хозяйства. Достаточно сказать, что зарубежные филиалы только пяти крупнейших американских ТНК обеспечивают работой более 400 тыс. человек. Нужно упомянуть и об особой роли американской валюты – доллара, на который приходится 2/3 всех мировых валютных резервов.
Тем не менее США нельзя назвать страной с открытой экономикой. Если обратиться к основным показателям—индикаторам этого понятия, то окажется, что по ним США значительно уступают большинству других экономически развитых государств. Например, экспорт из расчета на душу населения в США составляет 2750 долл., а в Западной Европе – 8300 долл. Экспортная квота в США также намного ниже, чем в большинстве других стран Запада (рис. 116 в части I). Это объясняется в первую очередь значительной ролью внутреннего рынка США, отличающегося очень большими размерами. Хотя в экономической литературе нередко обращается внимание на то, что в последнее время в США наметился переход от относительно автономного к более открытому типу хозяйства. Так, коэффициент открытости их экономики увеличился с 4 % в I960 г. до почти 11 % в 2000 г.
Наиболее традиционная форма международных экономических связей США – внешняя торговля. Перемены в характере ее развития за последние десятилетия демонстрирует таблица 68.
Таблица 68
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ США В 1960–2006 гг.
Из анализа таблицы 68, можно сказать, напрашиваются два главных вывода. Во-первых, о том, что в 1960–2006 гг. экспорт США увеличился в 51, а импорт – почти в 127 раз. Во-вторых, о том, что с течением времени объем импорта США стал все более превышать объем экспорта, а это в свою очередь привело к росту пассивности торгового баланса страны. В 2006 г. торговый дефицит достиг поистине беспрецедентных абсолютных размеров. А в относительных показателях он составил 6 % от ВВП, превысив все экспортные поступления. Подобный рост торгового дефицита объясняется несколькими причинами. Одна из них – рост цен на нефть и нефтепродукты с конца 1990-х гг. Другая причина – сохранение большой доли импорта в потреблении многих минеральных ресурсов (табл. 102 в книге I). Третья причина – ослабление позиций США на некоторых товарных рынках из-за возросшей конкуренции других развитых и развивающихся стран. Примерами такого рода могут служить многочисленные торговые войны США: «автомобильная» с Японией, «банановая» (США контролируют 70 % мирового рынка бананов) и «говяжья» – с Европейским союзом и т. д. Нужно иметь в виду и то, что монополиям США приходится вести борьбу со своими конкурентами не только на международном, но и на своем внутреннем рынке. На рубеже XX и XXI вв. США удовлетворяли путем импорта 12 % своего внутреннего спроса на товары и услуги, но во многих отраслях эта доля была гораздо большей.
Товарная структура внешней торговли США за последние два-три десятилетия подверглась довольно существенным изменениям, которые отражают как структурные сдвиги во всей экономике страны, так и изменение ее позиций в международном географическом разделении труда.
В структуре экспорта США еще более возросла доля машин и оборудования (с 43 % в 1975 г. до 62 % в конце 1990-х гг.). Главными статьями экспортной специализации международных корпораций США были и остаются нефтедобывающее, горнодобывающее, строительное оборудование, промышленные двигатели, сельскохозяйственные машины, автомобили, самолеты. Но к ним добавились компьютеры и полупроводники, телекоммуникационное оборудование, научные и медицинские приборы, аэрокосмическая и лазерная техника. Выросла также доля потребительских непродовольственных товаров, включая бытовые, офисные и фармацевтические. Наряду с этим несколько сократилась доля промышленного сырья и материалов (металлов и химикатов) и в особенности продовольственных товаров. Но при этом США по-прежнему остаются крупнейшим в мире экспортером кукурузы и соевых бобов (70 % мирового экспорта), пшеницы (35 %), а также риса, хлопка-волокна и табака. Еще быстрее, чем экспорт товаров, растет экспорт разного рода услуг; по его размерам (340 млрд долл. в год) США занимают первое место в мире.
Не меньшие, если не большие, изменения произошли и в структуре импорта США. В середине 1970-х гг. он более чем на 50 % состоял из промышленного сырья и материалов, а остальная его часть примерно в равных долях приходилась на машины и оборудование, автомобили, продовольствие и промышленные потребительские товары. Теперь главной статьей импорта стали машины и оборудование. Конечно, это связано с увеличением спроса на них в ходе структурной перестройки экономики. Но нужно учитывать и то, что большая часть ввезенного оборудования установлена на предприятиях, созданных в США иностранным капиталом. Увеличился также импорт автомобилей, непродовольственных потребительских товаров (текстиль, обувь, теле– и видеотехника, кино– и фотоаппаратура). А доля промышленного сырья, материалов и продовольствия в импорте США сократилась. В сырьевом импорте главную роль играют нефть и нефтепродукты, металлы и металлоизделия, химические товары, строительные материалы, бумажная продукция. А в продовольственном импорте – фрукты и овощи, мясопродукты и птица, вино и другие алкогольные напитки, кофе, какао, сахар, рыба и моллюски.
Географическое распределение внешней торговли США также не остается неизменным. В начале 1970-х гг. примерно 70 % ее приходилось на другие развитые страны и около 30 % – на развивающиеся. К концу 1990-х гг. доля развитых стран заметно уменьшилась, а развивающихся – возросла. Из развитых стран США больше всего торгуют с Германией, Великобританией и Нидерландами в Западной Европе, с Канадой, Японией и Республикой Корея, а из развивающихся стран – с Мексикой и Бразилией в Латинской Америке, Китаем и новыми индустриальными странами Азии. При этом Мексика и Малайзия направляют в США 90 % своего экспорта, Канада – 80, Филиппины – 40, Бразилия – более 30, Япония – около 20 %. Для всех этих стран доступ на рынок США стал одним из важнейших условий экономического развития. Напомним, что и по торговле услугами США занимают первое место в мире. Только доход от международного туризма составляет 86 млрд долл. в год – это примерно соответствует суммарному доходу Франции и Италии.
В литературе можно встретить и интересные для экономико-географа сведения об участии во внешнеторговых связях отдельных районов США. До сравнительно недавнего времени в промышленном экспорте США лидировали штаты Северо-Востока и Приозерья, но затем первенство перешло к штатам Юга и Тихоокеанского Запада. Именно в них важное место занимают современные, более конкурентоспособные и ориентирующиеся на внешние рынки (прежде всего АТР и Латинской Америки) производства, в том числе и наукоемкие. Что же касается Северо-Востока, то он в гораздо большей степени зависит от промышленного импорта. Вот почему в качестве главных штатов-экспортеров теперь выступают Калифорния, Техас и Вашингтон, и только за ними следуют штаты Нью-Йорк, Мичиган, Иллинойс, Огайо и др.