В начале XXI в., как уже было сказано, в Латинской Америке существуют 33 независимых государства (из них 12 – в составе Содружества, возглавляемого Великобританией). Еще пять островов в Карибском бассейне пользуются самоуправлением, будучи заморскими департаментами Франции или заморскими частями Королевства Нидерландов. Но восемь небольших островных территорий еще продолжают оставаться владениями Великобритании (семь) и США (одна). Особый статус «свободно присоединившегося к США» государства с правом самоуправления имеет Пуэрто-Рико.
По форме правления независимые страны Латинской Америки отличаются от стран зарубежной Европы и зарубежной Азии гораздо большей однородностью. Все они имеют республиканский строй и все, за одним исключением, являются президентскими республиками. К республикам относятся и три страны, входящие в состав Содружества (Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Особое место занимает Куба– единственная из стран региона, относящаяся к числу социалистических государств.
По форме административно-территориального устройства в Латинской Америке – как, впрочем, и в других крупных регионах мира – преобладают унитарные государства. Однако четыре самых крупных ее страны – Бразилия, Мексика, Аргентина и Венесуэла[109] – имеют федеративное государственное устройство (табл. 10 в книге I). Здесь есть и одна совсем маленькая федерация – Сент-Китс и Невис, состоящая из двух небольших островов, каждый из которых имеет статус федеральной единицы.
Латинская Америка обладает поистине огромными природными ресурсами – как невозобновляемыми, так и возобновляемыми и неисчерпаемыми.
К категории невозобновляемых ресурсов относятся прежде всего полезные ископаемые. В зарубежном мире Латинская Америка особенно выделяется по запасам редких и рассеянных элементов – ниобия, лития, бериллия, а также молибдена (более 1/2), медных руд (более 2/5), серы, сурьмяных руд и серебра (1/3), железных, оловянных руд и бокситов (1/4), нефти (более 1/10). Но распределение их по территории региона подчиняется геологическим – прежде всего тектоническим – закономерностям, которые позволяют выделить в пределах Латинской Америки четыре крупных структурных части.
Первую, самую большую по площади, структурную часть образует Южно-Американская платформа, простирающаяся от Атлантического океана вплоть до горной системы Анд; в основе ее лежит Южно-Американская плита. С древними щитами этой платформы, выходящими на поверхность в районе Бразильского и Гвианского плоскогорий, генетически связаны очень крупные бассейны высококачественных (65–70 % железа) гематитовых и магнетитовых железных руд. Самый крупный из них находится в Бразилии, в штате Минас-Жерайс, название которого означает «главные рудники». Месторождения этого бассейна (как и бассейна оз. Верхнего в США) содержат и богатые, и относительно бедные железные руды, которые также разрабатываются. Примером такого рода может служить хотя бы широко известное еще в XIX в. месторождение Итабира, которое содержит и очень богатые руды, и железистые кварциты – итабириты.
В 1960-х гг. был разведан и стал осваиваться другой крупный железорудный бассейн Бразилии – Каражас – с запасами 18 млрд т и средним содержанием железа в руде 66 %. Еще один крупнейший бассейн находится в Венесуэле, на севере Гвианского плоскогорья. Значительное месторождение железных руд недавно было разведано в Боливии, на западной окраине Бразильского плоскогорья.
В пределах Бразильского и Гвианского плоскогорий есть также крупные месторождения марганца, связанные уже с корами выветривания кристаллического фундамента. А на влажных окраинах этих плоскогорий в результате новейших процессов выветривания возникли очень крупные месторождения бокситов, образующие обширную бокситоносную провинцию, протягивающуюся по территории Венесуэлы, Гайаны, Суринама, французской Гвианы и Бразилии. Содержание глинозема в бокситах составляет 50–60 %, а залегают они на небольших глубинах, позволяющих добывать их открытым способом.
Вторую структурную часть образует горный пояс Анд, протягивающийся вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки. Это область молодой складчатости, входящая в состав Тихоокеанского рудного (металлогенического) пояса, обрамляющего побережья Тихого океана и в Америке, и в Азии. Она особенно богата разнообразными рудными полезными ископаемыми, которые в большинстве случаев обязаны своим возникновением магматическим интрузиям и древнему вулканизму. Даже неполный перечень их включает в себя медные, оловянные, железные, свинцово-цинковые, молибденовые, вольфрамовые, сурьмяные руды, руды благородных металлов. Однако по размерам и значению среди них выделяются медные и оловянные руды.
Медно-порфировые месторождения очень характерны для всего американского отрезка Тихоокеанского рудного пояса. Они протягиваются почти сплошной полосой от канадской Британской Колумбии до южных районов Чили. В пределах Анд они разведаны в Колумбии, Эквадоре, Перу, Чили. Но при этом примерно 2/3 всех запасов приходится на долю Чили. Среднее содержание меди в чилийских рудах составляет 1,6 %, что значительно выше, чем в большинстве других стран. А себестоимость добычи здесь значительно ниже, поскольку почти вся руда доступна для извлечения открытым способом. К тому же медные руды обычно комплексные и содержат также молибден.
В Чили несколько особенно крупных медных месторождений. Все они расположены высоко в Андах. На севере страны в районе пустыни Атакама лежит самое большое и самое известное из них – Чукика-мата, открытое в 1915 г. Оно находится примерно в 140 км от побережья океана на высоте 2800 м и разрабатывается при помощи открытых карьеров. Запасы Чукикаматы оцениваются в 10 млрд т медно-молибденовой руды, что соответствует 60 млн т чистой меди и 200 тыс. т молибдена. В южной части пустыни Атакама располагается крупное месторождение Эль-Сальвадор. К северу от Сантьяго находится самое высокогорное в мире (3800 м) медное месторождение Рио-Бланко. А к юго-востоку от столицы Чили на высоте 2800–3000 м расположено месторождение Эль-Теньенте, лежащее в кратере потухшего вулкана.
По запасам оловянных руд особенно выделяется Боливия, где оловянный пояс протягивается вдоль западного склона Анд на тысячу километров. Среди многочисленных месторождений этого пояса наиболее известны Льялья-гуа и Потоси. Первое из них интересно тем, что находится в жерле потухшего вулкана на высоте 3500–3900 м. Что касается второго, то оно сыграло очень большую роль в истории региона.
Город Потоси, расположенный в Андах на высоте 4200 м над уровнем моря, был основан испанскими конкистадорами еще в середине XVI в. В XVII в. он насчитывал 160 тыс. жителей и являлся крупнейшим городом Америки. Это связано с тем, что в его окрестностях было найдено богатое месторождение серебряных руд. В XVII–XVIII вв. оно обеспечивало половину всей мировой добычи этого металла. На мулах и носильщиках серебряная руда доставлялась через Анды на побережье Тихого океана, затем на судах транспортировалась до Панамского перешейка, сухопутными путями через него, затем снова на судах до Гаваны, откуда «серебряные флотилии» отплывали в Испанию. Однако уже к началу XIX в. серебряное месторождение Потоси оказалось истощенным, а затем было исчерпано. Теперь здесь добывают олово и сурьму.
Пояс Анд славится также некоторыми нерудными полезными ископаемыми, среди которых первое место занимает селитра.
Наилучшие условия для образования залежей селитры сложились в пустыне Атакама, где они формировались в усыхавших водоемах. Ныне эти залежи протягиваются на десятки километров при мощности пластов от нескольких сантиметров до нескольких метров, причем находятся они у самой поверхности. Общие запасы селитры в Чили оцениваются в 250–300 млн т. Это составляет примерно 98 % мировых запасов.
Многие Андские страны известны также добычей различных драгоценных камней. В первую очередь это относится к Колумбии, выделяющейся во всем мире по добыче изумрудов.
Третью структурную часть образуют краевые и межгорные прогибы Анд, выполненные осадочными отложениями. Именно с ними связаны месторождения нефти и природного газа, разведанные в Венесуэле, Колумбии, Эквадоре, Перу, Аргентине. При этом примерно 1/2 общих запасов нефти в регионе приходится на долю Венесуэлы. В свою очередь, 4/5 запасов этой страны концентрируется в бассейне Маракайбо, который расположен в одноименной межгорной тектонической впадине. Его основу составляет уникальное нефтяное месторождение Боливар, открытое в 1917 г. Оно протягивается вдоль северо-восточного берега озера Маракайбо, но на 4/5 скрыто под его водами (рис. 221). Однако местная нефть отличается высоким содержанием серы.
В Венесуэле же, в районе нижнего течения Ориноко, расположен еще один крупный нефтяной бассейн, который пока не разрабатывается. Это объясняется тем, что здесь залегает так называемая тяжелая нефть, которую можно добывать только по специальной технологии. Не случайно этот бассейн иногда называют «Асфальтовым поясом». А в Колумбии с осадочными отложениями связаны крупнейшие во всем регионе запасы каменного угля. Местные индейцы еще в древние времена применяли его для обогрева наряду с растительным топливом.
Рис. 221. Нефтегазоносный бассейн Маракайбо в Венесуэле
Наконец, к четвертой структурной части Латинской Америки можно отнести всю Среднюю Америку, охватывающую территорию Мексики, стран Центральной Америки и Антильской островной дуги. Платформенные образования для нее не характерны, но зато складчатые представлены отложениями и тектоническими формами самых разных возрастов.