И все же из богатой материальной и духовной культуры коренных народов Латинской Америки до наших дней дошло лишь немногое. Эта культура была почти до основания разрушена в эпоху испано-португальских завоеваний Нового Света. Особенно не повезло Карибскому бассейну, с которого началась испанская колонизация: коренное население Гаити, Пуэрто-Рико, Кубы, Малых Антильских о-вов, Коста-Рики было уже в XVI в. уничтожено фактически полностью.
В 1521 г., когда по приказу Э. Кортеса была проведена перепись населения Новой Испании (Мексики), оказалось, что в этой стране проживают более 9 млн человек, в том числе 7,3 млн ацтеков. А в начале XIX в. А. Гумбольдт оценивал население Мексики в 5,8 млн человек. В Боливии, Чили, Аргентине, Бразилии индейское население было оттеснено в глубинные труднодоступные районы.
«Золото было тем магическим словом, которое гнало испанцев через Атлантический океан», – писал Энгельс. И действительно, в погоне за золотом испанский конкистадор Эрнан Кортес в 1521 г. с невероятной жестокостью разрушил государство ацтеков и их столицу Теночтитлан. Английский писатель Генри Хаггард воспроизвел эти события в романе «Дочь Монтесумы». Другой конкистадор – Франсиско Писарро – с такой же жестокостью разграбил и уничтожил государство инков. В 1532 г. он обманным путем захватил Верховного Инку Атауальпу, который в обмен на свою свободу предложил неслыханный выкуп: обещал заполнить золотом комнату, служившую ему местом заключения, до высоты поднятой руки. Верховный Инка сдержал свое слово, но испанцы, получив золото, казнили его.
Почти полное истребление индейцев в одних районах и значительное сокращение их численности в других (при сравнительно небольшой численности самих европейцев) поставило перед колонизаторами вопрос о рабочей силе, который был разрешен главным образом путем ввоза негров-рабов из Африки. Общая численность привезенных в Америку негров за три столетия работорговли составила примерно 10 млн человек. Главным распределительным центром работорговли стал о. Ямайка, куда первые рабы были завезены еще в 1513 г. Отсюда они направлялись на плантации и рудники Карибских стран, Гвианы, Бразилии. В большинстве из них рабство было официально отменено только во второй половине XIX в.
Так сложились те три главных расово-этнических элемента, о которых было сказано выше. При этом первое место в социальной иерархии колониального общества принадлежало креолам – родившимся в Америке потомкам испанских и португальских завоевателей. Далее шли индейцы, негры и многочисленные смешанные группы. К смешанным группам относились метисы – потомки от браков креолов с индейцами, мулаты – потомки от браков креолов с неграми и самбо – результат браков негров и индейцев (рис. 224).
В XIX в. и первой половине XX в. «белое» население Латинской Америки значительно возросло. Это было связано с тем, что после крушения испанской и португальской колониальных империй молодые независимые государства оказались заинтересованными в дополнительной иммиграции для освоения новых земель, расширения добычи полезных ископаемых. А быстрое развитие морского транспорта сделало возможной перевозку иммигрантов из Европы.
Когда европейцы выбирали место для переселения, им обычно хотелось, чтобы оно в наибольшей мере напоминало «старую родину». Вот почему основные потоки иммигрантов направлялись в Аргентину, Уругвай, юго-восточные и южные районы Бразилии. Всего в Латинскую Америку переселились 10–12 млн иммигрантов, в том числе в Аргентину – 6,5 млн, в Бразилию – 3,5 млн. Сначала среди них преобладали испанцы и португальцы, затем – итальянцы и немцы. В начале XX в. стали прибывать переселенцы из славянских стран – поляки, белорусы, украинцы, русские. Приток англичан, французов и голландцев был значительно меньшим.[110]
В середине XIX в., после отмены рабства, значительных масштабов достиг также ввоз рабочей силы по контракту из Индии, Китая и Индонезии. Англичане ввозили законтрактованных сельскохозяйственных рабочих на плантации английской Гвианы, а голландцы – нидерландской Гвианы. Можно отметить также иммиграцию японцев в Бразилию в 20—40-х гг. XX в.; теперь их здесь более 1 млн.
Так сформировалась современная этническая карта Латинской Америки (рис. 225). На ней отчетливо виден испано-португальский ареал, в пределах которого без особого труда ассимилировались также романоязычные иммигранты XIX–XX вв. Преобладание именно такой иммиграции и привело к тому, что весь регион стали называть сначала Иберо-Аме-рикой, а перед Второй мировой войной в обиход вошел термин «Латинская Америка». Еще более обширен ареал, где креольское население сочетается с метисами, а также с неграми и мулатами. Наконец, в глубинных районах по-прежнему преобладают индейские народы, общая численность которых к началу 1990-х гг. составляла 35–40 млн человек.
Если рассмотреть достаточно распространенную карту народов Латинской Америки, то окажется, что большинство стран этого региона отличается весьма сложным этническим составом. Так, даже без учета мелких индейских племен в Бразилии насчитывается более 80, в Мексике и Аргентине – более 50, в Боливии, Венесуэле, Перу, Колумбии, Чили – более 25 различных народов. Конечно, эти и другие народы уже консолидировались в единые крупные нации, охватывающие подавляющую часть населения соответствующих стран. Например, кубинцы, бразильцы и колумбийцы составляют более 92–95 % населения Кубы, Бразилии и Колумбии, парагвайцы и чилийцы – более 90 % населения Парагвая и Чили, венесуэльцы и мексиканцы – более 85 % населения Венесуэлы, Мексики. Однако нельзя забывать и о том, что эти нации сформировались на смешанной основе. В зависимости от такой их основы страны Латинской Америки обычно объединяют в несколько групп.
Рис. 224. Схема расово-этнического состава населения Латинской Америки
Во-первых, это страны, где основу соответствующих наций составили креолы и другие европейские переселенцы. К ним относятся Аргентина, Уругвай и Коста-Рика.
Во-вторых, это страны, где основу наций составили метисы: Мексика, Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Панама, Эквадор, Перу, Чили.
В-третьих, это страны, где до сих пор преобладают индейцы – Парагвай и Боливия.
В-четвертых, это небольшие страны, где нации сформировались на основе народов африканского (Гаити, Ямайка) или азиатского (Суринам, Гайана) происхождения.
Языковой состав населения Латинской Америки гораздо более однородный. Со времени начала европейских завоеваний сюда были привнесены испанский, португальский и другие европейские языки. В наши дни испанский язык служит государственным (официальным) языком в 18 странах, а говорят на нем 280–300 млн человек. Характерно, что в «латиноамериканском» испанском языке под влиянием иммиграции появилось немало заимствований из итальянского, французского, немецкого, английского языков. Второе место занимает португальский язык, ставший государственным языком Бразилии (рис. 226). К числу англоязычных стран относятся Ямайка, Барбадос и некоторые другие из Антильских о-вов, а также Гайана. Французский язык принят в качестве официального на Гаити, Гваделупе, Мартинике, во Французской Гвиане, а голландский – в Суринаме и на принадлежащих Нидерландам Антильских о-вах. В Мексике, Перу, Боливии, Парагвае наряду с испанским официальными языками считаются индейские языки (ацтекский, кечуа, гуарани и др.).
Рис. 225. Этническая карта Южной Америки
Религиозный состав населения Латинской Америки во многом определяется ее этническим составом и также тесно связан с историей ее колонизации. Примерно 9/10 ее населения исповедуют католицизм, который насильственно насаждался во всех испанских и португальских колониях, тогда как принадлежность к другим вероисповеданиям преследовалась инквизицией. Кроме католиков, есть также протестанты и православные, а из приверженцев нехристианских религий – индуисты и мусульмане (в среде выходцев из Азии). У некоторых групп индейцев до сих пор сохранились пережитки дохристианских традиционных верований и обрядов. Безусловно, господствующей религией в регионе было и остается христианство. Более того, по общему количеству христиан (165 млн) Бразилия занимает второе место в мире после США, а Мексика (98 млн) – третье.
Как уже было отмечено, Латинскую Америку рассматривают обычно в качестве единого культурного региона. Но это не исключает и попыток подразделения ее на культурные (культурно-географические) субрегионы. Подобную попытку предпринял, например, А. П. Кузнецов, который выделил в пределах региона: 1) Андский пояс (метисы, индейцы, официальные языки испанский, индейские, преобладающая религия – католицизм); 2) Вест-Индию (мулаты, негры, официальные языки английский и французский, религии – католицизм, протестантизм); 3) «Гвианский треугольник» (потомки выходцев из Южной Азии, негры, официальные языки английский и голландский, а религии – индуизм, ислам, католицизм, протестантизм); 4) Юго-Восток (потомки европейских переселенцев, официальные языки испанский и португальский, религия – католицизм).
В большинстве работ, посвященных Латинской Америке, она характеризуется как один из наименее плотно заселенных крупных регионов мира. В общем, это верно. Но нельзя не видеть и того, что с началом демографического взрыва население Латинской Америки стало расти очень быстрыми темпами. А это, в свою очередь, отражается и на показателе плотности населения, который в 1950 г. составлял всего 8 человек, к 1990 г. поднялся до 22, а к 2006 г. – до 27 человек на 1 км2. Следовательно, теперь он значительно выше, чем в Северной Америке, не говоря уже об Австралии и Океании.