Из отдельных субрегионов Латинской Америки наиболее высокими показателями плотности населения отличаются небольшие островные государства Карибского бассейна. «Рекордсменом» среди них является Барбадос, где плотность населения достигает 630 человек на 1 км2. На Гренаде и Гаити она превышает 300 человек, а на Ямайке, Тринидаде и Тобаго и некоторых других островах – 230–250 человек на 1 км2. Среди стран Центральной Америки подобный показатель плотности имеет только самый маленький по площади Сальвадор. Для Южной Америки наиболее типичны показатели плотности в пределах 10–30 человек на 1 км2. Плотность ниже этой «нормы» имеют только Боливия, Суринам, Гайана и особенно французская Гвиана (рис. 47 в книге I).
Рис. 226. Языки Южной Америки
Рис. 227. Распределение населения Южной Америки по плотности (по М. В. Омельченко и С. А. Польскому)
Эти сравнительные исходные данные сами по себе познавательно интересны, но они отнюдь не раскрывают закономерностей размещения населения в регионе. Для их характеристики лучше всего использовать рисунок 228. Он наглядно показывает, что в Южной Америке в целом наименее заселены внутренние районы – огромные пространства тропических лесов Амазонии, часть которых вообще безлюдна, и некоторые горные области Анд. Это свидетельствует о слабой освоенности значительной части территории континента. Что же касается более густо заселенных территорий, то Я. Г. Машбиц в своей известной монографии о Латинской Америке подразделил их в соответствии с двумя различными типами размещения населения (и шире – производительных сил): внутренним и приокеаническим.[111]
Внутренний тип расселения характерен для Мексики, стран Центральной Америки и большинства Андских стран. Основная часть населения в них сосредоточена в местностях, расположенных на высотах от 1000 до 2500 м, а иногда и выше. Такой тип расселения сложился здесь задолго до начала европейской колонизации. Это объясняется более благоприятными условиями обитания людей в климатических условиях «тьерра темплада» («умеренной земли») по сравнению с условиями «тьерра кальенте» («жаркой земли») на побережьях океанов. Именно в плоскогорных и горных районах здесь возникли главные очаги земледелия и разработок минерального сырья. Впрочем, в большинстве стран с внутренним типом расселения в той или иной степени освоены и побережья.
В качестве классического примера страны этого типа обычно рассматривается Мексика, где наиболее плотно заселено Мексиканское нагорье, расположенное на высоте более 2000 м над уровнем моря.
Это нагорье привлекло сначала ацтеков, которые основали здесь свою столицу – Теночтитлан, а затем испанцев, которые отстроили на его руинах Мехико – столицу колонии Новая Испания, а затем независимой Мексики. При выборе места и те и другие исходили из наличия здесь таких благоприятных природных предпосылок, как мягкий климат, плодородные почвы, лесные массивы, месторождения серебряных и других руд. Для испанцев, помимо того, большую роль играла относительная близость морских портов Веракрус и Акапулько, через которые они осуществляли связи со своей прародиной. Районы же пустынь, полупустынь и тропических лесов, несмотря на неоднократные попытки их освоения, до сих пор заселены значительно слабее: на п-ове Юкатан и в Нижней Калифорнии плотность населения составляет всего 2 человека на 1 км2. Только в последнее время в заселении окраинных территорий наметился сдвиг.
Ярким примером страны того же расселенческого типа может служить Боливия – едва ли не самая высокогорная страна мира, где более половины населения живет на плоскогорье Альтиплано, расположенном на высоте 3300–3800 м над уровнем моря.
Фактическая столица Боливии Ла-Пас («мир») также считается самой высокогорной столицей мира и единственным городом-миллионером, возникшим на такой высоте. Основанный испанцами в 1548 г., этот город лежит в чашеобразной долине р. Ла-Пас. Характерно, что благоустроенные центральные его районы расположены на высоте примерно 3200 м над уровнем моря, а окраинные трущобные районы поднимаются по склонам Центральных Анд до высоты 4100 м. Еще в 1960-х гг. правительство Боливии начало предпринимать усилия для перемещения избыточного населения из района Альтиплано в восточные низменные районы, находящиеся уже в пределах Амазонии. Но к заметным изменениям в расселении они так и не привели.
В отличие от внутриконтинентальной Боливии Колумбия имеет широкий выход к двум океанам. Тем не менее их побережья заселены довольно редко. Еще реже заселена восточная часть страны, находящаяся в верховьях Ориноко и левых притоков Амазонки. Здесь, в тропических лесах и высокогорных саваннах (льянос), занимающих 3/5 территории Колумбии, проживает только 2 % ее населения, а средняя его плотность составляет примерно 1 человек на 1 км2. Основное же население сосредоточено в Андах, преимущественно в межгорных котловинах с благоприятными почвенно-климатическими условиями. В таких котловинах расположены и главные города страны – Богота, Медельин и др.
Перу и Эквадор также обычно относят к странам с внутренним типом расселения, который сложился еще в доколумбову эпоху, при империи инков.
Центром этой империи, ее столицей был город Куско, название которого происходит от слова «коско», что на языке индейцев кечуа означает «пуп», «пупок», т. е. «центр». Наряду с Теночтитланом Куско был крупнейшим городом доколумбовой Америки, резиденцией Великого Инки, особо почитавшейся как «город Солнца». Известный ныне развалинами инкских дворцов и храмов, разрушенных испанскими конкистадорами, этот город расположен в межгорной долине на плоскогорье Пуна и лежит на высоте около 3400 м над уровнем моря. Не меньшей достопримечательностью этого района являются руины инкской крепости Мачу-Пикчу, расположенные на неприступной вершине.
И в наши дни почти половина населения Перу живет в горах (сьерре) на высоте более 2500 м, а 15 % – на высоте более 3500 м. Здесь же проходит самая высокогорная в мире железная дорога, достигающая 4800 м, т. е. высоты Монблана! Построенная в конце XIX в., она насчитывает более 60 мостов и столько же туннелей.
Западные предгорья Анд были освоены уже в основном испанцами. Здесь в 1535 г. Франсиско Писарро основал Лиму, которая стала сначала столицей вице-королевства, а затем и республики Перу. Долина р. Римок, где расположена Лима, ныне имеет самую высокую в стране плотность населения, превышающую 120 человек на 1 км2. При испанцах было заселено и Тихоокеанское побережье (коста), где ныне обитают уже 2/5 перуанцев. Следовательно, здесь внутренний тип расселения как бы сочетается с приморским. И только тропические леса на крайнем востоке (сельва) по-прежнему остаются малолюдными.
Примерно такая же расселенческая картина характерна и для Эквадора. Столица этой страны – Кито – один из старейших городов Латинской Америки, основанный испанцами в 1534 г. на месте разрушенного ими индейского поселения, располагавшегося на южном склоне вулкана Пичинча. Кито находится на высоте 2800 м над уровнем моря. И до сих пор значительная часть населения Эквадора живет высоко в горах, точнее, в межгорных котловинах. Однако, как и в Перу, в связи с развитием плантационного хозяйства в последние десятилетия здесь были довольно плотно заселены и прибрежные районы.
Второй, приокеанический тип расселения особенно характерен для Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, а также Вест-Индии, что в значительной мере также связано с направлением европейской колонизации.
Португальская колонизация Бразилии стала осуществляться в начале XVI в. с северо-восточной части страны, где находился и самый большой город – Салвадор (первоначальное название Баия-де-Тодос-ос-Сантос – «бухта всех святых»), бывший не только центром развитого экономического района, но и столицей колонии. Однако в 1763 г. столица была перенесена в Рио-де-Жанейро, который также был основан в начале XVI в.
Еще в 30-х гг. XVI в. вся прибрежная территория Бразилии была разделена на 15 капитанств, земли которых король передавал выходцам из феодальной португальской знати. Так возник приокеанический тип размещения населения, который сохранился до наших дней, когда в пределах узкой приморской полосы, занимающей всего 7 % территории Бразилии, живет около половины ее населения. В то же время на западную половину страны, занимающую более 1/2 ее площади, приходится всего 5 % населения, а средняя плотность его здесь не достигает 1 человека на 1 км2.
В отличие от Бразилии испанская колонизация Аргентины, лежавшей в стороне от главных морских путей в Новый Свет, сначала шла через Анды – из Чили, Перу и Боливии. Первые испанские города-крепости (Мендоса, Тукуман, Кордова) были основаны здесь в первой половине XVI в. на стыке между горными и равнинными районами. Но затем главным центром притяжения европейских иммигрантов стал Буэнос-Айрес и примыкающие к нему земли по нижнему течению Параны и Ла-Плате. И ныне плотность населения здесь превышает 100 человек на 1 км2, тогда как Пампа имеет значительно более редкое население, а в предгорьях Анд и в Патагонии этот показатель находится на уровне 1 человека на 1 км2.
Приокеанический тип размещения населения в известной мере характерен и для Венесуэлы, где некоторые авторы выделяют две, а некоторые – три части. Преобладающее большинство населения сосредоточено здесь в прибрежных и горных районах на севере и северо-западе страны. Гораздо менее освоены льянос Ориноко и Гвианское плоскогорье, хотя после открытия крупных запасов нефти и железной руды здесь стали возникать горняцкие поселки и даже города.