Смекни!
smekni.com

Географическая картина мира книга 2 Максаковский В П (стр. 86 из 173)

Добавим, что в последнее время стали выделять также метрополитенский ареал Токио – территорию городского обитания в радиусе 50 км от вокзала Синдзюку. В пределах его находятся 150 населенных пунктов, а население еще в наши дни достигает 40 млн человек, т. е. составляло почти 1/3 общего населения страны.

Для планировки и застройки Токио всегда была характерна чрезвычайная хаотичность.

С самого начала такой хаотичностью отличалась застройка Эдо. К тому же в отличие от Петербурга, построенного по всем правилам «городской науки», и от Лондона, который после грандиозного пожара 1666 г. был застроен по единому плану, город Эдо, не менее английской столицы пострадавший во время пожара 1657 г., был восстановлен в основном в прежнем виде. В центре его находилась резиденция сёгунов дома Токугава.

После революции Мэйдзи застройка Токио продолжала оставаться очень хаотичной. Он представлял собой как бы скопление городов и поселков, постепенно поглощавшихся растущей столицей, но продолжавших жить и своей жизнью. «Можно назвать его собранием нескольких десятков городов: в каждом районе имеются свой центр, своя торговая улица», – написал в своих «Японских заметках» Илья Эренбург.

Рис. 112. Расширение территории Токийской агломерации

И в дальнейшем Токио продолжал оставаться – по выражению одного японского специалиста – «городом-амебой». Однако начиная с 1960-х гг. он постепенно стал превращаться в современный город. Важной вехой на этом пути послужила Токийская олимпиада 1964 г., во время подготовки к которой были построены не только спортивные сооружения, но и многие другие здания, дороги-эстакады, или хайвэи, покоящиеся на опорах 10-метровой высоты. В городе появилась телевизионная башня высотой 333 м, а затем стали строиться и современные небоскребы по 50–60 этажей. Однако с ними по-прежнему соседствуют не только обычная городская среднеэтажная застройка, но и целые массивы традиционных одно-двухэтажных деревянных домов. Токио растет не только вверх, но и вниз. Под его улицами и зданиями теперь располагается фактически еще один город с подземными магазинами, ресторанами, спортивными залами, складами, гаражами, которые соединяются друг с другом. Неудивительно, что ориентироваться в Большом Токио чрезвычайно трудно. И горожан, и приезжих в этом отношении очень выручают токийские таксисты, которые, по данным опросов, занимают первое место в мире по качеству, быстроте и четкости обслуживания. Конечно, можно пользоваться и густой сетью метрополитена, но поезда и станции метро почти всегда крайне перегружены. Не следует забывать и о том, что в центральную часть Токио из соседних префектур ежедневно приезжают на работу 6–7 млн человек.

Вот почему во всей литературе о Токио этот город обычно характеризуют как настоящее средоточие контрастов. «Токио, громадный и загадочный, напоминает какое-то фантастическое существо. Бок о бок сосуществуют в нем две полярные противоположности: и то, что именуется урбанистическим раем, и то, что называется городским адом». Так написано в переведенной с японского на русский язык книге «Токио через 20 лет». Урбанистический рай – это прежде всего ультрасовременные небоскребы, где размещаются учреждения и офисы. Городской ад – это узкие городские улицы, забитые автомобилями, которых здесь 5–6 млн, теснота застройки, почти полное отсутствие зелени, крайняя недостаточность канализационной сети. Что касается 200 км хайвэя, то задумывалось это строительство, обеспечивающее двухрядное движение в каждом направлении, без всяких светофоров, очевидно, как один из символов урбанистического рая. Но в условиях, когда этим хайвэем ежедневно пользуются около 1 млн автомобилистов, многокилометровые пробки превращают его скорее в урбанистический ад.

Большие контрасты существуют и между отдельными микрорайонами города. Здесь четко выделяются административный центр с императорским дворцом и зданиями парламента и министерств, торговый центр вокруг всемирно известной улицы Гинза (рис. 113). Достопримечательностями Токио считаются также крупнейший в мире рыбный рынок Цукидзи, куда надо приезжать в пять часов утра, чтобы успеть к открытию аукционов; торговый район Акихабара, специализированный на электронике (в каждом маленьком магазине здесь вам предложат десятки моделей телевизоров, видеомагнитофонов, мобильных телефонов); район Харидзюку, самый американизированный в столице, где обычно проводит время молодежь, ориентирующаяся на западный образ жизни.

Рис. 113. План центральной части Токио

Вот почему проекты коренной реконструкции Токио и его агломерации существуют уже давно. Среди них – проект создания вокруг столицы 60–80 городов-спутников. И проект рассредоточения столичных функций по всей территории мегалополиса Токайдо – от Токио до Осаки. И несколько проектов, предусматривающих осушение части Токийского залива.

Так, архитектор Кисо Курокава предложил создать в акватории этого залива насыпной остров площадью 30 тыс. га с населением в 5 млн человек. Центральная его часть должна быть опоясана двумя концентрической формы каналами, по берегам которых поднимутся высотные здания, а по их крышам будут проложены автострады. Есть также проекты сооружения в Токийском заливе четырех островов для размещения на них международного аэропорта, отелей, рекреационных зон, создания здесь плавучего острова. Фактически уже осуществляется проект, согласно которому на ранее намытых участках в Токийском заливе, которые освобождаются от портовых и иных построек, и на вновь осушаемых участках создается новый район Токио, который, по замыслу, должен стать эталоном современного международного делового, финансового и информационного центра. Все строительство разделено на четыре самостоятельных района со своей специализацией, которые будут соединены друг с другом тремя 80-метровыми аллеями автомобильного и прогулочного шоссе. Некоторые из уже возведенных зданий можно отнести к совершенно уникальным. Так, в Книге рекордов Гиннесса можно прочитать о сооружении в Токио из самоформирующегося бетона здания-пирамиды высотой 2004 м. Этот ультранебоскреб должен разгрузить перенаселенный город. По проекту он вмещает в себя 1 млн человек, занимая при этом площадь всего 2800 м2. При его эксплуатации будут использоваться солнечная энергия и энергия ветра, а жители будут передвигаться по зданию в циркулирующих будках. В Книгу рекордов Гиннесса попала и изобретенная здесь строительная технология «Тиап», предусматривающая автоматическое возведение высотных зданий. Сущность ее заключается в том, что дом возводится сразу целыми этажами.

Впрочем, наряду с проектами реконструкции Токио существуют и проекты переноса столицы в другой город. Во всяком случае, в начале 1993 г. парламент страны принял именно такое решение, отведя на его реализацию трехлетний срок. Трудно, однако, поверить, что дело дойдет до практического осуществления этого проекта.

71. Модели развития японской экономики

Современная Япония – один из общепризнанных лидеров мировой экономики. Действительно, по таким важным показателям, как ВВП (и в общем, и в душевом исчислении), технологический уровень производства, производительность труда, золотовалютные резервы, да и по многим другим она опережает почти все страны мира. Так, по выпуску наукоемкой продукции она уступает только США, а по расходам на НИОКР (3–3,8 %) опережает их. Как уже отмечалось, она образует один из десяти важнейших центров мирового хозяйства (рис. 59 в книге I).

Некоторые авторы пишут о том, что в плане экономического развития Япония – довольно консервативная страна, которая за последние полтора столетия только дважды испытала радикальную экономическую перестройку. Первый раз – после революции Мэйдзи, которая позволила ей перейти от старой феодальной социально-экономической системы к капиталистической экономике и поистине стать Страной восходящего солнца. И второй раз – после Второй мировой войны, когда в стране, которая потерпела в этой войне поражение и потеряла не только 2/5 промышленного потенциала, но и все свои колонии, под руководством оккупационных американских властей был осуществлен целый комплекс экономических реформ. В первую очередь они включали в себя демонополизацию, конверсию военной промышленности, денежную, налоговую, земельную реформу. Специалисты считают, что эти преобразования были еще более глубокими и масштабными, чем послевоенные реформы в Западной Германии, также проведенные с помощью США. Эти реформы заложили основу всей дальнейшей эволюции страны.

Но тем не менее экономическое развитие Японии в разные периоды второй половины XX в. было неодинаковым. В нем обычно выделяют четыре последовательных этапа, каждому из которых в какой-то мере соответствовала своя экономическая модель.

Первый этап охватил в основном 1960-е гг., когда послевоенное восстановление экономики было уже завершено и началось ее бурное развитие. Темпы экономического роста на этом этапе были очень высокими (среднегодовой прирост ВВП составлял 11–13 %). Именно они в первую очередь и олицетворяли собой наступление японского «экономического чуда». Обеспечили его в основном отрасли обрабатывающей промышленности «нижних этажей» – черная и цветная металлургия, нефтепереработка и нефтехимия, а также некоторые отрасли машиностроения, например судостроительная. Все они отличались очень высоким уровнем производственной и территориальной концентрации, ориентировались на импортное сырье и топливо (нефть, железную руду, бокситы и др.), были энерго– и материалоемкими, а также трудоемкими – благо естественный прирост населения оставался еще высоким и недостаток трудовых ресурсов не ощущался. Как иногда пишут, в этот период Япония фактически превратилась в страну-фабрику по переработке импортного сырья с расчетом на дальнейший экспорт полученной готовой продукции.