Еще один догмат – почитание в качестве священной р. Ганг (Ганга), в водах которого миллионы паломников со всей страны совершают обряд очищения – омовение. Особенно много паломников привлекает г. Варанаси, где вдоль набережной Ганга на несколько километров протягиваются каменные ступени – гхати. Именно здесь верующие предаются медитации, выполняют упражнения по системе йоги, отдыхают, чтобы затем в одежде войти в воды реки. Среди паломников обычно бывает много больных, инвалидов, надеющихся на исцеление. Недалеко от гхати находятся специальные места для кремации; быть после смерти сожженным именно в Варанаси – большой почет для индуиста. После кремации прах покойного опускают в воды Ганга в металлической урне.
Вторая по значению религия Индии – ислам. Он был привнесен в страну еще в VIII в. торговцами-арабами. Влияние ислама еще больше возросло в эпоху существования мусульманского Делийского султаната (XIII–XVI вв.) и сменившей его империи Великих Моголов (XVI–XIX вв.). Хотя при разделении бывшей Британской Индии в 1947 г. на индуистскую Индию и мусульманский Западный и Восточный Пакистан многие мусульмане выехали из Индии, их доля в ее населении и в 2001 г. составляла 13,4 % (138 млн чел.). Мусульманская община Индии занимает третье место в мире, уступая только общинам Индонезии и Пакистана. Высокий естественный прирост и продолжающаяся иммиграция привели к тому, что доля мусульман в населении страны постепенно возрастает.
Большинство мусульман живет в северной части Индии. В первую очередь это относится к штату Джамму и Кашмир, где ислам исповедует 2/3 жителей. В других штатах мусульмане не образуют большинства, но значительная их прослойка характерна для штатов Западная Бенгалия и Ассам, для Малабарского побережья. Кроме того, С. А. Горохов выделяет «мусульманский пояс», протягивающийся к северу от течения Ганга (рис. 130).
Третья по численности приверженцев религия Индии – христианство (2,3°% всех жителей). Влияние христиан наиболее велико в некоторых «малых штатах» на северо-востоке Индии, а также в штатах Керала, Тамилнад, Андхра-Прадеш. Здесь они в своем большинстве представляют обеспеченные слои общества (землевладельцы, бизнесмены, люди свободных профессий).
Четвертое место в этой религиозной иерархии занимает сикхизм (1,9 %).
Сикхизм получил распространение главным образом в Пенджабе, где приверженцы этой религии составляют половину всего населения. Он как религия и возник в Пенджабе еще в XV в. Как бы отражая географическое положение этого штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно отличается от них. Например, в отличие от индуизма он запрещает идолопоклонство, деление общества на касты, не признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины-сикхи (все они добавляют к своему имени приставку «сингх», что значит «лев») носят длинные волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.
На пятом месте стоит буддизм (0,8 %). Хотя Индия известна как родина буддизма, и в раннем средневековье он был здесь одной из главных религий, затем его практически вытеснили индуизм и ислам. Ныне буддизм в Индии имеет ограниченное распространение и влияние. Но некоторые авторы указывают на проявления так называемого необуддизма.
Наконец, на последнем месте по количеству приверженцев находится джайнизм (0,4 %), который также зародился в Индии в VI–V вв. до н. э. Несмотря на сравнительно небольшую численность, джайны играют в жизни страны довольно заметную роль, поскольку представляют главным образом средние и высшие слои общества – крупных торговцев, ростовщиков, землевладельцев и даже промышленных монополистов (семейство Бирла).
Основные догматы джайнизма – ненасилие, правдивость, воздержанность, отказ от земных благ, ненанесение вреда любому живому существу. Поэтому джайны никогда не употребляют мясную пищу, пьют воду, процеженную через ситечко, дышат через марлевую повязку, чтобы случайно не проглотить насекомое, подметают перед собой дорогу, чтобы случайно не наступить на что-то живое. Джайнам не разрешается заниматься земледелием, чтобы при пахоте не нанести вреда червям, а также некоторыми видами ремесел. Они не имеют права уничтожать даже клопов и комаров.
В заключение можно отметить, что соотношение приверженцев разных религий в Индии не остается неизменным. Как уже было отмечено, доля мусульман постепенно возрастает (в 1951 г. их было 9,9 %, в 1991 г. – 12,1 %, а в 2025 г. станет 25 %), тогда как доля представителей других религий либо несколько уменьшается (индуисты), либо остается относительно стабильной.
Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и его этнический состав, находит отражение во всей внутриполитической жизни страны, приводя к почти не прекращающимся религиозно-общинным противоречиям и конфликтам. Прежде всего это противоречия между индуистами и мусульманами, но также между индуистами и сикхами, между христианами и другими конфессиями. Соответственно сформировались и три главных района подобных противоречий – в Кашмире, в Пенджабе и в Северо-Восточной Индии.
Индуистско-мусульманский конфликт в Кашмире вот уже полвека дестабилизирует обстановку на стыке Индии и Пакистана.
Самый северный штат Индии – Джамму и Кашмир – отличается по-своему уникальным географическим и геополитическим положением. Достаточно сказать, что здесь сходятся границы пяти государств – Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана. К тому же этот горный район соседствует с лежащей к югу от него густонаселенной Пенджабской долиной, которая служит житницей и для Индии, и для Пакистана. А живут здесь народы, относящиеся к разным этническим общностям и исповедующие разные религии. Неудивительно, что в той или иной степени яблоком раздора Кашмир служит уже тысячу лет. На протяжении этого долгого времени здесь правили и индуисты, и буддисты, и мусульмане, и сикхи. А в середине XIX в. этот район был захвачен Англией и стал княжеством Джамму и Кашмир во главе с махараджей.
Новейшая история Кашмира началась в 1947 г., когда британским парламентом был принят закон о независимости Индии и ее территория оказалась разделенной на два государства – Индию и Пакистан, которые сначала получили статус доминионов. Уже тогда разразилась первая индо-пакистанская война за Кашмир, которая длилась целый год. Затем военные действия велись здесь еще не раз. На протяжении всего этого времени правительства обеих стран предпринимали немало попыток как-то договориться по проблеме Кашмира, были разработаны даже более или менее определенные соглашения. Однако кардинальное решение проблемы до сих пор не найдено. Армии двух стран в Кашмире по-прежнему разделяет лишь линия прекращения огня («линия контроля»), зафиксированная под эгидой ООН еще в начале 1949 г. Но перемирие здесь часто нарушается, число жертв растет, причем действия обеих враждующих сторон нередко отличаются особой жестокостью. Этот затяжной конфликт стал еще более опасным после того, как в 1990-х гг. и Индия, и Пакистан фактически превратились в ядерные державы. В очередной раз состояние «на грани войны» было отмечено здесь в конце 2001 г. – середине 2002 г. Специалисты подсчитали, что, если бы ядерную войну между Индией и Пакистаном не удалось предотвратить, от нее могли бы погибнуть от 500 до 800 млн человек.
В 1962 г. в Кашмире появилась еще одна демаркационная линия, на этот раз между Индией и Китаем. Ее провели после военного конфликта между двумя странами из-за плато Аксайчин («Пустыня белых камней»), которое Китай всегда считал частью Тибета. Поражение Индии в этом конфликте привело к тому, что плато Аксайчин отошло к Китаю. В результате не приходится удивляться полному упадку экономики Кашмира, который при англичанах особенно славился своими горными курортами.
По официальной индийской статистике, штат Джамму и Кашмир занимает площадь 222 тыс. км2. Но фактически Индии принадлежит только южная половина этой территории площадью 94 тыс. км2 (рис. 132). В западной ее части – исторической области Кашмир – живут кашмирцы, в большинстве своем исповедующие ислам. С юга к ней примыкает самая густонаселенная в штате историческая область Джамму, населенная дограми, исповедующими индуизм. Восточнее расположен высокогорный малонаселенный Ладакх, где живут ла-дакхи, приверженцы ламаизма. Общее население трех этих частей в 2003 г. составило 10,2 млн человек. В штате две столицы: летняя – Сринагар и зимняя – Джамму.
Еще две части штата площадью 83 тыс. км2 находятся под контролем Пакистана. Это Северные Территории с населением 1 млн человек, оккупированные им еще в конце 1940-х гг., и Азад Кашмир («Свободный Кашмир») – непризнанное самопровозглашенное государство, обычно включаемое в состав Пакистана, с 3,6 млн жителей. Наконец, на востоке расположено почти не заселенное плато Аксайчин (45 тыс. км2), находящееся под контролем Китая.
По мнению Индии, и Северные Территории, и Азад Кашмир, и Аксайчин должны быть ей возвращены. Пакистан же, напротив, претендует на индийские области Джамму и Кашмир.