Для усиленной борьбы с этим явлением необходимо знание хотя бы основных начал принципов права, необходимо уважать правовые нормы. Но эта проблема не должна возлагаться лишь на субъекта права, ведь немалую роль играют и социальные факторы: низкий уровень правовой базы, низкий уровень культуры людей создающих эту правовую базу. Достаточно сложно говорить о каком-либо уважении к нормам права, если они принимаются в условиях политических баталий, в условиях приближенных к тихой агрессии различных партий, которые, по-видимому, ставят иные цели, чем совершенствование правовой базы.
Надлежащим образом сформированное правомерное поведение предполагает: знание, и соответствующее отношение к правовым нормам создают мотив поведения, который путем постановки цели уже выходит на конструирование правовой установки, которая является последним связующим звеном между правосознанием и непосредственно правомерным поведением. Как пишет С. С. Алексеев: «в процессе усвоения социальных знаний происходит изменение позиций личности от роли стороннего наблюдателя, к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к действию».[17]
Таким образом. правомерному поведению присущ процесс осмысления, преломление внешних социальных факторов, в том числе и норм через психологические характеристики личности. Это нормальная система формирования правомерного поведения.
Но раз не все так хорошо как нам хотелось бы, раз цепочка все же может прерваться начальных звеньях, т.е. при формировании мотива, следовательно, дальнейшее создание правомерного поведения идет либо по какому-то стереотипу (который зачастую бывает порочным), либо по воле случая, что выводит лицо не закономерно на правомерное поведение, а случайно, т.е. на случайное правомерное поведение или стереотипное и т.д. К сожалению, данный факт имеет место в современной действительности. И это – не что иное как деформация правосознания – это его искажение, разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок.[18]
Виды деформаций правосознания:
– правовой инфантилизм – это несформированность и недостижимость правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.
– правовой фетишизм – это гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении тех или иных задач.
– правовой нигилизм – это отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права.
– перерождение правосознания – это крайняя степень искажения правосознания включая преступный умысел и связанное с нарушением закона.
Правовая установка личности – содержательно-динамический (поведенческий) компонент правосознания личности, выражающий предрасположенность и готовность личности к совершению правового поведения определенного типа (вида).
Результатом правового воспитания является сформировавшаяся правовая установка, показывающая отношение личности к существующим правовым установлениям и институтам, что приводит к следующему заключению: для наиболее полного понимания сущности правовой установки необходимо рассмотрение ее связи с понятием смысла, отношения, жизненной позиции.[19] Такой подход позволяет сделать вывод о том, что установка есть целостное состояние субъекта, предшествующее проявлению активности.
Понятие правовой установки тесно связано с такими понятиями, как «ориентация», «позиция» личности, что дает возможность при сопоставлении данных понятий раскрыть смысл правовой установки как одной из разновидностей социальной установки. К указанным понятиям можно также отнести «ценность» как объект, на который направлена установка.[20] Не случайно установка выступает в качестве направленности личности, ее ориентированности. Определенное отношение личности к объекту деятельности складывается на основе оценки, причем объекты осознаются как ценности, это уже фактически положительное отношение личности, способствующее выработке соответствующих им правовых установок.
Правовая установка является результатом объективации личности, представляющей вид субъектно-объектных взаимоотношений человека с окружающей действительностью. Отношение индивида к условиям социальной действительности – вот главный признак, с помощью которого можно определить установку личности, ее направленность и поведенческую готовность. Индивид становится личностью только под влиянием общества, а его деятельность в той или иной степени подконтрольна сознанию.[21]
Исходя из представленных мнений можно сделать ряд выводов:
Первое. Правовая установка как разновидность социальной установки, являясь одним из основных и важных регуляторов поведения людей, представляет собой систему потребностей, интересов, взглядов, идеалов, имеющих определенную направленность.
Второе. Правовая установка является ядром правового сознания, воплощающим базовые, отправные идеи, убеждения, ценности, относящиеся к важнейшим сферам жизнедеятельности общества и государства.
Третье. Правовая установка есть то звено, которое связывает личность и право, правовые чувства, мотивы, отношения, оценки с социально-правовой активностью, правовым поведением.
Четвертое. Правовая установка, с одной стороны, представляет собой готовность личности проявить активность в области познания, применения, реализации права, а также в правотворчестве, это «настройка» всей структуры правосознания, всех его элементов таким образом, чтобы личность смогла выполнить нормативные предписания. С другой стороны, она выражает отношение индивида, коллектива, общества в целом к Конституции РФ[22], другим действующим правовым нормам, к практике их реализации, а также к желаемым изменениям правовых институтов.
Пятое. Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые установления, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлении так, а не иначе.
Ввиду сложности структуры правовой установки, методов ее выявления классифицировать правовые установки следует по нескольким критериям, что позволяет наиболее полно раскрыть их сущность. К указанным критериям целесообразно отнести следующие:
– сфера правоотношений, регулируемая нормами той или иной отрасли права; направленность на различные отрасли права;
– длительность действия правовых установок;
– степень фиксированности установок;
– степень осознанности правовых установок;
– оценка личностью правовых предписаний (правовых норм и принципов);
– оценка личностью собственного правового поведения;
– мотивы (причины, цели) правомерного и неправомерного поведения;
– потребности, интересы личности;
– реальное поведение личности в ситуациях, предусмотренных нормами права.[23]
1). Нормы, изданные различными государственными органами, нормы различных отраслей права имеют неодинаковую силу воздействия на поведение личности. Так, правовые установки у определенного круга лиц формируются под влиянием возможности применения санкций, а различие санкций, к примеру, уголовного и трудового права, весьма существенно. Нормы различных отраслей права регулируют разные виды деятельности граждан, а деятельность – реальное поведение.
2). Различие между правовыми принципами и правовыми предписаниями предопределило и различие между правовыми установками:
– правовые установки, связанные с действием принципов права, служат характеристикой жизненной позиции личности;
– правовые установки, направленные на соблюдение конкретных правовых норм, должны прекратить свое существование с отменой правовых предписаний.
3). Как правило, правовые установки делятся на фиксированные и актуально-моментальные.
4). Критерием осознанности правовой установки является отношение личности к тем или иным правовым ценностям:
– осознанность правовых установок означает оценку личностью образа действий, предусмотренного в нормах права, т. е. возникает «идеальная» правовая установка;
– правовая установка может быть определена по степени осознанности собственного поведения личности, его соответствия правовым нормам (позитивная, нейтральная, негативная правовая установка).
5). Сущность правовых установок, направленных на тот или иной вид социально-правовой активности, определяет мотивы и соответствующие им цели. Отсюда правовые установки могут быть направлены на:
– правомерное поведение;
– неправомерное поведение.[24]
Причем необходимо учитывать не только ведущий мотив, но и остальные, менее выявленные мотивы. Поэтому целесообразно выделить смешанные правовые установки.
6). За мотивом правомерного поведения «кроется» главный критерий правовых установок – потребность. Потребность является первоначальным, глубинным фактором зарождения правовой установки на соблюдение норм права. Потребность имеет свойственные ей характерные, специфические черты:
– потребность в создании, применении или реализации правового требования всегда выступает как выражение воли или общества в целом, или отдельных социальных групп. Личность в большинстве случаев обязана подчинить, согласовать свои потребности с потребностями общества;
– потребность в сфере правового регулирования всегда должна иметь четкое оформление;
– правовая потребность выступает как необходимость правового урегулирования тех или иных общественных отношений.