Однако, при оценке инвестиционных возможностей угольной промышленности следует учитывать зарождающуюся долговременную тенденцию, направленную на увеличение инвестиционной привлекательности отрасли.
Рис.3. Добыча угля (млн. т)
Источник: http: // minpromrf. ru
2.3 Благоприятные факторы, способствующие развитию угольной отрасли
В первую очередь к ним следует отнести внешние экономические условия, т.к. динамика развития мирового энергетического комплекса свидетельствует, что период падения спроса на уголь и, соответственно, снижения его добычи, сменился заметным ростом того и другого, причем как по типам угля, так и по основным странам-производителям.
Развитые зарубежные страны в результате достигнутых успехов в области технологий экологически чистого сжигания угля и снижения себестоимости вырабатываемой на угольных электростанциях электроэнергии, активно используют уголь как основное топливо. Для многих развивающихся стран с их быстрым ростом населения энергия угля имеет решающее значение для развития промышленности и удовлетворения потребности в бытовом топливе.
Из этого следует, что постоянное повышение роли угля в мировой энергетике - стабильная тенденция, снижающая зависимость и уязвимость экономики от происходящего в последние годы постоянного и весьма значительного роста цен на нефть.
Высокий уровень цен на нефть и газ и ожидаемый переход к ускоренным темпам экономического роста в большинстве стран мира и, особенно в странах Азиатского региона, приведет к использованию альтернативных источников энергии, причем углю, благодаря его огромным запасам и повсеместной распространенности будет принадлежать растущая роль в диверсифика-ции производства электроэнергии.
Значительно расширяется спрос на мировых рынках на коксующийся уголь, что связано с увеличением объемов производства сталелитейных компаний Азиатского региона (особенно интенсивно развивающейся металлургической промышленности Индии и Китая).
Поэтому, по нашему мнению, внешние условия развития мировой экономики положительно будут воздействовать на рост добычи российского угля через рост его экспорта.
Это приведет к притоку инвестиций иностранных инвесторов, которые заинтересованы в надежности экспортных поставок угля.
Кроме того, инвестиционная привлекательность угольной отрасли России для иностранных инвесторов связана с наблюдающимся в последние два года ростом цен на уголь на мировых рынках. Так, например, если в сентябре 2003 г. тонна энергетических углей CIF стоила 47.5 долл. США, то в декабре 2004 г. - уже 79, а сегодня доходит до 90-100 долл. США.
Поэтому, уже в настоящее время заинтересованность в инвестиционных вложениях в угольную промышленность России проявляют компании Китая, Японии и Южной Кореи в разработке новых месторождений в Якутии и Тыве. Примером может служить проект разработки Элегестского месторождения высококачественных коксующихся углей в Тыве, в котором выразили желание принять участие южнокорейская металлургическая группа Posko и японская Sumitomo.
Вторым важным моментом, который можно отнести к благоприятным факторам, являются внутренние экономические условия.
Инвестиционная привлекательность угольной отрасли с точки зрения внутренних инвесторов определяется рентабельностью добычи угля, т.е. соотношением себестоимости его добычи и ценой реализации.
Так, например, в 2003 г. по сравнению с 2002 г., рост себестоимости 1 тонны добычи угля составил 21.1%, а средней цены реализации только 22.6%. Примерно такое же соотношение наблюдалось и в предыдущие годы. Естественно, что поэтому угольный бизнес до 2004 г. считался мало привлекательным, и внимание к нему было привлечено в основном металлургическими компаниями, потребляющими кокс и заинтересованными в надежности поставок коксующегося угля.
Однако, уже в конце 2003 г. ситуация изменилась. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. цены на энергетические угли возросли на 17.9%, а себестоимость 1 тонны добычи угля на 14.9%. Еще более значительными темпами происходило увеличение цен на коксующийся уголь - почти в 2 раза. В 2005 г. начался новый виток роста цен на уголь, который вызван начавшейся тенденцией постепенного замещения на внутреннем рынке нефти и газа в связи с резким ростом цен на них.
Резкий рост цен на коксующийся уголь связан с его дефицитом на свободном рынке. В последние годы ведущие металлургические компании России приобрели в собственность практически все эффективные угольные предприятия, добывающие угли для коксо-вания дефицитных и особо ценных марок. В результате они монополизировали рынок коксующихся углей.
Дефицит коксующихся углей является тенденцией, которая сохранится на обозримую перспективу, так как:
Таким образом, все внешние и внутренние факторы показывают, что инвестирование в угольную промышленность становится привлекатель-ным и эта тенденция сохранится в долгосрочном периоде.
Однако, успешному развитию угольной промышленности и превращению отрасли в высокорентабельное производство препятствует ряд проблем, которые не решаются в течение последних лет.
2.4 Проблемы внешних условий хозяйствования отрасли
Из многочисленных проблем, стоящих перед угольной промышленностью в своем перспективном развитии, следует обратить внимание на те проблемы, которые связаны с внешними условиями хозяйствования, так как производственные проблемы эффективного функционирования угольных шахт и разрезов решают и будут успешно решать и в дальнейшем собственники угольных компаний и акционерных обществ.
Важнейшие из проблем, которые требуют своего решения на государственном уровне, можно подразделить на 5 групп:
Центральной проблемой отрасли, которая в значительной степени определяет конкурентоспособность угля, а также стабильное развитие отрасли, является диспропорция в ценах на природный газ и энергетический уголь. Как известно, в основе этой диспропорции лежат регулируемые ФЭК России оптовые цены на газ и свободное ценообразование на уголь.
Несмотря на то, что цены на газ ежегодно повышаются, происходит и рост цен на энергетический уголь. При этом цены на газ возрастают все же более высокими темпами, чем цены на уголь. В результате происходит медленное улучшение соотношения цен «газ-уголь» в пользу угля.
Если в 2000 г. соотношение цен на приобретение 1 т условного топлива газа к энергетическому углю было 0.67, то в 2002 г. - 0.92, в 2004 г. - 0.92, а в 2005 г. равнялось 1. Таким образом, в 2000 г. 1 т условного топлива энергетического угля была дороже газа почти в 1.5 раза, в 2002 г. почти в 1.2 раза, в 2004 г. дороже на 10% и в 2005 цены сравнялись.
По прогнозу Минэкономразвития России дальнейшее постепенное увеличение тарифа на газ, темпы роста которого должны опережать темпы роста цен на уголь, приведет к превышению цены на газ над ценой на уголь. Причем специалистами министерства соотношение цен «газ-уголь» считается приемлемым на уровне 1 к 1.3 или 1 к 1.6, что, по моему мнению, является недостаточным, так как такое соотношение не является стимулом для перевода работы электростанций с газа на уголь.
Следует отметить, что в настоящее время в США цены на газ превышают цены на уголь в 3 раза, а в Европейских странах намечается превышение в 2.2 раза.
В Энергетической стратегии России соотношение цен «газ-уголь» прогнозируется до 1.4 к 2010 г. и до 1.6-2 раза в последующие годы.
Выход на оптимальное, соответствующее мировой практике, соотношение цен будет активизировать использование угля в электроэнергетике и способствовать формированию оптимальной структуры топливно-энергетического баланса страны.
Второй важнейшей проблемой отрасли является кредиторская задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, накопившаяся за годы, когда многие предприятия угольной промышленности были убыточными и которые в настоящее время после проведения организационных и технических преобразований, стали рентабельными. Однако, груз прошлых лет в виде накопленной задолженности в бюджет и внебюджетные фонды не дает возможности улучшить их финансовое положение. По состоянию на 01 января 2005 г. просроченная кредиторская задолженность в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды составила 826 млн. долл. США.
Установленные принципы реструктуризации просроченной кредиторской задолженности (включая пени и штрафы) перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами предусматривают погашение задолженности в течении 5 лет, а начисленных пени и штрафов в течении последующих 2-х лет. Несмотря на длительные сроки погашения задолженности, многие угольные предприятия, имеющие накопившуюся задолженность, с трудом могут выдержать эту довольно весомую финансовую нагрузку с учетом выплат пени, штрафов и неооходимых выплат налогов текущего периода.