Для успешного решения этой проблемы принципиально возможны 3 варианта реструктуризации просроченной кредиторской задолженности в зависимости от текущего финансового состояния угольной компании:
Конкурентоспособность угля в перспективе в значительной степени будет зависеть и от тарифной транспортной политики государства. В настоящее время транспортные издержки являются одними из самых значительных составляющих стоимости угля и достигают в среднем от 25 до 30%. Высокий уровень железнодорожных тарифов и при растянутых расстояниях грузопотоков ограничивают ареалы рентабельной торговли углем на внутреннем и внешних рынках. Так, например, поставки угля на расстояние свыше 1200 км при сложившемся уровне тарифов делают перевозки нерентабельными, при поставке угля на расстояние 2500 км стоимость перевозки 1 т кузнецкого энергетического угля уже равна его прейскурантной цене. При перевозке этого угля на Урал и в Европейскую часть транспортная составляющая в цене равна 45-60%. Транспортная составляющая в цене потребления ворку-тинских углей колеблется от 23 до 29%, канско-ачинских углей от 25 до 70%.
При перевозке на экспорт энергетического угля через порты Тихого океана транспортная составляющая равна 44- 49% от стоимости угля ФОБ, через порты Черного и Азовского морей - 45- 53%, а через порты Северо-Западного бассейна - 40-45%.
Принимая во внимание удаленность основных производителей угля от его потребителей в Европейской части, Уральском и Дальневосточных районах, а также от морских портов, необходимо пересмотреть основные принципы формирования тарифов на железнодорожные перевозки с учетом специфики угля как массового груза и его народнохозяйственной значимости, что будет способствовать снижению стоимости топлива у потребителей угольной продукции.
Очень сложной проблемой, которую все же необходимо решать, является действующая система налогообложения, не способствующая эффективному развитию угольной отрасли.
В настоящее время доля всех видов налогов, т. е. налоги, включаемые в себестоимость добычи угля, и налоги, выплачиваемые из прибыли, составляют в балансовой прибыли 50-60%. В результате у многих угольных предприятий остаются финансовые средства, необходимые только для минимального поддержания добычи угля на существующем уровне.
Освоение новых участков, а тем более строительство новых предприятий, осуществляется преимущественно за счет внешних источников.
В связи с этим важное значение для формирования необходимых инвестиционных ресурсов за счет собственных средств имело бы введение следующих мер налогового стимулирования:
Особое значение имеет решение вопроса по налогу на добычу угля при освоении угольных месторождений в сложных горно-геологических условиях. В настоящее время в угольной отрасли реальные рентные отношения отсутствуют, хотя в их формировании имеется высокая потребность. Действующая единая ставка налога на добычу угля ставит угледобывающие предприятия в неравные условия. Этим налогом не учитывается, что природно-гео-логические факторы оказывают решающее влияние на выбор метода добычи угля, на экономические и финансовые показатели и эффективность производственно-хозяйственной деятельности угольных предприятий.
В перспективе доля добычи угля открытым способом с низкими производственными затратами будет возрастать. Вместе с тем наиболее ценные и дефицитные коксующие угли - основная сырьевая база металлургии и угле-химии, могут разрабатываться преимущественно подземным способом. При этом издержки при подземном способе добычи вследствие большой глубины разработок и высоких затрат на обеспечение безопасных условий труда значительно более высокие по сравнению с открытым способом. А важнейшие для металлургического производства марки угля залегают в наиболее сложных горно-геологических условиях.
Исходя из этого ставка налога на добычу угля должна быть дифференцирована в зависимости от объективных факторов, образующих издержки, и, в первую очередь, от способа разработки месторождения и горно-геологических условий его разработки.
Одним из важных факторов повышения конкурентоспособности угля является коренное улучшение качества угольной продукции. Необходимо сформировать действенную систему управления качеством углей, которая должна обеспечить защиту российского рынка от некачественной (некондиционной) угольной продукции. Уголь должен точно соответствовать требованиям различных групп потребителей, формирующих сегмент рынка однородной продукции. Разработка и введение мер по повышению качества угольной продукции должна быть направлена на сокращение поставки необогащенного угля.
Для этого необходимо довести охват обогащением коксующихся углей с 80% в настоящее время до 100%, а также увеличить долю обогащения каменных энергетических углей.
Наряду с техническими мерами (селективная выемка угля и породы, увеличение доли обогащения и рассортировки угля) необходимо внедрение государственных стандартов по видам потребления и обязательной сертификации углей.
Объективная оценка ситуации в топливно-энергетическом комплексе России свидетельствует о необходимости значительного повышения роли угля, как основного топливного ресурса, призванного обеспечить ожидаемый прирост выработки электроэнергии и тепла, и как гарантированного сырьевого ресурса, необходимого для производства продукции металлургической промышленности.
2.5 Научно техническая и инновационная политика в угольной
отрасли
Научно-техническая и инновационная политика в угольной отрасли предусматривает:
разработку и введение системы мер по повышению качества угольной продукции (включая переход на международную систему обеспечения контроля качества отгружаемых углей, установление стандартов качества по видам потребления углей, организацию сертификации продукции, внедрение на предприятиях международных стандартов качества);
коренное техническое перевооружение угледобывающего производства, включая оснащение разрезов высокопроизводительной горно-транспортной техникой непрерывного и циклического действия, в том числе для селективной обработки угольных пластов, внедрение циклично-поточной и поточной технологии, обеспечение развития технологии подземной угледобычи с преимущественным использованием в длинных очистных забоях механизированных комплексов нового технического уровня, а также короткозабойной техники с применением комбайнов непрерывного действия и самоходных средств транспортировки угля, техническое обеспечение промышленной утилизации шахтного метана;
увеличение объёма обогащения коксующегося угля до 100% и энергетического угля (кроме бурого) до 50%;
внедрение технологии глубокой переработки углей на основе мягкого пиролиза с получением жидких углеводородов и экологически чистого твёрдого топлива, углеродных нитей, сульфоугля, суперчистого энергоносителя;
разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий и оборудования для производства и транспортировки водоугольного топлива, газификации углей и их отходов после обогащения;
разработку новых технологий и оборудования для эффективной дегазации угольных пластов;
разработку и реализацию программы создания конкурентоспособной отечественной горнодобывающей техники.
Достижение намечаемых уровней добычи угля в стране, техническое перевооружение отрасли и развитие транспортной инфраструктуры потребуют значительного увеличения инвестиций. Основными источниками капитальных вложений будут собственные средства предприятий отрасли и заемные финансовые ресурсы.
Функционирование топливно-энергетического комплекса России базируется на развитии электроэнергетики, угольной и нефтегазовой промышленности. Важное место в топливно-энергетическом балансе принадлежит углю. В дореформенный период (то есть до начала 90-х гг.) каждое угледобывающее предприятие развивалось как целостный социально-экономический организм, включающий в себя и производственные, и социальные объекты. Социальная инфраструктура шахтерских городков и поселков исторически формировалась в качестве составной части ведомственного комплекса угольной промышленности, в которую постоянно вкладывались значительные централизованные средства. Многие угледобывающие предприятия строили социально-культурные объекты хозяйственным способом и использованием внутренних денежных, материальных и трудовых ресурсов. После забастовок 1989-1991 гг. шахты, разрезы вспомогательные предприятия были акционированы, получили самостоятельный юридический статус и стали субъектами угольного рынка.