Переход показательный. Это видно, если сравнить долю ВНП на душу населения – основной показатель благосостояния страны:
ВНП на душу населения по странам.
Росту благосостояния способствовала индустриализация, сопутствующая ей урбанизация, социальные сдвиги. Вот данные за 2009 год:
И, как следствие, значительное падение рождаемости: в 1999 году коэффициент суммарной рождаемости для этой группы стран – 3,7-4,3; в 2009 году для Доминиканской Республики и Коста-Рики – 2,8; для Аргентины – 2,25; для Колумбии – 2,22; для Мексики – 2, 21.
Разительный пример демографического перехода – Бразилия, самая населённая страна Южной Америки – 188 миллионов.
Ещё три десятилетия назад Бразилия была бедной страной с традиционной аграрной экономикой. Сегодня – «бразильское чудо»: нефтедобыча и нефтепереработка, аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение, электроника. Валовой национальный продукт на душу населения – 10550 долларов (2008 год) – самый высокий на континенте.
Три четверти населения живет в городах. Грамотность – 88,6 процента. Тридцать процентов работающих женщин – с высшим образованием.
В результате – поразительный демографический сдвиг: в аграрной Бразилии семья имела 5-6 детей (коэффициент суммарной рождаемости – 6,3), сейчас – 2,2-2,3.
Ещё более впечатляющий пример – Алжир. В африканских странах семья имеет по 5-6 детей: от 5,2 в Гане до 6,1 в Конго (Киншаса). В Алжире в 1970 году – 7,4, а в 2005 году – 2,5 – сокращение количества детей на семью – 4,9 – самое большое в мире. Это единственный случай из 53 стран африканского континента.
А феномен простой: вот уже много лет страна свободна от внутренних конфликтов. Стратегические ресурсы: нефть, газ и уран. Экспорт приносит ежегодно 25 миллиардов долларов, это 6000 долларов на душу населения в год, и это на африканском континенте, где миллионы людей живут на один доллар в день. Грамотность в Алжире – 80 процентов.
Закономерность та же: растёт благосостояние и культурный уровень – снижается деторождение.
Знаменательное явление: демографический переход совершается и в ряде мусульманских стран: в Египте – 3,0; в Индонезии – 2,6; в Ливане – 2,21; в Турции – 2,14; в Иране – 2,04. Такого эти страны не знали 8 - 10 лет назад. Рождаемость заметно снижается в Кувейте, Ливии, Иордании и Сирии.
Посмотрим, как проявляет себя демографический переход в Израиле.
Перепись 2006 года показала, что коэффициент суммарной рождаемости в еврейских семьях – 2,88 и остается стабильным. В ортодоксальных семьях детей больше, но в «русских» семьях традиционно один ребёнок или двое детей. Деторождение в арабских семьях Израиля за последние 10 лет сокращается: 1995-2000 – 3,7; 2000-2005 – 3,56; начиная с 2005 года – 3,2 и продолжает снижаться, причем более быстрыми темпами.
Если тенденция на сокращение рождаемости в арабской общине сохранится, то к 2025 году количество детей у еврейских матерей и у арабских сравняется. Израильтян это не успокаивает. Все равно Израилю необходима массовая алия, чтобы утвердить Израиль как еврейское государство.
В Газе проживает полтора миллиона человек. При рождаемости 3,3 население Газы удвоится через 21 год.
Несколько слов о Китае. Из года в год Китай проводил политику «один ребёнок в семье», иными словами, стимулировал депопуляцию. При этом сохранялась древняя традиция – отдавать предпочтение мальчику (определить пол ребенка теперь можно на ранней стадии беременности). Начиная с 2000 года, ежегодно на 120 новорожденных мальчиков приходится 100 девочек. Это значит, что через 20 лет будет острый дефицит женщин в продуктивном возрасте.
Нужны мальчики, чтобы росло трудоспособное население, нужны девочки для воспроизводства.
Действие закона «Один ребёнок в семье» истекает в 2010 году. Уже сейчас второго ребёнка можно иметь в сельских районах; можно иметь второго ребёнка, если это девочка; если есть дети от первого брака, и много других послаблений. Всё больше супружеских пар регистрируют второго ребёнка с молчаливого согласия властей.
Население стареет
Во всех странах, которые достигли высокого уровня благосостояния, население стареет.
Старение населения вызвано двумя факторами: низкой рождаемостью (депопуляцией) и увеличением продолжительности жизни.
Люди живут дольше благодаря успехам медицины, более полноценному питанию, здоровому отдыху, широкой сети спортивно-оздоровительных мероприятий.
Это и рост благосостояния страны, оздоровление среды обитания, развитие сферы услуг, удобства, к которым мы все привыкли, – целый комплекс социальных и экономических сдвигов.
Вот 10 стран с самой большой продолжительностью жизни (в убывающем порядке):
Как видим, женщины живут дольше, чем мужчины. Это объяснимо. Мужчины погибают на войне и во внутренних конфликтах, чаще погибают в дорожно-транспортных происшествиях, промышленных авариях и от производственных травм. Мужчины заняты на работах, связанных с физическим трудом, и чаще умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. А еще алкоголь и курение.
За всю историю человечества, не считая последние 100 лет, пожилые люди (65 лет и старше) никогда не составляли более 2-3 процентов. Приведу данные ООН (выборочно) – процент людей старше 65 лет в 1950 году, 2000 году и прогноз на 2050 год:
Таким образом, к середине столетия в возрасте 65 лет и старше в мире будет каждый пятый, а в западных странах – каждый третий.
Один из каждых десяти будет старше 80 лет. Людей, чей возраст перевалил за сто, в 1950 году насчитывалось несколько тысяч, а сегодня количество столетних составляет 340 тысяч человек.
Человечество приближается к библейским 120 годам.
Некоторые считают: чем меньше будет трудоспособных, тем выше будет спрос на рынке труда, выше заработная плата, больше льгот. Это не так. Великое достижение медицины – люди живут дольше – оборачивается катастрофой.
Население стареет, и это тяжелым бременем ложится на трудоспособных. Сегодня каждый работающий, образно говоря, содержит двух пенсионеров, в 2050 году он будет содержать 5-6 нетрудоспособных.
В ближайшие три десятилетия расходы промышленно-развитых стран на пенсионное обеспечение и социальные льготы возрастут в 2-3 раза. Правительство окажется перед выбором: либо повышать налоги, либо урезать льготы, или и то, и другое.
В семье будет меньше внуков, чем бабушек и дедушек. Пожилые дети должны будут заботиться о престарелых родителях.
Выводы и предложения
Правительства решают проблему депопуляции прагматически: надо обеспечить женщине материальные стимулы и социальные льготы для деторождения.
В ФРГ правительство оплачивает работающей женщине двухмесячный отпуск до и после родов, выдает 3000 марок на новорождённого и субсидии (скидку) на ясли и детский сад.
Во Франции, Италии и Польше – денежные выплаты при рождении ребенка и ежемесячное пособие многодетным матерям.
В Австралии – 4000 долларов на новорождённого и полная оплата яслей и детского сада, если женщина работает.
В Японии – 4000 долларов при рождении ребёнка и 460 долларов в год в течение десяти лет.
В России в мае 2006 года в «Обращении к нации» премьер-министр Путин огласил «Программу стимулирования роста населения до 2020 года». Положение в России, как мы видели, критическое, и программа самая щедрая: длительные оплачиваемые отпуска до и после родов; денежные гранты матери на второго и третьего ребёнка; субсидии на ясли и детский сад; льготы на медицинское обслуживание и, что особенно привлекательно, перспективы улучшения жилищных условий и доплата многодетной работающей женщине к пенсии.
Министерство экономического развития прогнозирует: к 2025 году население страны стабилизируется на уровне 142-145 миллионов человек, и начнется планомерный рост. Средняя продолжительность жизни достигнет 75 лет. Россия приблизится к порогу воспроизводства.
Что можно сказать по этому поводу? Обоснован ли российский прогноз, и, вообще, эффективны ли все эти программы?
Все эти поощрительные меры временные, и результаты кратковременные.
Сразу после их введения женщина, которая собиралась рожать позднее, родит ребенка, как говорят, с «опережением графика» и на этом остановится. Демографы называют это «сдвигом календаря». Но на общее количество детей в семье «сдвиг календаря» не повлияет.
В богатых странах сложился порочный менталитет: родители должны нести ответственность за будущее своих детей: аборт – символ заботы о детях, многодетность – символ материнской безответственности. На многодетную мать смотрят как на пережиток прошлого, анахронизм. Такая же психология и в России. Там это называется «психологией однодетности». При такой психологии трудно ожидать положительных результатов любых правительственных программ.
Если депопуляция и старение населения необратимы, единственным способом решения проблемы является иммиграция.
Сторонники этой точки зрения отмечают: все страны в последние двадцать лет обеспечивают прирост населения за счет мигрантов.
Но активная иммиграция приводит к опасным этнокультурным сдвигам.
Если в европейскую страну или в США приедут профессионалы-латыши в трудоспособном возрасте, вряд ли кто-то будет к ним относиться как к иммигрантам, чужакам. Вскоре после приезда они без особых проблем вольются в массу коренных жителей. Но если приедет семья из Туниса или Марокко с шестью детьми? Они будут обречены на низкооплачиваемую работу и сегрегацию, и понадобится не одно поколение на их ассимиляцию, и ассимилируются ли они вообще? В этих условиях «плавильный котел» не работает. Приезжий, оставшийся «другим», не только сохраняет свою культуру, но и постоянное двустороннее общение со страной исхода – с внешней политической силой, с враждебной идеологией. Убедительный пример – исламизация Европы.