Можно выделить пять критериев, которым должен соответствовать экологический туризм. Экологический туризм должен быть: 1) обращённым к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;2) не наносящим ущерба или минимизирующим ущерб среде нашего обитания, т.е. экологически устойчивым; 3) нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнёрства с природой; 4) заботящимся о сохранении местной социокультурной сферы; 5)экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.Из-за отсутствия централизованного сбора данных по экотуризму существует очень мало работ, посвященных оценке экономического эффекта от экотуризма. Это означает, что он все еще воспринимается как редкое феноменальное явление. Кроме того, отсутствует четкое определение экотуризма.
Эпитет экологический - не единственный, применяемый в английском языке и соответственно в американской, канадской, английской, австралийской литературе и в литературе многих других стран для обозначения новых направлений в туризме, сформировавшихся в последнее десятилетие в результате влияния идей «зелёного движения» и развития экологического мировоззрения. Встречается, например, термин «зелёный туризм». Обычен также термин «природный туризм».
Последний наряду с обширным спектром других распространен и в немецкоязычных странах, где прилагательное «экологический» употребляется вообще весьма редко, а в определениях «зелёных» отраслей туризма практически не используется. Там наиболее широкое хождение получил термин «Sanfter Tourismus», который можно перевести на русский язык как «мягкий туризм».
Обычно «мягкий» туризм противопоставляется «жестокому», главной целью которого является максимизация прибыли, в то время как для «мягкого» туризма приоритетны не только успешный бизнес, но и забота о культурном благополучии туристских регионов, щадящем использовании и воспроизводстве их ресурсов, минимизации ущерба окружающей среде. Следует, однако, иметь в виду, что нередко под «мягким» туризмом подразумевают туризм «спартанского» типа в условиях максимально тесного контакта с дикой природой.
Многообразию терминов отвечают широта содержания и множественность конкретных форм деятельности в той новой обширной области индустрии туризма, которую мы обобщённо называем экологическим туризмом. Существует немало и различных определений экотуризма, каждое из которых выявляет те или иные важные аспекты последнего. В совокупности эти определения достаточно полно описывают и разнообразие, и эволюцию представлений о целях и задачах новой туристской отрасли.
Для определения приблизительных масштабов экотуризма во Всемирную Туристическую Организацию были представлены следующие оценки:
-экотуризм составляет 40-60% от международного туризма (в зависимости от региона),
-туризм, связанный с дикой природой, составляет примерно 20-40% от международного туризма (в зависимости от региона).
Таким образом, видно, что экотуризм является серьезным бизнесом. Установлено, например, что в 1988 году в мире насчитывалось от 157 до 236 миллионов международных экотуристов. Из них от 79 до 157 миллионов ориентировались на туризм, связанный с дикой природой.
Если сопоставить эти оценки с данными ВТО, мы получим, что в 1988 году экотуризм принес от 93 до 233 млрд. $ в национальный доход различных государств. Также было подсчитано, что туризм, связанный с дикой природой, принес доход 47-155 млрд. $. Более специфический вид туризма, связанный с наблюдением за птицами, привлек более 78 миллионов туристов и принес доход около 78 млрд. $.
Более того, утверждается, что эти оценки занижены в 5-7 раз по сравнению с реальной ситуацией. Это связано с тем, что международный туризм составляет всего 9% от общего количества туристов, тогда как 91 % приходится на внутренний туризм.
Но даже с такими данными довольно трудно оценить, какая часть внутреннего туризма приходится на экотуризм. Предполагается, что туризм, связанный с дикой природой составляет около 1/4 от всего внутреннего туризма.
Если принять эту оценку и для других стран, то мы получим, что экотуризм (включая международный и внутренний) приносит ежегодно от 660 до 1,2 трлн. $.
Федеральные и местные власти Канады получают ежегодно 1,7 млрд. $ от налогов на туризм, связанный с дикой природой. Эти доходы гораздо выше, чем те 330 миллионов, которые правительство выделяет на программу сохранения дикой природы. Соотношение затрат к доходам 1 к 5 может быть даже выше во многих развивающихся странах. Таким образом, экотуризм может стать серьезной финансовой поддержкой для проведения природоохранных мероприятий.
Данные ВТО показывают, что в последние 20 лет наметился сдвиг туризма в сторону развивающихся стран. При этом туристы предпочитают именно те страны, которые имеют наиболее разнообразную флору, фауну, экосистемы, и, следовательно, располагают высоким потенциалом для развития экотуризма. Эта тенденция, вероятно, сохранится, и самую большую прибыль получат наиболее экологически устойчивые регионы.
Так, например, исследования в Амбосельском национальном парке в Кении, показали, что один лев приносил в начале 80-х годов около 27 тыс. $ в год. Сейчас здоровый пушистый лев в этом парке приносит более 500 тыс. $ в экономику Кении. Было подсчитано, что один пушистый лев, демонстрируемый туристам, "зарабатывает" за свою жизнь около 15 тыс. $ в иностранной валюте, тогда как при использовании его как ресурса для спортивной охоты-всего 8,5 тыс. $ и 960-1325 $ при любом другом коммерческом использовании.
Финансовая стоимость национального парка (связанная, в основном, с туризмом) составляла около 40 $ на 1 га. Если этот парк использовать как сельскохозяйственное угодье, его стоимость составила бы менее 0,80 $, даже с применением наиболее прогрессивных способов ведения хозяйства. Также он установил, что один слон, пасущийся в Амбосели, приносит около 610 тыс. $ в год. Одним из наиболее быстро развивающихся направлений рекреационной деятельности в Северной Америке становится наблюдение за птицами, в котором ежегодно участвуют 20-30 миллионов туристов. Этот вид туризма приносит около 20 млрд. в экономику Северной Америки. При этом объем поступлений постоянно растет.
Однако, только самая малая часть дохода от экотуризма, получаемая полностью за счет природных ресурсов, идет на их сохранение. Экономика США ежегодно получает около 3 млрд. $ от туризма, связанного с посещением национальных парков, но до сих пор основную часть этих доходов получают рестораны, отели, поставщики бензина, продовольствия и промышленных товаров. Тогда как эти средства могли бы быть использованы парками для защиты окружающей среды на их территории. То же самое может быть сказано и о любой другой стране. Как отмечалось выше, туризм не может быть назван экологическим, пока он не обеспечивает необходимой защиты окружающей среде. Это является одной из причин, по которой правительство Австралии взимает плату с тур. операторов, организующих туры на Большой Барьерный Риф, которая идет на его охрану.
Доход, однако, не является единственным результатом туризма. И никакое количество денег не поможет защитить парк, пока не будут уничтожены коренные причины экологической деградации. Наибольший вред наносится парку местным населением, которое использует его природные ресурсы. Традиционные сельские занятия, такие как охота и земледелие, должны быть ограничены или запрещены вблизи охраняемой территории. Один из вариантов решения этой проблемы - обеспечение достаточного дохода для местного населения за счет развития туризма.
Наиболее популярными видами деятельности экотуристов являются пешие походы, наблюдения за птицами, кино- и фотосъёмка, экосафари, проживание в палаточных городках, посещение гор и альпинизм, рыбалка водный туризм, ботанические экскурсии, археологический и палеонтологический туризм, спелеотуризм, наблюдение экзотических бабочек.
При условии грамотного развития экологический туризм может сыграть свою роль в разрешении современного социально-экологического кризиса. Он содействует охране природы и традиционных культур. Возрастающий спрос в этом секторе туризма приводит к созданию новых особо охраняемых природных территорий, в первую очередь национальных и природных парков. Экологический туризм приносит существенный доход в государственный бюджет. Особенно это касается развивающихся стран. Для их слабой экономики несколько миллиардов долларов, которые приносит экологический туризм в казну всех развивающихся стран, - большие деньги. На многих территориях экологический туризм может стать отраслью специализации, представляя конкурентоспособную альтернативу разрушающей природу хозяйственной деятельности.
Вывод:
Наша страна обладает обширными территориями с нетронутой природой. К сожалению, до последнего времени развитие экотуризма в России шло преимущественно на самодеятельном уровне. Сейчас мы выходим на многие мировые рынки, в том числе и на рынок туризма. Развитие экологического туризма может сохранить природную красоту уникальных территорий.
Заключение
Анализ воздействий туризма на рекреационные ресурсы в местах, посещаемых туристами, тесно зависит от скопления туристов и транспорта в пространстве и во времени ( сезонность). Эти воздействия являются результатом интенсивного использования воды и земли при эксплуатации туристических и развлекательных объектов, снабжения энергией и её потреблением, изменения ландшафта вследствие создания инфраструктуры, строительства зданий и сооружений, загрязнения воздуха и образования отходов, уплотнения и перекрытия почв (повреждение и разрушение растительности) и ущерба фауне и местному населению(например, шум ). Рост числа туристов, посещающих чувствительные к внешнему воздействию естественные ареалы, который усиливается вследствие развития сельского туризма, может поставить под угрозу сохранение природы. Могут также возникнуть конфликты между развитием туризма и другими секторами, например, сельским и лесным хозяйством.