Смекни!
smekni.com

География мирового хозяйства (стр. 43 из 91)

По мере движения к северу, к границе зоны лиственных лесов и в подзону южной тайги на Восточно-Европейской равнине фоновым становится северный вариант рассматриваемого типа. В составе сель­скохозяйственных угодий пашня еще превалирует, но существенно повышается доля естественных кормовых угодий. Товарные зерно­вые, среди которых появляется рожь, не утрачивают значимости. но их производство в северной части сплошной земледельческой полосы, протянувшейся от Псковской до Пермской области, уже не обеспечивало в СССР возмещения общественно необходимых за­трат. Среди технических культур явно выделяются две: картофель, имеющий многообразное применение — продовольственное, кормо­вое и промышленное, и лен-долгунец, который традиционно был важной экспортной статьей в России.

Для местностей, где вегетационный период короток и характери­зуется невысокими температурами, картофель трудно заменим, по­скольку в подобных природных условиях действительно хорошо уда­ется из культур, чья продукция может рассчитывать на массовый сбыт. Посевы протягиваются на запад через Польскую и Северо­германскую низменности вплоть до побережья Атлантического оке­ана в Бретани. Однако, если, например, сахарная свекла занимает во Франции плодородные земли, то под картофель отведены и весь­ма бедные почвы, в частности, развившиеся на древних кристалли­ческих породах. При мировом сборе картофеля более 300 млн т в год основную долю урожая дают Россия, Беларусь, Польша и Гер­мания (а вне Европы — Китай).

Лен главенствовал в качестве рыночного продукта во многих за­падных районах Восточно-Европейской равнины, отличающихся хо­рошей влагообеспеченностью. Эта лубяная культура нуждается в обиль­ном удобрении и требует многопольных севооборотов. Учитывая еще ее большую трудоемкость, становится понятной явно выраженная тен­денция к сокращению занимаемых льном площадей в свете депопуля­ции деревни в Нечерноземной зоне России и Беларуси.

Пахотный клин, хотя и продолжает использоваться в интересах товарных отраслей растениеводства, призван выполнять также другую функцию — служить источником дополнительных кормов. С учетом продукции естественных и мелиорированных лугов, сено­косов и выгонов создались предпосылки для содержания разнооб­разного по составу стада, включая крупный рогатый скот молочно­го и мясного направления, свиней, шубных овец.

Молочное хозяйство приурочено к районам умеренного климата с относительно небольшими амплитудами температур, где равномер­ное выпадение осадков в течение года и непродолжительный вегета­ционный сезон делают оправданным возделывание полевых культур на зеленый корм. В подобных случаях, например, в Новой Англии (США) или в Норвегии, где доля пригодных к обработке земель неве­лика и пашня раздроблена на мелкие участки, оказалось целесообраз­ным использовать пастбища и сенокосы для разведения молочного скота. Для выпаса животных предпочтительнее равнинный и слабо­холмистый рельеф, но специализированное молочное скотоводство хоро­шо представлено и в горных районах, как-то в Швейцарии и Австрии. В таких случаях особенно выражен упор на производство наиболее транспортабельных видов молочных товаров: сыров, сухого молока, молочных консервов. Чаще всего, но, разумеется, не полностью и эта продукция предназначается для внутреннего рынка.

По совокупности природных и экономических факторов молоч­ное хозяйство получило массовое распространение в промышленно развитых странах: Великобритании, прежде всего в ее более влажной западной части, государствах Северной Европы, Новой Зеландии, США (пояс молочного животноводства на западе Приозерных шта­тов). Производство молока в мире в 1993 г. составило 518 млн т (в том числе коровьего молока — 447 млн т), из которых 25% пришлось на страны Западной Европы, более 15 — на государства, входившие в СССР, и около 13% — на США.

Молочное хозяйство ведется на интенсивной основе, и в нем численно превалируют мелкие и средние фермы. При этом в одних странах, например, Финляндии или Дании, климатические условия вынуждают сочетать летний выпас со стойловым содержанием скота в зимнее время, в других, например, Австралии и Новой Зеландии скот круглогодично находится на пастбищах. В Новой Зеландии эти угодья в большой степени подверглись улучшению, так что в подавляющем числе графств не менее 80% обрабатываемой площа­ди занято сеяными пастбищами. Культурное луговодство стало клю­чом к превращению этой страны в выдающегося экспортера молоч­ных продуктов. Большое внимание уделяется мелиорации, удобре­нию и обустройству естественных кормовых угодий также и в дру­гих очагах специализированного молочного животноводства.

Путем направленного подбора трав удается повысить вкусовые достоинства молока и, следовательно, выделываемых из него масла и сыров. Успехи отрасли тесно связаны и с созданием в процессе длительного племенного отбора высокопродуктивных пород, способ­ных обеспечить адекватную отдачу от потребляемых кормов. В Ни­дерландах годовые удои коров наиболее распространенной черно-пестрой породы в среднем составляют около 5000 кг молока при жирности 4,35%. В России доброй славой пользуются холмогор­ская, костромская и ярославская породы, названные так по соот­ветствующим центрам молочного производства.

В развивающихся странах выделение молочного животноводст­ва в форме самостоятельной отрасли протекает медленно и в луч­шем случае ограничивается сферой пригородного хозяйства. Этот процесс происходит на базе стойлового содержания скота пока пре­имущественно в государствах Латинской Америки. В целом же ма­лочисленность парка грузовых автомашин и разреженность сети хороших дорог в этих странах резко ограничивают дальность пере­возок произведенных крестьянами товаров в города. Даже в центры людностью более 1 млн жителей овощи — главный продукт приго­родного хозяйства в тропиках — доставляются в основном из дере­вень, расположенных в радиусе до 50—60 км. Становление райо­нов соответствующей аграрной направленности совершается по-преж­нему под диктатом фактора транспортных издержек.

Что же касается промышленно развитых государств, то в них современное пригородное агропроизводство перестает подчиняться былым правилам размещения, которые прежде всего диктовались величиной затрат на перевозку продукции. Прогресс транспорта, широкая практика консервирования и замораживания продукции и другие новейшие веяния ведут к сокращению в пригородных зонах сельскохозяйственной активности, в первую очередь, в молочном животноводстве, а также и в ряде других характерных отраслей: овощеводстве, свиноводстве, птицеводстве. Наиболее отчетливо этот процесс ощущается в США. Благодаря появлению, например, авто­рефрижераторов свежее молоко теперь доставляют на расстояние до 1500 км, тогда как для молока во флягах это дистанция не превышает 150 км. В транспортировке дорогостоящей продукции (персики, клубника, спаржа, цветы) все шире участвует и авиация, включенная в межконтинентальные перевозки, например цветов из Кении. Показательно, что агломерация Нью-Йорка, в которой со­средоточено примерно 18 млн человек, удовлетворяет за счет мест­ных хозяйств свои потребности в картофеле и свинине на 2%, в овощах — на 40%.

Однако это не означает, что в зоне вокруг больших городов и агломераций не продолжают функционировать традиционные отрас­ли. Их представляют: 1) многочисленные в наши дни фермы с час­тичной занятостью на них владельцев, снабжающие в скромных размерах свежими фруктами, ягодами и овощами потребителей из близлежащих городов; 2) крупные сельхозпредприятия по сути про­мышленного характера — «фабрики» молока и яиц, мощные теп­личные и парниковые хозяйства и т.д.

Вместе с тем пригородное хозяйство в странах с развитой экономи­кой остается весьма эффективным. Сказывается непосредственная близость центров нововведений, сопряженная с насыщенностью опыт­ными станциями, питомниками и другими учреждениями аграрного профиля, которые выступают пионерами массового внедрения до­стижений науки и перевода агропроизводства на индустриальные рельсы. В прилежащих к городам ареалах сельское хозяйство ак­тивнее, чем в остальных, вынуждено конкурировать с другими от­раслями за рабочую силу и за земельные и финансовые ресурсы, что заставляет прибегать к интенсивным технологиям для достиже­ния высокой продуктивности и высокой производительности труда.

Вопросы

1. В чем заключаются тенденции специализации в сельском хозяйстве на современном этапе?

2. В каких географических областях находятся главные очаги зернового производства?

3. Каковы различия в пригородных хозяйствах промышленно развитых и развивающихся стран?

4. Какие типы сельского хозяйства следует считать экстремальными?

Глобальная продовольственная проблема

Потребности населения в продуктах питания. На нынеш­нем этапе социально-экономического развития мирового сообщест­ва по-прежнему очень важно добиться надежного обеспечения на­селения земного шара продуктами питания. Продовольствие посто­янно выступает необходимой и безальтернативной частью фонда жизненных средств, и нарастание по тем или иным причинам его дефицита справедливо воспринимается как бедствие, требующее бы­стрых ответных действий.

Закономерно, что продовольственная проблема имеет давние ис­торические корни и при своем обострении неизбежно порождала на всех континентах серьезную угрозу здоровью и самому существова­нию их жителей, а также нормальному функционированию хозяй­ственного механизма. Она приобрела ныне глобальную значимость по причинам гуманистического свойства и в силу целостности со­временного мира, где еще широко сохраняются голод и недоедание, борьба с которыми взаимосвязана со столь же нелегкой и актуаль­ной задачей преодоления экономической отсталости бывших коло­ний и зависимых территорий.