В этих условиях фактически сменили ориентацию не только текстильное производство, сосредоточенное в основном в Китае, странах новой индустриализации и других развивающихся странах, но и обувное производство, покинувшее свою колыбель США и переместившееся в Республику Корея, Китай, Индию, Бразилию и во Вьетнам, ставший новым «китом» обувного производства.
В промышленно развитых странах пока еще сохраняются «дорогие» производства — трикотажа (но не ткани), ковров, меховых изделий; ведущую роль сохраняют «дома высокой моды», но отнюдь не выпуск швейных изделий, который налажен в Китае, и других странах по западным образцам.
В эти же страны перешло производство таких изделий, как игрушки, спорттовары, ювелирные изделия. Начинают уступать странам третьего мира свои позиции традиционные производители меховых изделий, не так давно сосредоточенные фактически в двух странах — США и Германии. Идет непрерывный сдвиг производства бытовых товаров в менее развитые страны с сохранением в высокоразвитых странах только производства образцов, эталонов, проектной документации.
Легкая промышленность насчитывает множество подотраслей, поэтому приходится останавливаться только на ведущих — производстве текстиля и обуви, хотя такие «малозначительные» подотрасли как ювелирная или игрушечная, или даже производство искусственных цветов могут оказаться профилирующими в десятках городов, занимая работой сотни людей.
Однако главными видами легкой промышленности по-прежнему остаются текстильная (включая трикотажную), швейная и обувная.
Текстильная промышленность. Она представлена тремя типами производств: смесовых тканей из различных видов искусственного волокна, чисто хлопчатобумажных, трикотажа в основном из синтетических тканей. Такие известные в прошлом виды тканей, как шерстяные или тем более льняные (не говоря уже о чисто шелковых) тканей, играют весьма незначительную роль, давая примерно только около 10% мирового производства тканей. Главное же — ткани из синтетических волокон (с примесью натуральных), которых выпускается 35—40 млрд м, и чисто хлопчатобумажные, производство которых составляет 30—35 млрд м. Шерстяные ткани ныне составляют всего лишь около 3 млрд м, еще меньше лен и чистый шелк. А вот трикотажные ткани и изделия из них производятся в количествах, близких к 30 млрд м. Помимо этого, в мире существует производство ручных тканей, как например, весьма известная на мировом рынке индийская ткань — сари, выпускаемая ежегодно в количестве 5—6 млрд м и частично экспортируемая.
Основным производителем смесовых тканей являются все еще США (10 млрд м), хотя значение их текстильной промышленности постепенно падает, она уступает свои позиции Китаю и Индии. На втором месте Индия — около 4 млрд м, близка к ней Япония. За ними следуют Китай, Республика Корея и Тайвань. Остальные страны дают меньше 2 млрд м тканей в год.
Главными производителями хлопчатобумажных тканей на сегодня являются Китай и Индия (7—9 млрд м), США занимают только третье место в мире со среднегодовым производством около 5 млрд м. Далее идут Япония и ряд стран со средним производством от 1,5 до 2 млрд м в год — это не только Италия, но и такие страны, как Тайвань или Египет. Некогда крупнейший производитель тканей Великобритания теперь выпускает менее 300 млн м, уступая даже Португалии, и покрывает свои потребности в основном импортными тканями, поступающими из стран третьего мира. Основными же экспортерами хлопчатобумажных тканей, кроме Индии и Китая, стали Пакистан, Гонконг, Тайвань и Египет. На страны третьего мира сегодня приходится более половины мирового экспорта хлопчатобумажных тканей.
И только в производстве трикотажа позиции развитых стран все еще значительны (особенно Италии), но постепенно их роль снижается за счет организации в развивающихся странах производства трикотажа, которые сегодня дают почти половину мировой продукции этого вида тканей и изделий из них.
Положение текстильной промышленности России, бывшей одним из крупнейших мировых производителей всех видов натуральных тканей, в настоящее время очень тяжелое. Сложная экономическая ситуация в стране привела к резкому падению производства тканей.
Шерстяные ткани производятся преимущественно в Западной Европе, а также в США, Японии и в меньшей степени в Китае. Общий выпуск составляет от 1,5 млрд до 2 млрд м.
Еще меньше производится льняных тканей. Кроме России, их в значительных количествах выпускают во Франции, Бельгии и Нидерландах, а также в Великобритании. Продукция натурального шелка, одно время сошедшая почти на нет, в последние 20 лет начала возрождаться, выпуская очень дорогие «художественные» ткани, главным образом в КНР, Японии, Индии и Италии.
Кроме фабричных, в мире сохраняется производство кустарных тканей для местных нужд. Однако некоторые их виды как «кустарно-художественные» изделия поступают и на мировой рынок. Наиболее известна из них ткань типа сари, которую производят в Индии.
Швейная промышленность. В настоящее время эта отрасль перемещается в развивающиеся страны к дешевому труду. Количество стран, где начало индустриализации связано со швейной промышленностью, и которые в настоящее время заняты этим производством, насчитывает почти два десятка: начиная с острова Мальта и кончая странами Балтии, как новыми районами распространения швейной промышленности, не говоря о таких крупных странах-производителях, как Китай, В ведущих странах происходит процесс резкого сокращения швейной промышленности, которая все больше специализируется на производстве модных уникальных изделий, сокращая массовый пошив. Развивается международный обмен швейными изделиями, причем развитые страны все больше специализируются на элитарных изделиях, а развивающиеся страны на массовом пошиве. Несмотря на подобные сдвиги в швейной промышленности, среди крупнейших центров отрасли по-прежнему выделяются Нью-Йорк, как самый крупный в мире центр швейной промышленности вообще, Париж и Рим как «модные центры», дающие не только большую часть индивидуальных изделий, но и определяющие пути развития моды во всем мире. Дисперсное, часто надомное, производство наиболее развито в Гонконге, ставшем частью КНР.
Обувная промышленность. Тенденция сдвига в развивающиеся страны особенно характерна для обувной промышленности, за последнее десятилетие резко изменившей свое размещение и буквально «переселившейся» из развитых стран в развивающиеся, т.е. опять-таки в страны с дешевым трудом. Этот процесс продолжается и сегодня, и специалисты предсказывают появление новых стран — производителей обуви, вроде Вьетнама. Еще 10 лет назад главную роль в обувной промышленности играли США и Италия, а сегодня на страны Азии и Среднего Востока приходится 60% мирового производства обуви, на Западную Европу — 11%, Южную Америку — 7%, а США — только 6%. Крупнейшими странами-продуцентами на сегодняшний день являются Китай, страны СНГ, Республика Корея, Италия, Тайвань, Япония, Индонезия, Вьетнам, Таиланд и США.
Итак, сегодня очень сильно изменилось размещение обувной промышленности, которая ориентируется прежде всего на дешевизну труда. Законодателями моды по-прежнему выступают итальянские фирмы, а иногда и производители таких стран, как Австрия, где остались только головные предприятия — поставщики моделей для производства, разбросанных по всему миру.
В целом для легкой промышленности характерно размещение массовых производств в менее развитых странах и производство моделей в промышленно развитых.
Вопросы
1. Расскажите об основных штандортных факторах отрасли. В чем различия между промышленно развитыми и развивающимися странами?
2. Каковы особенности размещения и состав текстильной промышленности?
3. Каковы основные тенденции размещения швейной промышленности?
4. Каковы причины сдвигов в географии обувной промышленности?
Пищевая промышленность и рыбный промысел
Пищевая промышленность. Размещение пищевой промышленности мира характеризуется рядом взаимоисключающих тенденций. С одной стороны, по-прежнему растет традиционная пищевая промышленность в менее развитых странах, с другой стороны, начинают свертываться многие традиционные отрасли в развитых странах, отчасти потому, что в них усиливается движение за здоровый образ жизни, а это ведет к сокращению таких традиционных производств, как виноделие, производство табачных изделий, сахара. Наоборот, в менее развитых странах по-прежнему растет и табачное производство, и производство пива, как впрочем и в России, которая по характеру своего потребления оказывается близка к развивающимся странам.
В высокоразвитых странах сокращение традиционных производств, особенно в отраслях, «вредящих» здоровью, сопровождается наращиванием производства в отраслях, освобождающих женщин от «кухонного труда», происходит как бы «индустриализация кухни». Пищевая промышленность менее развитых стран в определенной степени повторяет развитие мировой пищевой промышленности на раннем этапе ее роста. Поэтому табачная промышленность переходит из высокоразвитых стран в менее развитые; этот же процесс идет и в сахарной промышленности; растет даже виноделие в отдельных менее развитых станах при общей мировой стагнации этого производства. Пивоварение, почти не развиваясь в высокоразвитых странах, наращивает свои мощности в менее развитых, например, в странах третьего мира и Китае.
По техническому уровню среди отраслей пищевой промышленности выделяется сахарная, хотя и в ней, особенно в Индии, есть кустарные предприятия. Но все-таки большая часть выпуска сахара приходится на фабричный сахар, в отличие от любых других видов пищевой индустрии, поскольку и мясопереработка, и особенно хлебопечение на 50—60% объема являются предметом «домашнего производства» за счет менее развитых стран. Значительная часть сахара поступает на мировой рынок, причем крупные экспортеры — Бразилия, Куба, Австралия, ЮАР и Таиланд, а также европейские страны — Франция, Нидерланды, и даже ФРГ. Крупными импортерами выступают Россия, США, Япония, некоторые европейские страны, Иран. 2/3 мирового производства приходится на тростниковый сахар и лишь 1/3 — на свекловичный.