Смекни!
smekni.com

География мирового хозяйства (стр. 1 из 91)

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

Ю.Г.ЛИПЕЦ

В.А.ПУЛЯРКИН

С.Б.ШЛИХТЕР

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов

Москва

1999

ББК 65.04

Л61

Рецензенты:

академик Российской академии образования В.П. Максаковский,

доктор географических наук, профессор Н.С. Мироненко.

Л61

Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б.

География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 400 с.: ил.

ISBN 5-691-00152-3.

Учебное пособие написано в соответствии с новейшими взглядами на географию мирового хозяйства как интеграль­ную дисциплину, сочетающую предметный и пространствен­ный подходы к мировой экономике, ее территориальной струк­туре и функционированию. В нем последовательно изложены вопросы формирования глобальной экономической системы, классические теории размещения производства в рыночной эко­номике, основы территориальной организации мирового сель­ского хозяйства, промышленности, транспорта, мировой торгов­ли и сферы услуг.

Пособие предназначено для студентов, географов, эконо­мистов.

ББК 65.04

© Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б., 1999.

© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999.

ПРЕДИСЛОВИЕ

География мирового хозяйства долгое время оставалась сугубо вспомогательной дисциплиной в кругу общественно-географических наук, где ведущее место сначала занимала общая экономическая география, а затем география населения и городов. Немногочислен­ные книги и справочники по географии мирового хозяйства содер­жали чисто описательные материалы по размещению его основных отраслей в странах, регионах и по миру в целом. Принятое у нас в стране в советское время разделение планеты на два главных лаге­ря неумолимо привело в конечном итоге к сужению сферы исследо­ваний до рамок мирового капиталистического рынка. Даже в тех отраслях, где доля социалистического лагеря была весомой, факти­чески анализировались лишь данные по развитым капиталистиче­ским и развивающимся странам.

Кроме идеологических причин для подобного ограничения рамок географии мирового хозяйства были и объективные основания. Во-первых, большинство сведений по размещению и объемам производ­ства в социалистических государствах, особенно в СССР, были не­доступны для открытой печати. Засекречивание началось в 30-х гг. со стратегических отраслей — цветной металлургии, многих видов машиностроения и химии, а потом закрытость охватила практиче­ски все подразделения экономики, включая аграрный сектор. Во-вторых, в те же годы в Советском Союзе, а позднее и в других странах социализма сложились собственные системы цен, нацио­нальных счетов, расчетов национального богатства.

Система цен покоилась на низком уровне оплаты труда и соот­ветственно низких ценах на базовые потребительские товары и ус­луги, а также на большой роли общественных фондов потребления. В расчетах валового национального продукта (ВНП) проводилось разграничение на «производственную» и «непроизводственную» сфе­ры. При этом согласно теоретическим взглядам Д. Рикардо и К. Маркса при оценке ВНП следовало учитывать только производствен­ную сферу, а при исчислении национального богатства неправо­мерно в него включать стоимость земельных ресурсов и т.п. Не вдаваясь в существо политэкономических дискуссий на подобные темы, отметим явную несопоставимость основных расчетов для капиталистических стран, с одной стороны, и социалистических, с другой, иначе — для государств соответственно с рыночной и центрально-планируемой экономикой. Многолетние работы стати­стических служб ООН и различных иных международных и наци­ональных организаций, в частности ЦСУ СССР и Института миро­вой экономики и международных отношений АН СССР, не смогли, на наш взгляд, преодолеть эти два кардинальных момента.

С принципиальными различиями в системах ценообразова­ния связаны и столь же глубокие расхождения в определении курса национальных валют. Они в социалистических странах не были конвертируемы, и в расчетах торгового оборота меж­ду последними использовался «переводной» рубль, а курс по отношению к валютам развитых капиталистических стран имел чисто служебное, формальное значение. Не случаен парадокс, когда после введения внутренней конвертируемости рубля ока­залось, что стоимость экспорта Российской Федерации превы­шает оценки ее ВНП в целом.

Зыбкость стоимостных исчислений повышает роль гораздо бо­лее устойчивых параметров мирового хозяйства — его террито­риально-отраслевых структур. Детальная характеристика этих структур, прежде всего основных — сельского хозяйства, про­мышленности, транспорта и сферы услуг, — составляет главное содержание настоящего учебного пособия. Этим в определенной степени отдана дань давно сложившейся географической тради­ции и обеспечена связь проведенного исследования с другими, более продвинутыми в научном плане дисциплинами обществен­но-географического цикла.

Указанным характеристикам предпослан большой раздел, в котором предпринята авторская попытка выявить отличитель­ные черты мирового хозяйства как глобальной географической системы. С использованием современного аппарата системного анализа рассмотрены важнейшие концепции, направленные на поиск закономерностей локализации хозяйственных явлений и объектов на разных территориальных уровнях, такие как теория сравнительных преимуществ в международном разделении тру­да; минимизация издержек при размещении производства, на­селения и сектора обслуживания; распространение нововве­дений в географическом пространстве. Все эти теоретические построения имеют дедуктивную основу и математическое вы­ражение, что ставит их в один ряд с научными концепциями в других дисциплинах.

Обширный блок, посвященный сельскому хозяйству, карди­нально отличается по своему содержанию от стандартных описа­ний, будучи ориентирован на структурно-проблемный подход к отрасли, сохраняющей свое ведущее положение в большинстве стран мира. При этом особо выделена историко-географическая тематика, поскольку в течение многих столетий именно аграрная деятельность определяла хозяйственный лик планеты. Тем са­мым оказалось возможным без существенных потерь отказаться от самостоятельного историко-географического очерка, что утя­желило бы всю работу и избыточно расширило бы ее рамки.

Повышенное внимание в учебном пособии уделено транспор­ту и сфере услуг, что обусловлено сложными и противоречивы­ми тенденциями постиндустриального развития. Проследить эти пока слабо осмысленные в географии тенденции представляется актуальным и важным делом, ибо они ведут к решительным из­менениям во многих основополагающих областях жизни обще­ства. Они одновременно самым непосредственным образом воз­действуют на экономическую карту мира, позволив многим еще недавно отсталым в хозяйственном отношении странам войти в число передовых.

Наиболее традиционным остался раздел, посвященный промыш­ленности, материал которого сгруппирован общепринятым спосо­бом — по ведущим отраслям индустриального производства.

Из круга глобальных проблем, остро стоящих перед человечест­вом, выделены две — продовольственная и экологическая, требую­щие ответной реакции со стороны мирового хозяйства.

В основу учебного пособия положены результаты многолетних теоретических и эмпирических изысканий по географии отраслей мирового хозяйства, а также страноведческих исследований, тоже в течение долгих лет проводившихся в лаборатории географии ми­рового хозяйства и страноведения Института географии РАН. Ав­торы учитывали, что культурологическая и мировоззренческая функ­ции географии и географических знаний обычно из работ, обнимаю­щих конкретную действительность в ее разнообразии, либо полностью вытесняли теоретические построения, либо оставляли их на роли отдельных положений, не связанных в единое целое. При этом неизбежно ослаблялись позиции географии как фун­даментальной науки, а огромный фактологический материал по отдельным странам, районам, отраслям не вскрывал многие внутренние связи и не помогал осознать закономерности разви­тия. В книге сделана попытка преодолеть эти недостатки. Базо­вые знания, аккумулируемые географией мирового хозяйства как наукой, приобретают особую злободневность в контексте рыноч­ных реформ, проводимых в России, и обусловленной ими кон­цептуальной и практической значимостью осмысления современ­ных глобальных экономических процессов.

Введение. Мировое хозяйство — глобальная географическая система

Стандартное определение мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств, участвующих в международном разделе­нии труда и связанных международными соглашениями, несет слиш­ком узкую нагрузку и не учитывает даже в малой мере роль про­странства и пространственной иерархии в формировании и функ­ционировании мирового хозяйства.

Несомненно, национальные хозяйственные комплексы служат в зависимости от их удельного веса важными подсистемами мирохо­зяйственной системы. Однако при ее изучении следует учитывать всю совокупность элементов, которые могут включать любую от­расль или вид деятельности, любое предприятие или учреждение, играющее свою роль в международном разделении труда. Каждая хозяйственная единица — ферма, промышленное предприятие, транс­портная фирма, банк — могут обслуживать небольшой ареал внут­ри своей страны, иметь региональное или общенациональное значе­ние, участвовать в мировой торговле. При этом не наблюдается строгой зависимости ни от размера, ни от функций данного пред­приятия или учреждения. Конечно, большая часть оборота миро­вых рынков принадлежит крупным объединениям; однако эта зако­номерность уже не обуславливает непременно крупные масштабы самих производств или услуг. Это зависит от типа отрасли и харак­тера поставляемой продукции и услуг.