В XVII-XIX веках Марокко считалось пиратским государством, так как во многих городах фактическая власть находилась в руках морских пиратов. Небезынтересно, что это не мешало Марокко осуществлять дипломатические функции, в 1777 г. Марокко оказалось первым государством, признавшим независимость США.
В 1859—1860 годах Испания заняла часть земель султаната.
В конце XIX века Марокко (управляемое с 1894 г. Абд-ул-Азизом) стало объектом соперничества Испании, Франции, Англии, а в XX в. — также и Германии. Захват Францией всей Сахары и части Судана, сделавший ее властительницей почти всей Западной Африки, вызвал стремление ее к преобладанию в тех соседних государствах, которые сохраняли еще свою самостоятельность. Англо-французским соглашением 8 апреля 1904 г. Марокко было признано входящим в сферу французского влияния; но это соглашение возбудило протест со стороны Германии. В 1905 г. Вильгельм II посетил Марокко и вслед затем германский резидент в Феце Таттенбах и канцлер Бюлов начали сильную кампанию против французского влияния в Марокко. Они потребовали, чтобы проект реформ в Марокко, выработанный
Францией, был рассмотрен на конференции представителей заинтересованных держав, а не проведен одной только Францией. Резкий отказ Делькассэ вступать в переговоры с Германией по вопросу о реформах в Марокко едва не довел Францию до открытого разрыва с Германской империей. Вмешательство Рувье и отставка Делькассэ помогли уладить конфликт и 10 июля 1905 г. между Францией и Германией было подписано соглашение о созыве конференции. Соглашение это оставило открытым целый ряд вопросов — о реорганизации мароккской полиции, основании в М. банка, предоставлении Германии порта Могадора в Атлантическом океане и т. д. Вопрос о реорганизации полиции привел Францию и Германию к конфликту. Германия настаивала на том, чтобы реорганизация полиции была поручена всем заинтересованным державам. Против этого решительно протестовала Франция. В результате все спорные вопросы были переданы на рассмотрение международной конференции, которая собралась в феврале 1906 г. в Алгесирасе (в Испании) и должна была решить судьбу Марокко.В результате Марокканских кризисов 1905 и 1911 гг. Франция обрела большую часть территории Марокко.
После трехлетнего периода массовых выступлений, в ряде местностей страны перешедших в повстанческое антифранцузское выступление, и политического кризиса, вызванного попытками смены короля, в марте 1956 года Франция признала независимость Марокко, а в апреле независимость получило и Испанское Марокко, хотя несколько городов осталось за испанцами. Марокко является членом ООН, МОТ, МВФ, ВОЗ, Лиги арабских стран. Марокко считается традиционным союзником США и Франции в регионе. В июне 2004 Марокко получило статус главного союзника США, не
входящего в НАТО. Тогда же были подписаны торговые соглашения с США и ЕС.3 Народонаселение
Население Марокко — марокканцы численностью 34,9 млн человек (оценка на июль 2009). Это третья в мире арабоязычная страна после Египта и Судана. Около 60 % населения — арабы, около 40 % — берберы. Небольшое количество евреев (70 тыс.). Процесс слияния различных племён и народов в единую марокканскую нацию до конца не завершён.
Ежегодный прирост населения составляет 1,5 % (2009 г).
Уровень рождаемости 20,96 новорожденных / 1000 человек (2009 г)
Уровень смертности 5,45 смертей / 1000 человек (2009 г)
Средняя продолжительность жизни — 69 лет у мужчин, 74 года у женщин (2009).
Грамотность — 66 % мужчин, 40 % женщин (по переписи 2004 года).
Население в городах:
Касабланка – 3,4 млн. человек (оценка 1994 г).
Рядом с ним располагается королевская резиденция – Рабат -1,3 млн. чел. с пригородами (1994 ).
Крупными городами с населением до 1 млн. человек являются –
Фес (более 800 тыс. чел.),
Марракеш (730 тыс. чел.),
Мекнес (550 тыс. чел.).
Абсолютное большинство населения страны составляют марокканские арабы или марокканцы (97% населения страны).
Марокканская нация сложилась из потомков древних берберов и переселенцев арабов.
В население многих городов существенным компонентом являются потомки изгнанных в ходе Реконкисты мусульман и иудеев Испании (фаси – в Фесе и др.).
В настоящее время около 80% населения говорит на арабском (литературный и его магрибские диалекты), 10% - на арабском и берберских языках и 10% - на берберских.Взаимопонимание между носителями отдельных диалектов нередко затруднено.
В Марокко широкое распространение имеет французский язык. Это язык государственного делопроизводства, науки и художественной литературы.
Исторически на севере и северо-западе страны распространён испанский язык, где он является рабочим языком в некоторых учреждениях.
К моменту обретения Марокко независимости в 1956 в стране насчитывалось 550 тыс. европейцев, большую часть которых составляли французы, за которыми следующими по численности шли испанцы и португальцы. После 1956 численность европейской колонии уменьшилась до 60 тыс. человек, представленных главным образом бизнесменами и сотрудниками международных организаций.
Марокко всегда обладало значительным еврейским населением (сефарды).
В 1956 численность еврейского населения составила 221 тыс. человек. По мере усиления напряженности на Ближнем Востоке почти все евреи выехали из Марокко (в основном беднейшие слои). В районе Касабланки их осталось
ок. 3000 человек. В прошлом, в горах Высокого Атласа и в долине Дра были целые города населённые исключительно бербероговорящими евреями: Демната, Акка и др.
Марокканцы всегда различали две группы евреев: плиштим – жили ещё до арабского завоевания и форастерос – беженцы из Испании.
В городах сефарды говорят на арабском или на особом диалекте староиспанского языка – «эспаньолос».
Берберы являются коренным населением Марокко и Магриба в целом,
которое проживало на этой территории еще до распространения здесь ислама. В лингвистической классификации берберские языки принадлежат к семито-хамитской (афро-азиатской) семье языков, также как и язык арабского населения. В отличие от арабского (семитская группа), берберские языки относятся к особой берберо-ливийской группе. Берберские диалекты распространены по всей Северной Африке и в районе пустыни Сахара.Берберы своеобразны в антропологическом отношении. Среди берберского населения Марокко можно выделить несколько расовых типов.
I-й, наиболее интересный – высокорослый, длинноголовый, с узким высоким носом, часто имеют русые или рыжие волосы, голубые глаза и белую кожу. Наиболее часто встречается в горах Риф. Ещё древние египтяне отличали среди населения Северной Африки светлокожих и светловолосых ливийцев.
II-й тип: невысокий рост, широковатый нос, волосы каштановые, кожа тёмная с красноватым оттенком. Распространен в центральных и южных районах.
III-й тип: низкий рост, широкий нос, плоское лицо, тёмные волосы, желтоватая пигментация кожи. Данный физический тип может быть остатком древнего капоидного населения Северной Африки. Больше характерен для центральных и южных районов Марокко.
Все эти типы имеют между собой переходные формы и дают множество разновидностей.
Кроме того, в оазисах юга и в городах страны встречается много мулатов – так называемые «харатины» (потомки рабов).
В языковом отношении берберское население также не однородно. В пределах Марокко наибольшее распространение получили три диалекта: рифи, на котором говорит бербероязычное население в районе гор Риф и севера Среднего Атласа, тамазигт – в районе Среднего Атласа и ташельхит – в районе Высокого Атласа.
Считается, что бербероговорящие марокканцы составляют треть всего населения страны. Хотя, ещё после II мировой войны французские исследователи отмечали, что 50-60% населения страны бербероязычны.3.2 Традиции народа
Марокко является носительницей уникальной мавританской (магрибийской) культуры. Здесь переплелись традиции Арабского Востока и местных берберских племён, традиции кочевников Сахары и мавров Испании. Это заметно не только по шедеврам мавританского зодчества, но и по повседневной жизни народа.
Здесь до сих пор устраиваются красочные карнавальные шествия по случаю религиозных и больших сельских праздников. На улицах Феса и Марракеша можно увидеть выступления акробатов, фокусников, комедиантов, заклинателей змей. Широко распространены выступления шутов и скоморохов – «мссуах».
Ежегодно в Фесе и Марракеше разворачивается любопытное театрализованное действие – выборы «студенческого короля» - «Султан Тольба».
Музыка и танцы сопровождают марокканцев от рождения и до смерти.
Любопытен в этом плане ежегодный национальный фестиваль в Марракеше, на который съезжаются представители всех уголков страны, чтобы показать своё музыкальное и танцевальное творчество.
В течение 10 дней в мае среди руин дворца Эль-Бади устраиваются эти сказочные спектакли под открытым небом, впечатляющие богатством творческого выражения народного искусства, многообразием этнического представительства.
Берберы Высокого Атласа исполняют ритмичный танец с пением – «ауаш», жители Среднего Атласа выступают с хороводным танцем «хаидус».