Большие надежды возлагались на совместные предприятия с участием иностранного капитала. Предполагалось, что эта форма позволит привлечь передовые достижения зарубежной науки, управленческий опыт, материальные ресурсы для развития производства наукоемкой продукции в нашей стране. Однако вследствие политической и экономической нестабильности, неконвертируемости рубля, отсутствия имущественных и правовых гарантий, налоговых и таможенных льгот, которые стимулировали бы приоритетные виды деятельности, из 620 совместных предприятий, действовавших в России к началу 1991 г., к числу научно-исследовательских организаций относились лишь 50 (8,1% от общего числа совместных предприятий).
К началу 1996 г. число совместных предприятий научно-технического направления выросло в 4,5 раза. В 1995 г. ими было экспортировано товаров и услуг на 200 млн долл., импортировано — на 98 млн долл., реализовано на внутреннем рынке — на 225 млн долл. Почти половина экспорта и импорта приходится на совместные предприятия Москвы, их удельное значение на внутреннем рынке около 80%.
Наукоемкий бизнес составляет небольшую долю деятельности совместных предприятий. Продукция предприятий научно-технического профиля в основном предназначена для реализации на внутреннем рынке. Ее удельный вес в общем объеме экспорта товаров и услуг всех совместных предприятий — 3,5%, тогда как на внутреннем рынке он в 3 раза выше. Многие совместные предприятия, формально относящиеся к научным, на самом деле являются просто крупными импортерами компьютеров, автомобилей и товаров народного потребления.
Капитальные вложения в науку отличаются существенной неравномерностью по годам. Начатый в 1985 г. курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагал интенсивное наращивание инвестиций в сфере строительства объектов, связанных с созданием, освоением и внедрением научных нововведений, в том числе в развитие опытно-экспериментальной базы науки. Спад инвестиционной активности в 1989—1991 гг. отрицательно сказался на динамике капитальных вложений в науку, причем их сокращение опережало снижение объема инвестиций в народном хозяйстве России в целом на 15%. За 1992—1996 гг. положение еще больше ухудшилось. Капитальные вложения в науку снизились по сравнению с 1986 г. в 5,3 раза (в 1986 г. отмечался максимальный за десятилетие прирост объема капитальных вложений в науку — 38%). Снижение капитальных вложений затронуло большинство регионов России, в первую очередь крупные научные центры. В Москве и Санкт-Петербурге, на долю которых приходится 39,7% общего объема инвестиций в сферу науки, они снизились в 5,8 раза, почти в 7 раз сократился ввод в действие основных фондов вузов и научно-исследовательских институтов. В Новосибирской области капитальные вложения в науку уменьшились в 6,3 раза. Сокращение объема инвестиций в науку произошло и в Западной Сибири, Свердловской области, в Северном, Северо-Кавказском районах, на Дальнем Востоке.
Вместе с тем интенсивно строятся научные объекты в Ленинградской области, где объем капитальных вложений в 1996 г. (в сопоставимых ценах) в 3 раза превышал уровень 1990 г. Рост инвестиций в науку отмечался в Якутии (в 2 раза), Сахалинской области (в 1,2 раза), Татарстане (в 1,7 раза), Мордовии (в 1,5 раза), Бурятии (в 1,15 раза).
На современном этапе развития в нашей стране необходимо уделять большее внимание научно-техническому прогрессу. На прежней материально-технической основе кардинальных перемен добиться невозможно. Выход — глубокая реконструкция народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники, прорыв на авангардных направлениях научно-технического прогресса.
Научно-техническая революция способствует качественным и структурным сдвигам в экономике. В бывшем СССР научно-технический прогресс в основном развивался эволюционным путем. Эволюционный путь состоит в совершенствовании действующей техники и технологии. Производственный процесс в целом при таком подходе технически не преобразуется, а численность вспомогательных и обслуживающих работников практически не уменьшается. С этим связан парадоксальный результат, когда при значительном росте производительности труда численность работающих, занятых ручным трудом, не только не сокращалась, но даже увеличивалась. Направления совершенствования техники и технологии приводили к дополнительным капитальным вложениям. В результате эволюционный путь научно-технического прогресса сопровождался ростом фондоемкости производства.
Эволюционная форма научно-технического прогресса привела к тому, что эффективность общественного производства повышалась медленно: менее чем на 1,5% в год. Этот синтетический показатель складывался из роста производительности труда в народном хозяйстве страны (примерно 3% в год), экономии топлива, сырья (примерно 2%). Но полученный эффект наполовину обесценивался тем, что одновременно на 3% в год росла фондоемкость народного хозяйства. Главное внимание нужно уделять отбору тех направлений научно-технического прогресса, которые дадут наибольшую эффективность во всех отраслях. Прежде всего, это коренное изменение технологии, которое резко снизит удельные затраты на производственные ресурсы, приведет к повышению качества продукции и улучшению экологической обстановки. Одно из главных направлений — автоматизация производственных процессов с внедрением средств вычислительной техники.
Оказывая влияние на территориальную организацию хозяйства, специализацию и комплексное развитие экономических районов, научно-технический прогресс определяет изменения в размещении производительных сил. Это влияние имеет двоякий характер: с одной стороны, увеличивается возможность более равномерной дислокации отраслей, предприятий и комплексов, с другой — повышаются региональные требования к новой технике. В итоге обеспечивается резкий скачок в повышении эффективности производства.
Освоение новых районов с экстремальными характеристиками предъявляет к научно-техническому прогрессу повышенные требования: например, техника должна быть приспособлена к условиям работы в заболоченной местности, тундры, вечной мерзлоты и т.д. В зоне сурового Севера разработка месторождений природных богатств требует широкого использования высокопроизводительной техники в северном исполнении из хладостойких металлов.
При формировании важнейших направлений технической политики на этапе долгосрочного развития Севера следует учитывать, что для него, как и для других восточных районов страны, характерен значительный разрыв между наличием огромных эффективных природных залежей и ограниченными трудовыми ресурсами. Поэтому ускорение научно-технического прогресса — решающее условие для обеспечения высоких темпов освоения природных богатств, роста эффективности общественного производства.
Оплата труда на Севере почти в 3 раза выше, чем в других районах страны, поэтому использование там малоквалифицированного труда неэффективно. Механизация и автоматизация производственных процессов здесь должна быть значительно выше.
Несмотря на установку непрерывно повышать уровень технического оснащения нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири и на этой основе значительно увеличивать производительность труда, резкое расширение объемов нефтедобычи повлечет за собой потребность в дополнительном персонале. По расчетам Института экономики и организации промышленного производства СО АН России, потребность в трудовых ресурсах нефтедобывающей, газодобывающей промышленности и геологоразведки на нефть и газ Западной Сибири составила в 1990т. 14,5% общей потребности. По прогнозам этого же института, свыше 50% всех трудовых ресурсов Западно-Сибирского комплекса будет занято в непроизводственной сфере, 16,5% — в комплексирующих производствах (строительно-монтажном, промышленности строительных материалов), более 11% — на транспорте, в энергетике, связи и примерно 6% - на лесозаготовке, лесопереработке и в рыбной промышленности.
Повышению эффективности освоения природных ресурсов Севера может способствовать рационализация структуры народного хозяйства. Структурная политика должна быть направлена на создание здесь оптимального с общегосударственных позиций хозяйственного комплекса. Необходимо, чтобы структура материального производства в районах нового освоения принципиально отличалась от структуры в обжитых районах. Это относится в первую очередь к соотношению численности занятых в основном и обслуживающих производствах. В настоящее время оно составляет 1 : 5, в то время как в аналогичных районах американского и канадского Севера — 1 : 2. Рационализация структуры занятости позволит почти в 2 раза снизить потребность в дополнительно привлекаемой рабочей силе.
Неодинаковы условия и при разработке природных богатств в европейской зоне России: при освоении железных руд Курской магнитной аномалии, газоконденсатных месторождений Прикаспийской впадины, использовании переувлажненных земель нечерноземной зоны, орошении земель Поволжья, Северного Кавказа и др. Следовательно, в региональных направлениях научно-технического прогресса должны учитываться не только природные, но и экономические условия (плотность населения, транспорт, стоимость основных производственных фондов и т.д.). Региональная техника и технология призваны обеспечить высокую экономическую эффективность, снижать затраты живого труда, сокращать сроки строительства объектов.
Современные методы разведки и разработки природных ресурсов ведут к территориальному расширению энергетической и сырьевой базы промышленности. В настоящее время стала вполне экономичной добыча нефти и газа с больших глубин и морского шельфа, тогда как ранее это было невозможно по техническим причинам. Научно-технический прогресс позволяет проводить более углубленную переработку сырья и топлива, использовать малоотходную, безотходную, энергосберегающую технологию. Широкое применение в народном хозяйстве находят результаты космических исследований. Ведутся работы по созданию новых химико-технологических процессов с целью получения материалов с заданными свойствами. Предполагается увеличить масштабы реализации возобновляемых источников энергии — солнечной, ветровой, гидравлической и геотермальной. Все это приведет к более равномерному и эффективному размещению производительных сил страны.