Смекни!
smekni.com

Экономическая география России (стр. 26 из 139)

В происходящих структурных изменениях настораживает то, что нормальное функционирование металлургического, топливно-энергетического комплексов, химической и лесоперерабатывающей промы­шленности — основных поставщиков валюты в Российской Федерации — в значительной мере зависит от поставок оборудования и запчастей к ним по импорту. Из-за «ножниц цен» (низкие цены на сырье и высокие на оборудование) количество вывозимого сырья постоянно растет: если в 1976—1980 гг. на закупку оборудования затрачено около 20 млрд долл., то в ближайшие 5—7 лет, по подсчетам специалистов, потребуется обо­рудования и запасных частей к нему на сумму около 100 млрд долл.

Росту сырьевого экспорта, причем в ущерб собственным внутрен­ним потребителям, способствовала и прогрессирующая инфляция.

Реальные валютные поступления в казну в виде налогов и рентных платежей с сырьевого комплекса составляют немногим более 7 млрд долл. в год. Максимально возможное увеличение экспорта сырья позволит получать примерно 10 млрд долл. в год, но большую часть этих средств государство будет вынуждено снова направлять на развитие сырьевого комплекса. Этот парадокс объясняется тем, что развитие добывающих отраслей за счет собственных средств ограничено ввиду постоянно рас­тущей необходимости в покупке импортного оборудования, кроме того, увеличение себестоимости добычи (особенно в перспективе), значи­тельные транспортные издержки, рост стоимости освоения новых месторождений приведут к тому, что у России не хватит собственных средств для постоянного развития экспортного потенциала в сырьевом комплексе.

Если в перспективе экспорт из Российской Федерации топливно-сырьевых ресурсов будет расти, то ожидаемое удорожание импорта при­ведет к ограничению числа платежеспособных покупателей и, как след­ствие, — к сокращению макроэкономического спроса на общероссий­ском рынке и объема самого импорта. Если эти процессы не остано­вить, физические объемы экспорта сырья будут расти до бесконечнос­ти (в нашем случае до полного исчерпания запасов экспортируемых видов сырья, полуфабрикатов, металлов). Кроме того, будет относи­тельно повышаться стоимость основных средств в девальвированной валюте и снижаться цена живого труда. Будут подорваны основы воз­можного процесса развития промышленности, в первую очередь мо­жет прекратить существование только появившийся на свет малый и средний бизнес. Следом за малым и средним бизнесом остановятся многие предприятия машиностроительного комплекса и т.д.

Таким образом, в случае усиления зависимости России от экспор­та собственного сырья и импорта оборудования для добычи и перера­ботки этого же сырья нашей стране суждено окончательно превратить­ся в нефтяного, газового, никелевого и прочего сырьевого донора ве­дущих стран мира. При развитии промышленности по ресурсному сце­нарию в ближайшее время (1996—2000 гг.) должен наступить длительный этап депрессии, характеризующейся низкими и нестабильными темпами экономического развития, устойчиво высокой безработицей, высокой степенью экономической зависимости и исчезновением зна­чительной части имеющегося индустриально-промышленного потенциала.

Сценарий приоритетного развития в структуре промышленности сектора по производству потребительских товаров, протекционизма развития наукоемких производств и начала структурных преобразова­ний должен базироваться на государственном стимулировании плате­жеспособного спроса и протекционизме развития потребительского сектора.

Реальный эффект расширения государственного спроса был и ос­тается ничтожно малым в сравнении с масштабами ресурсов, выкачи­ваемых из производственного сектора через механизм чрезмерного налогового бремени и инфляционного налогообложения. Ни одна эко­номика, рассчитанная на полноценную реализацию своего потенциа­ла конкурентоспособности и условий для сбалансированного эконо­мического роста, не может выдержать такого расточительства в под­держке экономически неэффективных производств. Следствием ука­занной политики стало падение доходов промышленности в совокуп­ном ВВП и истощение совокупного производственного спроса. В свою очередь, сокращение доли доходов сферы материального производст­ва разрушает доходную базу населения и формирования бюджета, а это в рамках проводимой политики влечет за собой еще большее сокраще­ние совокупного спроса на общероссийском рынке. Поэтому первона­чальной мерой государственного протекционизма для реализации вто­рого сценария должно стать стимулирование макроэкономического спроса на общероссийском рынке, причем в приоритетном порядке в промышленном секторе экономики — в производстве товаров народ­ного потребления и продуктов питания. Не менее важная мера — стабилизация финансовой системы и сокращение инфляции до уровня, при котором возможно вложение инвестиций в производство потре­бительских товаров со сроком окупаемости до двух лет.

Этот сценарий, как на первом этапе (2000—2005 гг.), так и в даль­нейшем, должен быть ориентирован на приоритетное развитие легкой промышленности и производства ТНП, аграрного сектора и обслуживающих отраслей машиностроения. На примере развитых стран изве­стно, что экономическое оздоровление обычно начинается в легкой и пищевой промышленности, которые наиболее гибко реагируют на из­менение рыночного спроса, легче всего поддаются модернизации и имеют высокую скорость оборота капитала, становятся стимулятора­ми развития инвестиционных отраслей промышленности через разви­тые межотраслевые кооперационные связи.

Одним из важных факторов кризисного спада производства в лег­кой промышленности последних лет было сокращение реального ко­нечного спроса из-за снижения жизненного уровня населения. Фантастические доходы элитных слоев населения не решают проблемы спроса на внутреннем российском рынке, поскольку товары покупаются ими на внешних рынках. Высокий уровень инфляции сделал невозможным не только долгосрочные, но и среднесрочные инвестиции, что сдержи­вает даже воспроизводство, не говоря уже о расширенном воспроиз­водстве. Взаимодействие всех этих факторов в итоге привело к резкому падению объемов производства.

При низком качестве и слабой конкурентоспособности отечествен­ных товаров без замещения ими импорта данная стратегия может иметь инфляционный характер, если спрос будет стимулироваться за счет повышения зарплаты. Уровень инфляции может подняться выше дек­ларируемого в настоящее время, что осложнит нормальное инвестиро­вание структурной перестройки. Необходимы защита внутреннего рын­ка отечественных товаров народного потребления и стимулирование их экспорта на основе рациональной таможенной политики.

В пищевой промышленности основные концептуальные положе­ния прогнозного развития заключаются в том, что в период до 2000 г. необходимо стабилизировать положение в этой сфере экономики, а за­тем обеспечить ее устойчивое развитие на основе подъема сельского хозяйства и проведения разумных рыночных преобразований. Кроме того, российские продовольственные товары (кондитерские изделия, консервы и т.д.) уже сегодня конкурентоспособны на внешних рынках и могут экспортироваться.

В рамках аграрной реформы наряду с повышением самообеспече­ния основными продуктами питания приоритетным направлением должна стать специализация субъектов на товарном производстве отдельных видов продукции с учетом специфики природно-экономических условий, традиций местного населения, сложившейся производ­ственной инфраструктуры и существующих экономических связей с другими регионами.

Большие возможности для производства промышленных товаров народного потребления имеются в машиностроении на базе конвер­сии оборонных производств.

Для перехода на индустриальный путь развития промышленности (в массовом порядке — после 2005 г.) необходимо определить «точки роста» в отраслях машиностроения и других секторах производства. Это такие перспективные предприятия и отрасли, которые будут создавать конкурентоспособную с лучшими мировыми образцами продукцию, прежде всего высокоэффективные машины, оборудование, новые технологии, а также товары потребительского спроса, которые могут быстро заполнить ниши как на отечественных товарных рынках, так и на мировом. «Точки роста» должны стимулироваться государством в приоритетном порядке.

Первоочередная задача восстановления позиций российской про­мышленности (в том числе и отдельных отраслей ВПК) — разработка и производство технологий и оборудования для нужд топливно-сырьевого комплекса с целью замещения импорта. Это позволит значитель­но сократить постоянно растущий отток валюты за рубеж и повысить стабильность финансирования структурных преобразований. Масшта­бы инвестирования для создания новых производств (а по многим ви­дам оборудования — восстановления недавно действовавших) должны составить 2—3 млрд долл. в год. Первая реальная отдача в виде произ­водства эффективного оборудования возможна уже через 2 года, а че­рез 10 лет вполне реально сокращение импорта оборудования и техно­логий для нужд сырьевого комплекса на 50—60%.

В этот же период должна быть проведена структурная перестройка ВПК с целью выделения в нем «оборонных» отраслей, способных без значительных технологических изменений выпускать как оборонную продукцию, так и продукцию, обладающую потребительскими свойст­вами. Структурная перестройка ВПК должна стать альтернативой кон­версии, которая в ее современном виде ведет к фактическому сворачиванию оборонных производств, что потребует 3—4 млрд долл. в год. ВПК за счет экспорта вооружений может стать дополнительным ис­точником финансовых ресурсов для поддержания и развития научного и технологического потенциала, накопленного в атомно-энергетическом, ракетно-космическом и авиастроительном комплексах.