В отличие от этого в развивающихся странах животноводство большей частью играет второстепенную роль и к тому же мало связано с земледелием. Оно ведется экстенсивно, дает (кроме плантаций) небольшой выход товарной продукции, а в его структуре основное место занимает низкопородный и тягловый скот. Немалую роль в этих странах до сих пор играет наиболее экстенсивное кочевое и полукочевое животноводство, ориентирующееся на использование скудных естественных кормовых ресурсов и на самые неприхотливые виды скота (верблюды, овцы, козы). Впрочем, зкстенсивное овцеводство характерно и для ряда развитых стран, например для Австралии. Из отдельных направлений овцеводства наиболее широко в мире представлены тонкорунное, развивающееся в полупустынных и степных районах (1/4 мирового поголовья овец), и полутонкорунное мясо-шерстное в районах с лучшим увлажнением и более мягким климатом (также около 1/4 мирового поголовья). Остальная часть поголовья овец приходится на грубошерстное, мясо-сальное и каракульское овцеводство.
Наряду с этим в странах Азии, Африки и Латинской Америки есть сравнительно небольшая группа стран, для которых именно животноводство стало главной отраслью сельскохозяйственной специализации. Примерами таких стран могут служить Чад, Мавритания, Эфиопия, Ботсвана, Намибия в Африке, Уругвай, Парагвай, Аргентина в Южной Америке, Монголия, Афганистан в Азии. Цифровые показатели, особенно душевые, относящиеся к этим странам, иногда оказываются прямо-таки рекордными. В Уругвае, например, на 1000 жителей приходится в среднем 3200 голов крупного рогатого скота, а в Ботсване, Намибии, Парагвае и Аргентине – 1700 голов. По поголовью овец из расчета на 1000 жителей выделяется также Уругвай (8200), уступающий только Новой Зеландии (14 800!). В Монголии этот показатель составляет 6200, в Мавритании – 2200, в Намибии – 1800. А вот по количеству свиней на 1000 человек вслед за мировым рекордсменом – Данией (2100) идут маленькие островные государства Океании – Тонга, Тувалу, Западное Самоа (1000–1500).
Рис. 99. Главные районы животноводства
В самом генерализованном виде, с подразделением только на два главных типа, размещение мирового животноводства демонстрирует рисунок 99. М. Б. Вольф и Ю. Д. Дмитревский в своей книге о мировом сельском хозяйстве[62] выделили четыре типа животноводческих районов, которые по степени интенсивности ведения животноводства можно распределить следующим образом.
К первому типу относятся районы с большой плотностью и населения, и скота (100–200 голов и более на 100 га сельскохозяйственных угодий), с высокой продуктивностью животноводства и его специализацией на интенсивных подотраслях: молочном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве. В зарубежной Европе район первого типа охватывает Данию, Нидерланды, Великобританию, Швейцарию, некоторые другие страны, в Северной Америке – Северо-Восток США. Животноводство в них даст 60–80 % всей товарной продукции сельского хозяйства.
Ко второму типу относятся районы со средним уровнем интенсивности и продуктивности сельского хозяйства. Ему соответствует и средняя (30–60 голов) плотность скота. Примерами такого рода могут быть Южная и Восточная Европа, южные и центральные штаты США, некоторые районы в Латинской Америке.
К третьему типу относятся районы с низкой плотностью и населения, и поголовья скота (5—10 голов), с преобладанием наименее интенсивных подотраслей и направлений животноводства, экстенсивным содержанием скота на обширных естественных пастбищах и относительно низкой продуктивностью. Примерами такого рода могут служить: большая часть Австралии, Патагония в Аргентине, Ангола, некоторые страны Западной и Северной Африки (Мавритания, Чад, Алжир). Как правило, животноводство в них резко преобладает над растениеводством и служит главной отраслью хозяйства.
Наконец, к четвертому типу относятся районы с высокой плотностью населения, в том числе и сельского, с высокой плотностью поголовья скота (60—200 голов), но при его низкой продуктивности и преобладании в животноводстве малоинтенсивных подотраслей и направлений. В целом животноводство играет в этих районах подчиненную роль и дает небольшую товарную продукцию. Примерами такого рода могут служить Индия, Шри-Ланка, страны Юго-Восточной Азии. В развивающихся странах очаги малопродуктивного животноводства чаще всего территориально оторваны от потребительского и товарного растениеводства.
Россия в составе СССР имела достаточно развитое животноводство. В середине 1980-х гг. поголовье крупного рогатого скота составляло в ней 60 млн голов, свиней– около 40, овец и коз – почти 65 млн голов. Однако в 1990-е гг. в первую очередь из-за недостатка кормов поголовье уменьшилось в несколько раз – соответственно до 28,5 млн голов, 17,5 млн и 15,5 млн голов в 1998 г. Об относительно низкой продуктивности животноводства говорит, например, то, что среднегодовой надой на одну корову составляет 3000 кг. Тем не менее животноводство продолжает оставаться важной отраслью хозяйства страны. По объему продукции (в стоимостном выражении) оно почти не уступает растениеводству. Основу животноводства в России составляет разведение крупного рогатого скота – молочного в северных и центральных районах европейской части страны, молочно-мясного на большей части ее территории и мясо-молочного в степной зоне. Во второй половине 1990-х гг. начали предпринимать меры по подъему животноводства, но для их осуществления потребуется немалый срок.
Продукция животноводства – это мясо, молоко, масло, сыр, яйца, шерсть. Вся она, за исключением шерсти, составляет важную часть продовольственной «корзины», а шерсть служит сырьем для текстильной промышленности.
Мировое производство мяса хотя и медленно, но возрастает: еще в 1990 г. оно составило (в убойном весе) 175 млн т, а в 2005 г. поднялось до 250 млн т, или из расчета на душу населения – с 33 до 40 кг. В структуре производства мяса на говядину и телятину приходится 24 %, на свинину– 40, на баранину и ягнятину– 4, на мясо птицы – 30 и прочие виды – 2 %.
Однако это соотношение не остается неизменным: в зависимости от темпов роста производства отдельных видов мяса изменяется и его структура в целом. Так, в последние десятилетия производство говядины, телятины, баранины и ягнятины росло медленнее, чем свинины и мяса птицы, и в результате в структуре производства мяса в целом свинина, оттеснив говядину, вышла на первое место. Производство мяса птицы, которое по темпам роста опережает все другие виды мяса, фактически уже также превышает производство говядины. Такой успех мяса птицы на мировом потребительском рынке объясняется, во-первых, экономическими (дешевизна и «скороспелость» производства) и, во-вторых, неэкономическими (диетические качества и удобство приготовления) факторами. При этом основу мясного птицеводства в развитых странах составляет производство бройлеров (70 %) и индеек (10 %); к тому же ныне бройлеры все чаще реализуют не целыми тушками, а разделывают на отдельные части.
Соотношение развитых и развивающихся стран в мировом производстве мяса изменяется в сторону увеличения доли последних. В 1995 г. развивающиеся страны уже опередили развитые по общему объему производства мяса – в первую очередь благодаря свинине, баранине и ягнятине (хотя производство мяса из расчета на 1 жителя в этих странах пока составляет 24 кг в год, тогда как в развитых – 90 кг).
Одновременно изменяется соотношение и между крупными регионами. Еще в 60-х гг. XX в. первое место по производству мяса занимала зарубежная Европа, но в 90-х гг. ее обогнала зарубежная Азия (31 %), что соответствует и ее месту в поголовье скота. За Азией следуют зарубежная Европа (22,5 %), Северная и Центральная Америка (22), Южная Америка и СНГ (по 8,5), Африка (5), Австралия и Океания (2,5 %). Помимо зарубежной Европы в мировом производстве мяса уменьшается и доля Северной Америки, стран СНГ, Австралии. А доля Южной Америки и Африки остается практически неизменной.
Таблица 134
ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ПРОИЗВОДСТВА МЯСА В 2005 г.
Главные страны – производители мяса показаны в таблице 134.
В этом перечне страны зарубежной Европы и зарубежной Азии фигурируют по шесть раз. Однако нельзя не видеть и того, что один Китай, который начиная с 1960-х гг. передвинулся с пятого места на первое, производит намного больше мяса, чем все европейские страны-лидеры вместе взятые. С другой стороны, анализ таблицы показывает, что по размерам душевого производства мяса страны Азии еще сильно отстают от стран Европы, Северной Америки и Австралии.
Если дифференцировать эти общие данные по отдельным видам мяса, то окажется, что в первую пятерку стран по производству говядины и телятины входят США, Китай, Бразилия, Индия и Аргентина, по производству свинины – Китай, США, Германия, Франция и Испания, баранины и ягнятины – Китай, Пакистан, Индия, Австралия и Новая Зеландия, а мяса птицы– США, Китай, Бразилия, Франция и Великобритания.
Существенные изменения происходят и в международной торговле мясными товарами. Если иметь в виду собственно мясо, то быстрее всего растет торговля парным, охлажденным и мороженым мясом. На нее еще к началу 1990-х гг. приходилось более 2/3 стоимости мирового экспорта мясных товаров. Экспорт мясопродуктов глубокой степени переработки (мясные консервы, колбасы) увеличивается медленнее, а копченого, сушеного и сального мяса (бекон, ветчина) – еще медленнее. Из отдельных видов мяса в международной торговле ведущую роль продолжают играть говядина и мясо птицы. А доля в ней живых животных, предназначенных на убой (т. е. своего рода «сырьевой экспорт»), по сравнению с собственно мясом имеет тенденцию к сокращению. Это в первую очередь относится к крупному рогатому скоту, а не к свиньям, овцам и козам.