* Без стран СНГ
Рис. 142. Возрастно-половые пирамиды развивающихся и развитых стран: изменения в 1985–2025 гг.
В-третьих, к 2025 г. существенно изменится состав 20 первых по численности жителей стран мира (табл. 172). Сравнение первой и второй колонок этой таблицы говорит о том, что первая тройка стран останется в прежнем составе. В первую пятерку войдет Пакистан, из первой десятки выйдет Япония, но зато там добавится Мексика. Изменения произойдут и в составе второй десятки, в которую вместо Франции войдет Демократическая Республика Конго.
Демографический прогноз на 2050 г. дает еще больше пищи для размышлений. Согласно прогнозу ООН, сделанному в 2005 г., население Земли к этому времени достигнет почти 9,1 млрд человек. При этом численность детского населения возрастет до 2 млрд, трудоспособного – почти до 6,1 млрд, а пожилого превысит – 1 млрд человек. Между Севером и Югом мировое население будет распределено еще более диспропорционально: 1,2 млрд и 7,85 млрд человек. Это значит, что практически весь абсолютный прирост населения за вторую четверть XXI в. придется на страны Юга; в том числе население группы наименее развитых стран превысит 1,7 млрд человек. По крупным регионам мира (без стран СНГ) население предположительно будет распределяться следующим образом: в Азии – 5,22 млрд человек, в Африке – 1,94 млрд, в Латинской Америке – 785 млн, в Европе – около 655 млн, в Северной Америке – 440 млн и в Австралии и Океании – 48 млн человек.
Эксперты ООН полагают, что к середине XXI в. примерно в 30 странах мира произойдет уменьшение численности населения; среди них называют большинство стран зарубежной Европы, Россию, Украину, Японию. А наибольшими темпами будет расти население Индии, Пакистана, Нигерии. Соответственно сильно изменится и состав первой двадцатки стран по численности населения (табл. 172). Главным событием станет то, что к этому времени Индия по численности жителей обгонит Китай (согласно другим прогнозам, в 2050 г. в Индии будет почти 1,7 млрд жителей, а в Китае – 1330 млн). Значительные изменения произойдут также в составе первой пятерки и первой десятки стран-лидеров. Можно особо отметить, что еще в 2000 г. среди 20 ведущих стран по этому показателю было 15 развивающихся, а к 2050 г. их число возрастет до 17.
Существуют и более долгосрочные демографические прогнозы – до 2100 и 2150 гг. Так, по прогнозам экспертов ООН, население Земли к 2100 г. может возрасти до 11,2 млрд человек, по прогнозам Всемирного банка – до 11,7 млрд, а Международного института системного анализа – до 12,6 млрд человек. При этом, согласно его расчетам, в развивающихся странах к этому времени будет проживать почти 11 млрд человек, в том числе в Африке – 3,3 млрд, а в развитых странах – около 1,6 млрд человек. Графическое изображение разных вариантов таких прогнозов представлено на рисунке 143.
Таблица 172
САМЫЕ БОЛЬШИЕ ПО НАСЕЛЕНИЮ СТРАНЫ МИРА В 2000, 2025 И 2050 гг.
Все долгосрочные прогнозы для России исходят из того, что ее население будет продолжать уменьшаться. Судя по прогнозам ООН, к 2025 г. оно снизится до уровня 130 млн, а к 2050 г. – до уровня 112 млн человек (табл. 172). Это значит, что по сравнению с 2000 г. к первому из этих сроков оно уменьшится на 15 млн, а ко второму – на 33 млн человек. Однако нельзя не учитывать и того, что в начале XXI в., после преодоления глубокого социально-экономического кризиса 1990-х гг., естественный прирост населения в России начал, хотя и медленно, возрастать. Согласно пессиместическому сценарию в 2025 г. в России будет 125 млн жителей, согласно оптимистическому – 145.
Как уже было показано, урбанизация во второй половине XX в. стала одним из важных всеохватывающих, глобальных процессов социально-экономического развития. А. Е. Слука не без основания назвал его «тихой революцией». Если так, то и вопрос о путях развития глобальной урбанизации в XXI в. не может не привлекать особого внимания.
Согласно всем имеющимся прогнозам, основные тенденции этого развития, по крайней мере в среднесрочной перспективе, должны сохраниться. Во-первых, уже в 2005 г. общая численность городского населения Земли почти сравнялась с численностью сельского населения. По расчетам, в 2010 г. в городах будут жить 52 %, а в 2025 г. – 58 % всех обитателей нашей планеты (по другим данным – даже 61 %). Во-вторых, будут продолжать расти большие (свыше 100 тыс. жителей), крупные (свыше 500 тыс.) города и в еще большей мере города-«миллионеры». Число агломераций людностью более 500 тыс. человек каждая к 2010 г. возрастет до 870, а людностью более 1 млн человек – до 475. В-третьих, несколько увеличится и количество супергородов с численностью жителей более 10 млн человек: в 2010 г. их, по-видимому, станет 22. Хотя при всем этом среднегодовые темпы роста городского населения уже начали снижаться и в 2010 г. должны составить 2 %.
Рис. 143. Проекция населения мира, согласно прогнозам МИПСА и ООН (по С. П. Капице): 1 – постоянная рождаемость; 2 – постоянная скорость роста; 3 – кризис «третьего мира»; 4 – высокий вариант ООН; 5 – средневысокий вариант ООН; 6 – медленный спад рождаемости; 7 – средний спад рождаемости; 8 – медленное снижение смертности; 9 – постоянная смертность; 10 – средненизкий вариант ООН; 11 – низкий вариант ООН; 12 – быстрое снижение рождаемости; М – модельный расчет; О– настоящее время. Область неизбежного роста заштрихована
Сами по себе эти общемировые показатели представляют немалый интерес. Но не менее важно и то, как они будут распределяться между странами Севера и Юга. Все специалисты сходятся на том, что в странах Севера произойдет относительная стабилизация урбанизационного процесса при развитии его преимущественно вглубь. А в странах Юга, на которые уже теперь приходится более 9/10 ежегодного мирового прироста городского населения, будет продолжаться отчетливо выраженный «городской взрыв». И что особенно важно, в первую очередь он затронет крупногородское население. В 2015 г. в развивающихся странах будет уже 425 агломераций-«миллионеров» с общим населением в 1,3 млрд человек, тогда как в экономически развитых – 138 агломерациий с 367 млн жителей. В 2015 г. из 22 сверхгородов мира, по прогнозу ООН, в странах Юга будут находиться уже 17 (табл. 173).
Имеющиеся прогнозы и расчеты позволяют также предположить, как будет развиваться мировая урбанизация в региональном разрезе (табл. 174).
Таблица 173
АГЛОМЕРАЦИИ ЛЮДНОСТЬЮ БОЛЕЕ 10 МЛН ЧЕЛОВЕК В 2015 г.
При анализе таблицы 174 нужно обратить внимание на различия в уровнях и темпах урбанизации. По уровню урбанизации, или показателю урбанизированности, первенство как было, так и останется за Европой, Северной и Латинской Америкой. Но среднегодовые темпы прироста городского населения в этих трех регионах мира ожидаются сравнительно невысокими (в Европе всего 0,2 %, в Америке 1–1,5), тогда как в Азии в 2010 г. они составят предположительно 2,4, а в Африке– 3,6 %. В результате Азия с ее огромным населением будет обеспечивать до 60 % всего мирового прироста городского населения, а Африка – 20 %. Соответственно и три первых места по численности городских жителей в 2010 г. будут занимать Азия, Европа и Латинская Америка, а в 2025 г. – Азия, Африка, Европа или Латинская Америка. Представить этот процесс роста на уровне субрегионов развивающихся стран позволяет рисунок 144. Из него следует, что из них наибольший количественный прирост горожан произойдет в АТР и в Южной Азии, хотя в Латинской Америке и в Африке южнее Сахары он тоже будет весьма большим.
Рис. 144. Рост городского населения в развивающемся мире с 1980 по 2020 г.
Процесс мировой урбанизации всегда отличался сложностью и противоречивостью. С одной стороны, города предоставляют значительно лучшие возможности для образования, здравоохранения, творческой деятельности, предпринимательства, чем сельская местность. С другой стороны, с их ростом обычно связано обострение многих социальных, экономических, экологических и других проблем. Вот почему при оценке последствий «городского взрыва» в развивающихся странах надо принимать во внимание все «за» и «против». Конечно, города и в развивающихся странах способствуют росту доступа к образованию, здравоохранению, к таким элементарным услугам, как водопровод и канализация. В городах более низкие уровни заболеваемост и и смертности, более высока средняя продолжительность жизни. Однако уже с середины 1980-х гг. преимущества жизни в городах развивающихся стран, особенно крупных, стали постепенно сокращаться. Так, уровни смертности в городах и сельской местности Тропической Африки и Латинской Америки почти сравнялись. Причину этого явления следует искать в самом механизме «городского взрыва» в странах Азии, Африки и Латинской Америки, который происходит в условиях большого аграрного перенаселения.
Таблица 174
РАЗВИТИЕ УРБАНИЗАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ РЕГИОНАМ МИРА В 2010 И 2025 гг.
* Включая Россию
Нищета сельских жителей приводит к массовому «выталкиванию» беднейших слоев населения, которые устремляются в города, прежде всего в столицы и города-«миллионеры». Именно этот тип внутренней миграции обеспечивает там от 40 до 60 % всего прироста городских жителей. Рыночная стихия как бы «прибивает» эти волны отчаявшихся людей к крупным городам, усиливая в них безработицу, голод, нищету, преступность, наркоманию и другие социальные бедствия. К тому же и в новых условиях переселенцы из сельской местности еще долго сохраняют свой прежний уклад жизни и психологию, да и уровень рождаемости среди них гораздо более высокий. Вот почему такое население нередко называют псевдогородским, а такую урбанизацию – ложной урбанизацией. Во всяком случае, зависимость между ее уровнем и уровнем развития собственно городских функций просматривается весьма слабо.