В 1983 г. ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. Через четыре года эта комиссия опубликовала отчет «Наше общее будущее», в котором прозвучало предупреждение о том, что если мировое экономическое развитие будет и впредь происходить без учета ресурсно-экологических возможностей нашей планеты, то человечество ожидают тяжелые испытания и резкое ухудшение окружающей среды.
В 1986 г. после нескольких лет подготовки в рамках Международного совета научных союзов (МСНС) была утверждена Международная геосферно-биосферная программа (МГБП), в которой активно участвуют и географы.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась еще одна Конференция ООН по окружающей среде и развитию, в которой участвовали главы и представители 179 государств. Форум «Рио-92» принял важные постановления и рекомендации, касающиеся окружающей среды. Среди них – «Повестка дня на XXI век», представляющая собой программу социально-экономического развития человечества и улучшения качества окружающей среды.
Наряду с многосторонним сотрудничеством в области охраны окружающей среды, которое осуществляют как на межправительственном, так и на неправительственном уровне, широко распространено также двустороннее сотрудничество в этой сфере. Россия, например, имеет соответствующие соглашения с США, Канадой, Францией, Великобританией, другими странами. Как правило, они заключаются между различными природоохранными ведомствами.
«Общество и окружающая среда» – это не только международная, межгосударственная, но и междисциплинарная проблема. В ее решении в той или иной мере участвуют едва ли не все гуманитарные, естественные и технические науки (рис. 36). Они исследуют различные компоненты этой проблемы – природные, технические, экономические, медицинские, социальные, политические, географические, архитектурно-планировочные и др.
Большую, а по мнению многих видных географов, даже ведущую, «дирижирующую» роль в решении этой проблемы призвана сыграть географическая наука. Так, академик И. П. Герасимов не раз писал о том, что именно география всем ходом своего двухтысячелетнего развития более других наук подготовлена к подобной роли. Она уже накопила огромную информацию о природных условиях и ресурсах
Рис. 36. Междисциплинарный характер проблемы «Общество и окружающая среда»
всего мира, о степени и формах их освоения и использования. Кроме того, география одновременно и естественная, и общественная наука, обладающая столь необходимым в данном случае комплексным подходом к природным и социально-экономическим явлениям.
Можно утверждать, что в ответ на запросы практики в отечественной географии сформировались оба тесно связанных между собой научных направления: ресурсно-географическое и эколого-географическое.
География природных ресурсов (географическое ресурсоведение) изучает размещение и структуру природных ресурсов и их сочетаний, проблему их экономической оценки, охраны, воспроизводства, рационального использования, а также ресурсообеспеченности и прогнозов состояния ресурсной базы. Хотя это направление в нашей стране стало развиваться только в 60-егг. ХХв., к концу его на большинство принципиальных вопросов географического ресурсоведения удалось дать уже вполне обоснованные ответы.
Прежде всего это относится к самому понятию о природных (естественных) ресурсах, под которыми понимают конкретные виды материи и энергии, формирующиеся в природной среде, но используемые обществом для своих целей. В более узкой трактовке под ними понимают те тела и силы природы, которые в процессе материального производства извлекают из нее (например, полезные ископаемые). Однако в последнее время все чаще используют расширенную трактовку этого понятия, отражающую размывание граней между понятиями «природные ресурсы» и «природные условия» (говорят о климатических ресурсах и т. п.).
Это относится также к созданию различных классификаций природных ресурсов. По степени извлекаемости их обычно подразделяют на исчерпаемые (в том числе возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые. Применяют и «природную классификацию», при которой ресурсы подразделяют в зависимости от их принадлежности к той или иной сфере географической оболочки (ресурсы литосферы, гидросферы, биосферы и др.). Широко распространена также классификация природных ресурсов по видам их хозяйственного использования (ресурсы для промышленности, сельского хозяйства, рекреации и др.). Наиболее сложна и важна комплексная природно-хозяйственная классификация природных ресурсов.
Наконец, это относится и к созданию различных научных концепций географического ресурсоведения.
В качестве первого примера можно привести концепцию территориальных сочетаний природных ресурсов, выдвинутую А. А. Минцем еще в начале 1970-х гг. Под территориальным сочетанием природных ресурсов (ТСПР) он понимал источники разных видов природных ресурсов (минеральных, земельных, водных и др.), которые расположены на определенной территории и объединяются общностью их фактического или перспективного использования в рамках одного производственно-территориального комплекса. Им же была разработана картосхема размещения ТСПР на всей тогдашней территории СССР.
В качестве второго примера приведем концепцию природно-ресурсного потенциала территории. Под таким потенциалом (ПРП) понимают совокупность природных ресурсов определенной территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций научно-технического прогресса. Суммарный ПРП территории оценивают либо в баллах, либо в стоимостном выражении. В свою очередь, его подразделяют на частные ПРП – минерально-сырьевой, земельный, водный, климатический и др. Отечественные географы рассчитывали такие потенциалы и для всей территории страны, и для отдельных ее районов.
Совместно с экономистами географы стали проводить работу по составлению кадастров природных ресурсов, т. е. систематизированных сводов данных о земле (земельный кадастр), лесах (лесной кадастр), воде (водный кадастр). Эти кадастры послужили основой для экономической оценки природных ресурсов, которая учитывает количество, качество, концентрацию, условия использования, географическое положение ресурсов. Такую оценку можно производить также и в денежной форме (стоимостная оценка), и в баллах (балльная оценка). По степени охвата различают покомпонентные (по отдельным видам ресурсов) и интегральные оценки.
Третий пример – предложенная И. В. Комаром концепция ресурсных циклов. Ресурсный цикл – это цикл превращения природных веществ, который включает в себя выявление, добычу, переработку того или иного природного ресурса и обратное возвращение в природу отходов этих процессов. И. В. Комар выделил шесть следующих ресурсных циклов: 1) энергоресурсов; 2) металлорудных ресурсов; 3) неметаллического ископаемого сырья; 4) лесных ресурсов; 5) почвенно-климатических ресурсов; 6) ресурсов дикой фауны и флоры. Как нетрудно заметить, первые три цикла связаны с невозобновляемыми, а остальные – с возобновляемыми природными ресурсами.
Успешно развивается и второе, эколого-географическое направление исследований. Можно сказать, что за последние два-три десятилетия сформировалось очень важное и перспективное учение о геоэкологии. Геоэкология занимается изучением двух главных аспектов взаимодействия общества и природы: во-первых, влияния человеческой деятельности на природные геосистемы и, во-вторых, обратного влияния измененных человеком природных условий на состояние и развитие человека и других живых организмов на Земле. В составе геоэкологии развиваются ее более частные направления: физико-географическое, историко-географическое, экономико-географическое, социально-географическое (социальная экология). Появились работы по эколого-экономическому районированию, по ландшафтной экологии, по экологии Мирового океана и др., хотя многие вопросы остаются еще нерешенными и вызывают научные споры.
К числу наиболее важных научных концепций геоэкологии следует отнести концепцию мониторинга окружающей среды, разработка которой началась в 1970-х гг. Мониторинг (от лат. monitor – напоминающий, надзирающий) окружающей среды представляет собой комплексную систему долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды под воздействием антропогенных факторов. Его осуществляют на стационарных станциях наблюдения, во время маршрутных исследований, а также при помощи дистанционных (аэрокосмических) методов. Академик И. П. Герасимов предложил выделять три уровня мониторинга: 1) биоэкологический мониторинг, который по территориальному охвату относится к локальному мониторингу; 2) геосистемный мониторинг, соответствующий по территориальному охвату региональному мониторингу; 3) биосферный мониторинг, завершающий всю систему «слежения» за окружающей средой уже на глобальном уровне.