По данным Японского банка, ведущие компании страны выплатили в 1990 году иностранным фирмам (в первую очередь американским) свыше 6 млрд. долларов в качестве платы за использование их наукоемких технологий. В том же году японскими компаниями было заключено 3211 контрактов об импорте иностранных лицензионных технологий и более 60% из них – соглашения с американскими владельцами интеллектуальной собственности. Японские владельцы патентов и ноу-хау технологии имеют от их продаж 2,6 млрд. долларов. Для сравнения в том же 1990 году США получили на выплатах от использования иностранными фирмами американских патентов неизмеримо больше – 15,3 млрд. долларов, а сами заплатили за использование чужих патентованных технологий всего 2,5 млрд. долларов. Такие же соотношения сохранились и в середине-конце 90-х годов.
До недавнего времени сила японских компаний признавалась только в области прикладных технологий. Однако уже в конце 80-х начале 90-х г. американские научные обозреватели забили тревогу, указывая на потерю Соединенными Штатами лидерства в конкуренции с японскими фирмами, овладевшими наукоемкими технологиями на мировом рынке.
Организационная структура отличается большим числом посреднических фирм, которые наряду с банковскими институтами, промышленными компаниями и аппаратом государственного регулирования стали одной из важнейших составных частей механизма осуществления ее внутренних и внешних экономических связей. Самая большая роль в организации и осуществлении международной деятельности принадлежит девяти универсальным торговым посредническим компаниям (сого сёся). Они образуют олигопольную систему регулирования и осуществления международной и внутренней торговой деятельности. Это торговые дома «Мицубиси», «Мицуи», «Итотю», «Марубени», «Сумитомо», «Ниссе иваи», «Тоё мэнка», «Канемацу госе», «Нитимэн». На них приходится около 45% экспорта и 77% импорта . К их общим функциям относится осуществление операций по экспорту и импорту, выполнение формальностей по обеспечению внешней торговли, организация валютного обмена, консультирование по вопросам логистики. В последние годы появились новые функции – инвестирование капиталов за границей, содействие научно-техническим исследованиям и разработкам.
Сочетание в общей структуре субъектов внутренней и внешнеэкономической деятельности крупных универсальных торговых и мелких и средних специализированных фирм создает двойственную структуру посреднической сети, образует основу высокой эффективности системы обращения и во многом предопределяет успех страны во внешнеэкономических связях. Подобная структура управления и регулирования выступает серьезным препятствием для проникновения конкурентов на японский рынок. Степень проникновения импорта (доля импорта во внутреннем потреблении) в 1,5–3 раза меньше, чем в других ведущих странах (1975 году – 4,9%, 1987 году – 4,4, 1995 году – 10,1%, 2000 -10,6%).
Аналитики всего мира справедливо считают, что своими выдающимися достижениями в сфере высоких информационных технологий и соответствующей конкурентоспособной индустрии японская экономика обязана в значительной степени эффективной целенаправленной государственной политике, конкретным мерам и решениям правительства Японии.
Государственная поддержка национальных и частных фирм, исследовательских институтов, университетов, лабораторий и учёных заключается не столько в представлении им субсидий и льготных кредитов, сколько в создании условий и механизмов реализации интеграции совместных, полезных всем усилий, направленных на разработку новейших технологий и стимулирование производства КНП новейших поколений. Рассчитанная одновременно на ближайшую и отдалённую перспективу селективная научно-технологическая государственная стратегия позволяла на всех этапах развития высоких информационных технологий концентрировать средства для обеспечения прорыва в сфере высоких технологий и динамичного развития экономики в целом. Не смотря на ограниченность средств в 50-60 годах, и даже относительных сложностей в бюджете в 70-80-х годах, Японское правительство находило уникальные по возможности предоставления щадящего налогового режима государственным и частным фирмам, проводящим собственные оригинальные исследования и разработки с прицелом на кардинальное технологическое обновление и создание в будущем КНП. На различных этапах развития японской экономики и становления информационных отраслей индустрии большинству микроэлектронных, компьютерных и связных фирм предоставлялось право на ускоренную амортизацию и значительные налоговые скидки, достигавшие 7-12% общей суммы подоходного налога в связи с увеличением их расходов на НИР, НИОКР, фундаментальные исследования.
На ускорение внедрения и облегчение коммерциализации значимых фундаментальных, прикладных результатов в цепочке «идея-изобретение-технология-НТП», полученных лабораториями государственных исследовательских институтов, университетов, нацелена деятельность ряда японских министерств и Агентства по науке и технике. Япония с середины 90-х годов резко увеличивает инвестирование в фундаментальные науки. Правительство Японии постановило в 1997 г. выделить на ближайшие 5 лет 160 млрд. долл. на фундаментальные научные исследования и технологические разработки в рамках программы поддержки научно-технологического сектора страны. По этой программе государственные отчисления на развитие фундаментальных наук в 1997 году увеличены до уровня своего основного конкурента США, то есть составили свыше 1% от ВВП.
2.3. Экспорт — импорт капитала.
Его характерные черты. В 80-е годы произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт капитала. Во второй половине прошедшего десятилетия она занимала первое место по экспорту прямых капиталовложений. Среднегодовой объем вывоза в 1981-1985гг. равнялся 5, в 1986-1990гг. - 32, в 1991-1993гг. - 20 млрд. долл. В начале 90-х годов японские компании в экспорте капитала пропустили вперед американские и французские ТНК. По совокупному объему заграничных прямых инвестиций японские компании, как отмечалось выше, вышли на второе место после США. Восемь японских компаний по объему заграничных активов входят в число 50 крупнейших инвесторов в мире («Хитачи», «Мацушита», «Тойёта», «Сони», «Ниссо Иваи» и др.).
В 60—70-е годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций в значительной мере был нацелен на обслуживание сбыта товаров и создание сети добывающих предприятий за рубежом. В последующем в связи с повышением стоимости рабочей силы, курса иены японские компании стали создавать предприятия трудоемких отраслей. Примерно 15% производства автомобилей в США осуществляют компании с японским капиталом. Однако до сих пор основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (42,4%), в торговле (11,3%), недвижимости (11,1%). Если в США и ФРГ за пределы своей территории выведено соответственно 30% и 20% промышленного производства, то в Японии – только 11%. В обрабатывающей промышленности зарубежные капиталовложения концентрируются в электротехнике, химии и транспортном машиностроении.
Основным рынком приложения японского капитала выступает Северная Америка, где заметна тенденция внедрения кампаний высокой технологии, которые стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная связь, компьютерная графика. Они не только образуют с американскими кампаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах японских компаний идет Западная Европа, где они сконцентрированы в Британии и Нидерландах. В Азии основными центрами притяжения японского капитала являются Индонезия (24%), КНР (свыше 20%), а в Южной Америке - Панама (40%).
Происходит географическое смещение приоритетов. С середины 80-х годов после заключения ведущими западными странами валютного соглашения «Плаза» началось массированное внедрение японского капитала в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Их объем увеличился почти в четыре раза, достигнув 9,3 млрд. долл. в 1994г. и превысив в два раза уровень американских прямых инвестиций. Следствием изменения политики японских компаний явилось превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона в один из главных центров производства и экспорта цветных телевизоров, магнитофонов, кондиционеров.
Японские капиталовложения в этом районе способствуют созданию отношений многообразной и сложной производственной специализации между местными и японскими предприятиями и местными предприятиями и их партнерами из соседних стран. Отношения производственной специализации способствуют тому, что одна или несколько стран становятся основными поставщиками отдельных видов продукции: электротехнических деталей и элементов электронных схем – Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Таиланд; станков и производственного оборудования – Тайвань, Южная Корея; бытовых электротоваров – Сингапур, Малайзия, Таиланд.
Зарубежные японские предприятия в Восточной и Юго-Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта – свыше 40%. Очевидно, что имевшая прежде подавляюще высокую степень зависимость от рынка США постепенно сдает свои позиции, что создает предпосылки для региональной экономической интеграции на микроуровне или интеграции, проводимой зарубежными капиталовложениями. Японские поставки продукции обрабатывающей промышленности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии превысили соответствующий экспорт туда из Северной Америки и Западной Европы.
Японские зарубежные компании обычно имеют невысокую норму прибыли. На предприятиях обрабатывающей промышленности она составляет 0,9%. В странах Азии она достаточно высока – 4,8%, а в Северной Америке и Западной Европе зачастую имеет отрицательную величину. Иными словами, контролируемые там японским капиталом предприятия убыточны. Обычно это относительно новые по времени их действия филиалы и дочерние компании, когда у них приоритетной целью является расширение масштабов деятельности, а не получение прибыли.