Наземная часть осложнена рядом крупных впадин и поднятий. Субаквальная часть бассейна включает шельф, континентальный склон и абиссальную равнину с глубиной дна до 4 км. Для всего бассейна в целом характерно проявление соляной тектоники с солью раннеюрского или пермского возраста.
Здесь выявлено свыше 2000 нефтяных и газовых месторождений, в том числе более 200 в субаквальной части. Нефтегазоносность связана с миоценовыми, палеогеновыми и меловыми, в меньшей степени плиоценовыми и юрскими отложениями. Коллекторами являются преимущественно песчаники для кайнозойских и известняки для меловых пород. На северо-западе нефтегазоносны также песчаники и известняки карбона и ордовика. Большая часть месторождений нефти и газа связана с локальными поднятиями платформенного типа, солянокупольными структурами и зонами выклинивания песчаных отложений. В мексиканской части известны также нефтяные месторождения, приуроченные к антиклиналям линейной складчатости и протяжённым рифогенным зонам, известно несколько месторождений-гигантов (нефти — Ист-Техас, газа — Монро, Картидж и др.).
Добыча нефти в бассейне на территории Мексики ведётся с начала 20 века (район Тампико), на территории США — с 20-х гг. 20 века. Быстрому росту её благоприятствовала возможность использовать морской транспорт для перевозки нефти. Природный газ добывается интенсивно со времени Второй мировой войны. В 60—70-х гг. 20 века в бассейне ведётся подводное бурение на получение нефти и газа на береговой отмели штатов США — Техас и Луизиана; запасы нефти в шельфе оцениваются в 374 млн. т. Развивается добыча нефти со дна моря также в Мексике (на юго-востоке).
Месторождение Уилмингтон (Калифорния) протягивается через юго-западные районы города Лос-Анджелеса и через залив Лонг-Бич доходит до прибрежных кварталов одноименного курортного города. Площадь нефтегазоносности 54 км2. Месторождение было открыто в 1936 г., а уже в 1938 г. стало центром нефтедобычи Калифорнии. К 2003 г. из недр было выкачано почти 230 млн. т нефти и 36 млрд. м3 газа, всего же надеются получить здесь более 420 млн. т нефти. Расположение месторождения в центре высокоиндустриальной и густонаселенной области южной Калифорнии, а также близость его к крупным нефтеперерабатывающим заводам Лос-Анджелеса имело значение в развитии экономики всего штата Калифорния. В связи с этим с начала эксплуатации месторождения до 2000 г. на нем постоянно поддерживался наивысший уровень добычи по сравнению с другими нефтяными месторождениями Северной Америки.
Запасы природного газа на территории США рассеяны по небольшим месторождениям, что затрудняет их эксплуатацию. Бассейн даёт 30% добываемой в США нефти (свыше 210 млн. т в 2003 году) и 100% нефти (27,9 млн. т в 2003 году) и газа (22,2 млн. м3) в Мексике.
На территории бассейна возникла крупная нефтеперерабатывающая промышленность, использующая нефть местных месторождений и из др. нефтеносных провинций. Здесь размещается около 1/3 мощности нефтеперерабатывающих заводов США (на заводах бассейна в 2004 году переработано около 250 млн. т.) и около 3/4 мощности в Мексике (33 млн. т. в 2005 году); крупные центры по переработке нефти в США: Хьюстон, Бомонт, Порт-Артур, в Мексике — Тампико, Сьюдад-Мадеро, Минатитлан. Большого развития на территории Мексиканского нефтегазоносного бассейна достигла нефтехимическая промышленность. Из бассейна по трубопроводам нефть, природный газ и нефтепродукты передаются в др. районы США и Мексики.
1.3. Западносибирский нефтегазоносный бассейн
На территории Российской Федерации находятся три крупных нефтяные базы: Западно-Сибирская (91% российской добычи.), Волго-Уральская и Тимано-Печерская.
Основная из них - Западно-Сибирская. Это крупнейший нефтегазоносный бассейн мира, расположенный в пределах Западно-Сибирской равнины на территории Тюменской, Омской, Курганской, Томской и частично Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев, площадью около 3,5 млн. км. Нефтегазоносность бассейна связана с отложениями юрского и мелового возраста. Большая часть нефтяных залежей находиться на глубине 2000 - 3000 метров. Нефть Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна характеризуется низким содержанием серы (до 1,1%), и парафина (менее 0,5%), содержание бензиновых фракций высокое (40-60%), повышенное количество летучих веществ.
Сейчас на территории Западной Сибири добывается 70% российской нефти. Так, в 2005 году добыча нефти без газового конденсата составила 275 тыс. тонн, из которых фонтанным способом – 32 тыс. тонн, а насосным 212 тыс. тонны. Из данных следует, что добыча насосным способом превышает фонтанную на порядок. Это заставляет задуматься над важной проблемой топливной промышленности - старением месторождений. Вывод подтверждается и данными по стране в целом. В 2006 году в Российской Федерации из старых скважин добывалось 354 тыс. тонна нефти (без газового конденсата), в том числе из скважин, перешедших с прошлого года – 346 тыс. тонны, в то время как из новых скважин нефтедобыча составила лишь 16 тыс. тонн (см. приложение 1 таблица 2).
В Западной Сибири находятся несколько десятков крупных нефтегазоносных месторождений. Среди них такие известные, как Самотлор, Мегион, Усть-Балык, Шаим, Стрежевой. Большая часть из них расположена в Тюменской области - своеобразном ядре района.
Тюменская область, занимающая площадь 1435,2 тысячи квадратных километров (59 процентов площади Западной Сибири, 8,4 процента - Российской Федерации), относится к наиболее крупным административным образованиям России и включает Ямало-Ненецкий и Ханты-мансийский автономные округа. В республиканском разделении труда она выделяется как главная база России по снабжению ее народнохозяйственного комплекса нефтью и природным газом. Область обеспечивает 70,8 процента российской добычи нефти, а общие запасы нефти и газа составляют 3/4 геологических запасов СНГ. В Тюмени добывается 334тыс. тонн нефти без годового конденсата (фонтанным способом – 32 тыс. тонн, насосным – 2,1 тыс. тонн), что составляет более 90% всей добычи Западной Сибири.
Теперь коснемся структур, занимающихся нефтедобычей в Тюмени. На сегодняшний день почти 80 % добычи в области обеспечивается пятью управлениями (в порядке убывания веса - Юганскнефтегаз, Сургутнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, Ноябрьскнефтегаз, Когалымнефтегаз). Однако в недалеком времени абсолютные объемы добычи сократятся в Нижневартовске на 60%, в Юганске на 44%, что выведет первое за пределы ведущей пятерки управлений. Тогда по объемам добычи первая пятерка будет включать Сургут, Когалым, Юганск, Ноябрьск и Лангепас, вместе - около 70% объемов добычи области.
Статус также определяется объемами ресурсов, используемых для обеспечения добычи. Частично показателем общей динамики может служить доля различных управлений в общем объеме ввода новых скважин. По этому показателю к октябрю 2005 года на первом месте находится СургутНГ, затем идут НоябрьскНГ, КогалымНГ, ЮганскНГ и КрасноленинскНГ. Однако в ближайшие 2-3 года из первой пятерки исчезает ЮганскНГ (появляется НижневартовскНГ). Показатель ввода новых скважин на освоенных полях необходимо рассматривать в сочетании с показателем ввода в разработку новых месторождений. По этому критерию пятерка лидирующих управлений (около 65 вводимых до 2000 года месторождений, включает НоябрьскНГ, ПурНГ, СургутНГ, ТюменьНГ и ЮганскНГ. Причем именно эти управления лидируют как по доле месторождений, предполагаемых к вводу в 2005 году, так и по доле включаемых в разработку извлекаемых запасов нефти (в порядке убывания доли - ТюьеньНГ, НоябрьскНГ, ПугНГ и СургутНГ).
Новым фактором упорядочивания является доля иностранного капитала, привлекаемого в первую очередь для разработки новых месторождений. В зоне действия НоябрьскНГ таких месторождений находится около 70, ПурНГ и ЮганскНГ около 20.
Переработка попутного нефтяного газа Тюмени осуществляется на Сургутских, Нижневартовских, Белозерном, Локосовском и Южно-Балыкском газоперерабатывающих заводах. На них, однако, используется лишь около 60% добываемого с нефтью ценнейшего нефтехимического сырья, остальное количество сжигается в факелах, что объясняется отставанием ввода мощностей газоперерабатывающих заводов, недостаточными темпами строительства газокомпрессорных станций и газосборных сетей на нефтепромыслах.
Добыча природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождения. Только пять месторождений - Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 14 трлн.м3 (1/2 всех промышленных запасов России). Запасы Медвежьего оцениваются в 1.5 трлн. м3, а Уренгойского - в 5 трлн.м3. Особо важное значение сейчас приобретают Ямальские газоконденсатные месторождения (Бованенковское, Крузенштернское, Харасавейское и другие). На их основе идёт осуществление проекта "Ямал-Европа".
В 2004 году в России было добыто 707.3 млрд. м3 природного газа, что составило 98.2 % к объему добычи в 2003 году, причем 670.6 млрд. м3 (более 90 %) было добыто РАО "Газпром". РАО "Газпром" - владелец месторождений с общими запасами около 48 трлн.м3 и является крупнейшей компанией в мире как по запасам, так и по добыче природного газа. Для сравнения - запасы крупнейших компаний мира приведены в приложении 1 таблица 3.
Обобщив данные главы, нельзя не сделать следующий вывод: нефтедобывающей промышленности Российской Федерации свойственна чрезвычайно высокая концентрация в ведущем районе. Почти каждое месторождение, а тем более каждый из нефтегазоносных районов отличаются своими особенностями в составе нефти, поэтому вести переработку, используя какую-либо "стандартную" технологию нецелесообразно. Нужно учитывать уникальную структуру для достижения максимальной эффективности переработки, по этой причине приходиться сооружать заводы под конкретные нефтегазоносные области. Существует тесная взаимосвязь между нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленностью. Однако развал Советского Союза обусловил появление новой проблемы - разрыв внешних хозяйственных связей нефтяной промышленности. Россия оказалась в крайне невыгодном положении, т.к. вынуждена экспортировать сырую нефть ввиду дисбаланса нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности (максимальный объем переработки - 240 млн. тонн в год), в то время как цены на сырую нефть гораздо ниже, чем на нефтепродукты. Кроме того, низкая приспособляемость российских заводов, при переходе на нефть, ранее транспортировавшуюся на заводы республик, вызывает некачественную переработку и большие потери продукта.