В отраслевой структуре американской рабочей силы продолжаются и усиливаются прогрессивные сдвиги, которые выражаются, во-первых, в ее дальнейшей урбанизации, во-вторых, в наиболее глобальном структурном сдвиге — из отраслей материального производства в сферу производства нематериальных форм богатства и услуг и, в-третьих, во внутренних изменениях в структуре занятости обеих сфер экономики в пользу быстро растущих наукоемких отраслей. Так, сельскохозяйственная рабочая сила, которая к концу 1990-х гг. составила около 3,3 млн чел. (менее 3 % совокупной рабочей силы), сократилась к 2006 г. еще на 24 тыс. чел. Занятость в материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство) в абсолютном выражении увеличилась незначительно — исключительно за счет роста занятости в строительстве (с 4,8 до 8,6 млн чел.), при том что занятость в промышленности остается практически неизменной, какой она была на протяжении последних 30 лет (около 19-20 млн чел.). В то же время доля занятости в материальном производстве в совокупной занятости сократилась за последние 30 лет почти вдвое (с 33,2 до 19,4 %), что объясняется ростом численности работающих в сфере услуг. С 1970 по 2001 г. занятость в сфере услуг возросла с 47,3 млн (66,7% несельскохозяйственной рабочей силы) до 107 млн чел., что составляет уже около 80% несельскохозяйственной рабочей силы. Ни в одной другой стране мира занятость не распределяется с таким огромным перевесом в пользу сферы услуг. Это отражает главным образом общий высокий уровень производительности труда в экономике, особенно в обрабатывающей промышленности, и принципиально новое значение сферы услуг в социально-экономическом развитии страны.
Весьма заметны и сдвиги в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы. К началу 2002 г. доля занятых преимущественно умственным трудом достигла почти 60 %. Доля же лиц преимущественно физического труда, к которым относят рабочих всех уровней квалификации и так называемых работников обслуживания (поваров, официантов, медицинский обслуживающий персонал, охранников, прислугу и т. п.), медленно, но неуклонно сокращается.
Наиболее впечатляющи изменения в образовательном уровне американской рабочей силы. К началу 2002 г. около 84 % всего взрослого населения США в возрасте 25 лет и старше имело законченное среднее образование, а около 26% — законченное высшее образование. Это — значительный качественный сдвиг. (В 1970 г. среднее образование имело менее 54 % населения и лишь 10 % закончили университеты и колледжи, а в 1998 г. в США было присвоено почти 46 тыс. докторских степеней и около 430 тыс. степеней магистра наук.)
Таким образом, несомненно, что по агрегированным показателям образовательного уровня американская рабочая сила является одной из наиболее подготовленных в мире.
1.3 Научно-технические ресурсы
К началу XXI в. США остались единственной страной, имеющей возможность осуществлять исследования и разработки по всему спектру направлений науки и техники.
Уровень национальных расходов на развитие науки и техники в США превышает совокупные расходы всех остальных стран «большой семерки», вместе взятых: в 2000 г. США затратили на финансирование научно-технических работ 264,6 млрд долл., из которых 70 млрд долл. поступили из федерального бюджета; 2,2 млрд долл. — из бюджетов штатов и муниципальных органов власти; около 6 млрд долл. — составили собственные средства университетов и других организаций системы высшего образования, и 187 млрд долл. были инвестированы промышленностью и бизнесом.
Эти средства поступили в различные организации, которые составляют научно-технический комплекс США: основная доля — в лаборатории и другие научно-технические организации бизнеса — 197,3 млрд долл., в исследовательский сектор учреждений высшей школы — около 30 млрд долл., в государственные лаборатории — около 28 млрд долл. и в различные бесприбыльные организации науки и техники — 8,7 млрд долл.
В американском обществе глубоко укоренилось представление о том, что научно-технический комплекс — это особая подсистема, развивающаяся по присущим только науке и технике законам. Основным результатом ее функционирования являются новые идеи, знания и технологии, которые затем трансформируются другими общественными подсистемами в новые товары и услуги, формы и методы их производства, что в конечном счете приводит к росту экономики и уровня жизни.
В США существует 3400 университетов и колледжей, но исследования в основном сконцентрированы в рамках университетской науки. 10 ведущих университетов выполняют 17% всех работ (на сумму 4,6 млрд долл.), 100 крупнейших университетов осваивают 80 % всех расходов на науку в системе высшего образования (922,1 млрд долл.). Исследования и разработки практически отсутствуют за пределами 235 крупнейших вузов.
Распределение получаемых университетами средств между отдельными направлениями науки и техники является результатом действия множества различных факторов. В конце XX в. благодаря политике, провозглашенной демократической администрацией У.Клинтона, основной акцент в исследованиях делался на науки о жизни — на эти цели расходовалось 56-58 % средств. В рамках этого направления доминировали медицинские и биологические исследования. Вторым по важности блоком были инженерные дисциплины — 15 % общих затрат и исследования по проблемам охраны окружающей среды — 10 %. Традиционно сохраняется высокий уровень интереса к исследованиям по физике, математике, компьютерным дисциплинам, но значительно сократилось финансирование работ в области экономики, политики, социальных наук.
Помимо исследовательских университетов в сфере системы высшего образования существуют еще несколько форм организации научно-технической деятельности. К ним относятся прежде всего лаборатории, созданные и полностью финансируемые государством для решения общенациональных задач. Они часто располагаются вблизи университетов и активно используют кадровый потенциал этих вузов. Однако крупные государственные лаборатории, работающие в области оборонных исследований или связанные с решением проблем национальной безопасности,
Таким образом, научно-технический комплекс США — это особая подсистема общества, развивающаяся по своим собственным законам, обусловленным особенностями науки и техники. Основными результатами его функционирования являются новые идеи, знания и технологии, которые передаются в другие общественные подсистемы и трансформируются в новые товары и услуги, новые формы и методы производства, что ведет к росту экономики и процветанию науки.
Одним из новых явлений, оказывающих все возрастающее влияние на социально-экономическое развитие США, стала глобализация американской экономики. Процесс международной экономической глобализации, постепенно усиливая взаимовлияние и взаимозависимость национальных экономик, вышел на уровень, когда его количественное наращивание привело к заметным качественным последствиям, как для американской экономики, так и для взаимодействующих с ней экономик. Главными движущими силами глобализации экономики являются технический прогресс и государственная экономическая политика, направленная на либерализацию международных экономических отношений.
Глобализация неизбежно приводит к серьезным социально-экономическим изменениям. Их положительный или отрицательный вектор во многом зависит от уровня развития национальной экономики, позиций страны в мировом хозяйстве. Как правило, чем более мощной является экономика той или иной страны, тем больше позитивных последствий она имеет от процесса экономической глобализации. Однако даже в этом случае глобализация может порождать и для экономики, и для населения страны немало отрицательных проблем, которые требуют соответствующих мер общества и государства. Пример США подтверждает это в полной мере.
Глобализация экономики проявляется в нескольких основных процессах (составных элементах): увеличении масштабов и значения внешней торговли, международного движения капиталов; расширении масштабов межстрановых перемещений трудовых ресурсов; усилении экономической интеграции и кооперации и как на межгосударственном уровне, так и на уровне отдельных компаний, росте информационных обменов между странами. В США, в частности, доля внешней торговли по отношению к национальному ВВП к концу XX в. достигла рекордного уровня за всю историю страны — 25 %. Так, только за 1990-2000 гг. американский экспорт увеличился почти на 100 %, что дало экономический рост в размере 30 % от его общего прироста.
Импорт также способствует интеграции экономики США в мировое хозяйство. Нередко США импортируют те же категории продукции, что и экспортируют. Например, компьютерная отрасль в конце 90-х гг. XX в. экспортировала 43 % своей продукции (компьютерные системы, периферийное оборудование и программное обеспечение). В то же время 58% внутреннего промежуточного и конечного потребления в данной товарной группе было импортировано.
В числе основных торговых партнеров США находятся прежде всего наиболее развитые страны и их ближайшие соседи, хотя США торгуют практически со всеми странами мира. На Канаду, главного торгового партнера США, приходилось в 2000 г. 20 % всего внешнеторгового оборота страны. Второе место во внешней торговле США занимает Европейский союз, за ним следуют Япония и Мексика. На долю развивающихся стран в совокупности приходится 31 % американской внешней торговли, а на долю 48 наименее развитых стран — менее 1 %.
Одновременно с увеличением роли и значения внешней торговли можно констатировать рост масштабов движения капитала. Так, к концу 90-х гг. XX в. объем перемещающихся через границы США (в оба направления) ценных бумаг (акций и облигаций) достиг величины 223% от американского ВВП, в то время как в 1980 г. он составлял лишь 9% ВВП. По имеющимся данным, средний дневной оборот капиталов на мировых финансовых рынках, например, в апреле 1998 г. составлял 1,5 трлн долл. Еще 10 лет назад этот показатель не превышал 0,6 трлн долл. Возросла и величина нетто-баланса потоков капиталов из США и в США — в конце 1990-х гг. приток капиталов превысил отток на 200 млрд. долл. В 1999 г. иностранные активы в США превысили американские активы за рубежом на 1,1 трлн долл. (14 % ВВП США). К концу XX в. американские активы за рубежом составляли 56 % ВВП. 100 лет назад они равнялись лишь 5 % ВВП.