Смекни!
smekni.com

Роль США в мировой экономике (стр. 7 из 8)

Одной из наиболее сложных проблем, которые пришлось решать в ходе пере­говоров, стала либерализация торговли сельскохозяйственной продукцией. США, Канаде и Мексике трудно было достигнуть соглашения из-за различий в уровнях производительности труда в сельском хозяйстве. Так, сельскохозяйственная от­расль в Мексике характеризовалась низким уровнем производительности и ра­стущей неспособностью удовлетворять внутренний спрос на основные продукты питания. Средний урожай зерна в Мексике в 1993 г. составлял 20 центнеров с гек­тара, а в США — 70 центнеров. Вместе с тем производство зерна в Мексике обес­печивало занятость 2,5 млн сельских семей.

В ходе переговоров США, Канада и Мексика договорились отнести большин­ство аграрных товаров к особо «чувствительным». Пошлины на них предполага­ется полностью отменить к 2010 г.

Североамериканское соглашение о свободной торговле способствовало созда­нию экономического союза между США, Канадой и Мексикой. Вместе с тем каж­дое из заключивших соглашение государств может использовать основные поло­жения НАФТА для защиты своих экономических прав на территории соседних государств. В случае нарушения этих прав соглашение способствует цивилизо­ванному урегулированию конфликтов благодаря использованию механизма об­суждения и разрешения споров внутри интеграционной группировки.

Либерализация торговли в Северной Америке должна способствовать междуна­родной специализации производства, увеличению внешнеторгового оборота, снижению потребительских цен, росту выпуска продукции, повышению уровня за­нятости, а в конечном счете и жизненного уровня населения. Развитие интегра­ционных связей должно обеспечивать подтягивание экономического уровня стран-аутсайдеров до страны-лидера.

Главный результат соглашения состоит в том, что значительно вырос общий оборот торговли трех стран. За период 1993-2000 гг. взаимный товарооборот США и Канады увеличился со 197 млрд долл. до 408 млрд долл. Товарооборот между США и Мексикой за тот же период вырос со 80,5 млрд долл. до 247,6 млрд долл.

Заметно вырос и объем прямых американских инвестиций в Канаде и Мекси­ке. Американские инвесторы теперь могут полностью контролировать мексикан­ские филиалы и 100% акций мексиканских компаний

Значительно вырос экспорт услуг из США, особенно финансовых. Снизился уровень нелегальной иммиграции. Наконец, американские компании получили преимущества перед зарубежными конкурентами в «обслуживании» канадского и мексиканского рынков.

Однако очень быстро выявились и отрицательные черты НАФТА для стран — участниц соглашения. Это, прежде всего, потеря рабочих мест, в основном в про­мышленных районах. Приток дешевой рабочей силы на североамериканский ры­нок труда оказывает отрицательное воздействие на рост заработной платы. Уси­лилась конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса.

Участие США в НАФТА привело к росту дефицита в торговле с Канадой и Мексикой. Эти страны устойчиво занимают четвертое и пятое места в списке государств, в торговле США с которыми отмечается наибольший дефицит (после Японии, Китая и Германии).

Отрицательным эффектом НАФТА является повышение уровня загрязнения окружающей среды в приграничных с США районах Мексики.

Почему же, несмотря на все указанные проблемы, соглашение продолжает рабо­тать и приносит очевидные выгоды участникам? Углубление интеграции дало возможность всем странам НАФТА с большей эффективностью использовать свои сравнительные преимущества. США, например, перешли от преимуществ низкого ранга к преимуществам более высокого ранга, т. е. увеличили количество высокооплачиваемых работников в производстве и сфере услуг. В результате подписания соглашения США потеряли некоторое количество неквалифициро­ванных рабочих мест, по при этом увеличилось производство товаров, снизились их цены благодаря использованию дешевой мексиканской рабочей силы.

Эти выводы подтверждает структура внешней торговли США. Основными ста­тьями американского импорта являются автомобили, природный газ, запчасти к автомобилям, полупроводники, отдельные виды электроники. Продукция боль­шинства этих отраслей является трудоемкой, а значит, дешевле покупать ее у стран с более низким уровнем оплаты труда, чем производить в США.

В США НАФТА рассматривается как основа для более широкой интеграции стран западного полушария. Условия НАФТА предоставляют возможность вступ­ления в эту организацию новых государств, не устанавливают каких-либо геогра­фических ограничений. В политическом плане предполагается создание «сообще­ства демократий западного полушария», напоминающее некое конфедеративное образование. В экономическом плане Вашингтон рассчитывает на то, что НАФТА станет ядром интеграционного объединения, которое охватит весь американский континент. Будущее покажет, оправдает ли НАФТА эти ожидания. Однако уже сейчас можно сказать, что соглашение играет важную роль в процессе демократи­зации экономических отношений на американском континенте.

2.8 Внешнеэкономические связи США со странами Латинской Америки

Латинская Америка традиционно занимает важное место в системе экономиче­ских отношений США с развивающимися странами. Именно латиноамерикан­ские страны в силу географических и исторических факторов стали своеобразным «испытательным полигоном» новейших форм и методов американской экономи­ческой политики, которые затем распространялись на весь «третий мир».

Традиционной формой экономических отношений США со странами Латинской Америки является внешняя торговля. За 1970-2000 гг. товарооборот США со странами региона увеличился в 32,8 раза и составил в 2000 г. 380 млрд долл., в т. ч. экспорт США — 170,9 млрд долл., импорт — 209,1 млрд долл. Латиноамери­канские страны до середины 1980-х гг. занимали первое место по объему товарообо­рота с США среди регионов развивающегося мира, а с 1986 г. передвинулись на второе место, уступив лидерство странам Азии. Доля стран Латинской Америки в торговле США с развивающимся миром за этот период снизилась с 65,1 до 38,5 %.

Латинская Америка продолжает оставаться крупнейшим среди регионов раз­вивающегося мира покупателем американских инвестиционных и потребитель­ских товаров. В 2000 г. страны Латинской Америки приобрели 41,3 % и 50,7 % со­ответственно товаров этих видов, реализованных США на рынках стран «третьего мира».

Страны Латинской Америки являются крупнейшими поставщиками на рынок США многих видов минерального сырья, а по отдельным видам сырьевых това­ров, например нефти и нефтепродуктов, их удельный вес в импорте США из го­сударств региона возрастает. Так, в 2000 г. доля латиноамериканских стран в аме­риканском импорте нефти и нефтепродуктов из «третьего мира» составила 40 %, а Венесуэла стала основным поставщиком нефти в США как среди развивающихся, так и среди развитых государств. Страны региона по-прежнему являются и глав­ными экспортерами на американский рынок сельскохозяйственных и продоволь­ственных товаров. Например, в 2000 г. 60 % импортных товаров этого вида, посту­пивших из развивающихся стран, было произведено в Латинской Америке.

Внешнеторговая политика США в Латинской Америке направлена на активизацию экспорта, т. к. их торговля со странами региона постоянно сводится с дефицитом. Для достижения этой цели, агентство торговли и развития рас­ширили свою деятельность, в 19 городах США созданы центры содействия экс­порту, в быстроразвивающиеся страны Латинской Америки направлены торго­вые миссии, в ряде стран региона проведены торговые выставки, администрацией США оказано содействие американским малым и средним компаниям-экспорте­рам. В 1996 г. США и большинство стран, входящих в Организацию американ­ских государств, подписали Межамериканскую конвенцию, которая стала первым международным антикоррупционым соглашением, признающим коррупцию со стороны иностранных официальных лиц преступлением. США, несмотря на при­верженность свободной торговле, нередко для защиты национальных производи­телей прибегали к протекционистским мерам. В их числе различного рода компенсационные и антидемпинговые пошлины, соглашения о «добровольном» ог­раничении экспорта товаров латиноамериканского производства. Так, в начале 1990-х гг. в США с нетарифными барьерами столкнулись до 25% экспорта Бра­зилии, Чили, Уругвая и Гватемалы. От подобных ограничений сильно страдали аргентинские экспортеры обуви, одежды и текстиля.

Однако все усилия США, направленные на создание благоприятных условий для расширения экспорта и защиту внутреннего рынка, не приносили ожидае­мых результатов. В течение 1980-х гг. сальдо торгового баланса США со странами Латинской Америки было отрицательным. Ежегодно оно составляло 10-11 млрд долл., а доля стран региона не превышала 12 % во внешнеторговом обороте США. Поэтому США стремились активизировать торгово-экономическое сотрудниче­ство со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, больше внимания уделять проблемам регионализации.

Через несколько лет «Инициатива для Америк» стала наполняться реальным содержанием. В 1992 г. к Американо-Канадскому соглашению присоединилась Мексика, в результате чего североамериканский регион превратился в Североа­мериканскую зону свободой торговли (НАФТА), объединяющую огромную тер­риторию с населением в 370 млн чел. Доля в мировом экспорте стран НАФТА превышает 21 %. Данное соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов, защиту прав на интеллектуальную собственность, выра­ботку общих правил для иностранных, главным образом американских, инвести­ций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между сторонами—участницами '.