Указанные сроки не распространяются на случаи применения конфискации предметов контрабанды, производимой на основе Таможенного кодекса Российской Федерации.
Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут налагать административные взыскания только в пределах предоставленных им полномочий и лишь при исполнении служебных обязанностей.
Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается вообще не подвергавшимся административному взысканию. То есть, срок погашения административного взыскания - один год, причем этот срок отсчитывается не со дня вынесения постановления о наложении взыскания, а со дня фактического окончания исполнения наложенного взыскания. Для административного взыскания в виде штрафа таким днем является день полной выплаты суммы штрафа; для административного взыскания в виде предупреждения срок отсчитывается со дня его наложения.
По истечении указанного срока совершенное тем же лицом аналогичное административное правонарушение не может быть квалифицировано как повторное.
Срок погашения административного взыскания установлен единый для всех административных правонарушений и всех административных взысканий по ним.
Факт погашения административного взыскания не требуется оформлять каким-либо специальным документам, поскольку он наступает автоматически - по истечении срока погашения, если в течение этого срока не совершено новое административное правонарушение.
Если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину или юридическому лицу, то компетентный орган при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение имеет право (но не обязан) одновременно решить вопрос о возмещении виновным и имущественного ущерба.
Решение, принятое в порядке административного производства, может быть обжаловано в суд.
На должностных лиц административные взыскания налагаются в том же общем порядке наложения административных взысканий, который предусмотрен для физических лиц.
Решение задач.
Задача № 1
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Урожай» закупил в Колыванском райпо две тонны семенного картофеля, полностью за него расплатившись. Поскольку закупка происходила зимой, стороны предусмотрели в договоре условия хранения картофеля до весны в райпо. Весной вследствие небывалого в здешних местах паводка склад, в котором хранился картофель, оказался заполнен водой. Картофель стал непригоден для посадки. Кооператив «Урожай» потребовал от райпо вернуть уплаченные за картофель деньги, либо выделить для посадки другой картофель. Райпо отклонило эти требования.
Как будет решен данный спор?
Ответ:
Договор между кооперативом «Урожай» и Колыванским райпо является смешанным, т. к. в договоре купли-продажи предусмотрены условия хранения. Следовательно, к правоотношениям, возникшим на его основе, применяются нормы гл. 30 «Купля-продажа» и гл. 47 «Хранение» Гражданского кодекса РФ.
Поскольку, картофель, являющийся объектом договора (товаром, вещами), оказался непригоден для использования по прямому назначению, то имеет место неисполнение Колыванским райпо (продавцом, хранителем) своей обязанности по договору сохранить картофель в надлежащем качестве и представить его для выборки кооперативу «Урожай» (покупателю, поклажедателю) в оговорённый в договоре срок.
При купле-продаже, согласно п. 1 ст. 459 Гражданского кодекса РФ, риск случайной гибели товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Если иное не было предусмотрено в договоре между кооперативом «Урожай» и Колыванским райпо, то моментом исполнения обязательства продавца является момент предоставления товара в распоряжение покупателя (п. 1 ст. 458 Гражданского кодекса РФ). При хранении хранитель отвечает за утрату вещей в соответствии со ст.ст. 901, 401 Гражданского кодекса РФ,
Т. к. недостатки качества картофеля невозможно устранить, то покупатель, в силу п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса РФ, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Если данный спор будет решаться в арбитражном суде, то денежные средства в размере стоимости купленного картофеля (а также государственная пошлина за рассмотрение судебного иска) будут взысканы с Колыванского райпо в пользу кооператива «Урожай», если только Колыванское райпо не принесёт в арбитражный суд справку Торгово-промышленной палаты о том, что паводок весной был настолько «небывалым в здешних краях», что может считаться обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажорным обстоятельством), в этом случае суд может освободить Колыванское райпо от ответственности и отказать кооперативу «Урожай» в иске.
Задача № 2
При проведении общего собрания членов общества с ограниченной ответственностью «Изабель» обсуждался вопрос о реорганизации его в производственный кооператив. При решении данной проблемы у некоторых учредителей возникли вопросы.
1. Что понимается под реорганизацией юридического лица?
2. Чем отличается правовой статус общества с ограниченной ответственностью от статуса производственного кооператива?
3. Какую имущественную ответственность несут по обязательствам производственного кооператива его члены?
4. Какой порядок преобразования хозяйственного общества в кооператив?
Ответ:
1. Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:
- слияние нескольких юридических лиц в одно;
- присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
- разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
- выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
- преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).
Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.
Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.
Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.
В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Так, в соответствии с законом юридические лица, занимающие доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, в случае неоднократного нарушения требований антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты принудительному разделению или выделению из их состава самостоятельных организаций.
Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено прежде всего в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не "затерялись" в ходе реорганизации.
Данный процесс таит в себе значительные опасности для кредиторов - контрагентов реорганизуемых юридических лиц. Так, они могут столкнуться с ситуацией, когда имеющиеся перед ними у юридического лица обязательства после его разделения или выделения окажутся переданными наиболее слабым в имущественном отношении преемникам. Присоединение или слияние грозит кредиторам увеличением их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся увеличением имущества должника (если, например, имущество присоединяемого юридического лица уже обременено многочисленными долгами). Изменение организационно-правовой формы в результате преобразования может повлечь исключение дополнительной ответственности перед ними участников юридического лица (например, при преобразовании общества с дополнительной ответственностью или производственного кооператива в общество с ограниченной ответственностью). Поэтому закон требует, чтобы лица или органы, принявшие решение о реорганизации, письменно уведомили об этом всех кредиторов, а последние вправе независимо от поступления уведомления требовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств и возмещения возникших убытков (п. 1 и 2 ст. 60 ГК). Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица.