Смекни!
smekni.com

Народы Средней Азии и Казахстана (стр. 1 из 2)

ВВЕДЕНИЕ

Средняя Азия и Казахстан – один интереснейших районов. Исторически Средняя Азия была, по крайней мере в своих южных частях, близка к центрам южных цивилизаций и подверглась их влиянию.

Среднюю Азию можно разделить на 2 основные физико-географические зоны, и это деление отразилось на историко-этническом развитии населения: это 1) равнинная зона и 2)высокогорная зона. В первой из них издавна складывались благоприятные условия для развития производительных сил. В высокогорных же районах , в условиях скудной природы, земельной тесноты и географической изоляции, консервировался сравнительно низкий уровень из развития.

В Средней Азии равнинные области преобладают над горными. Именно равнины Средней Азии были той территорией, на которой издавна протекали основные этногонические процессы.

Открытые пространства равнин Средней Азии давали возможность оживленных сношений , широких передвижений народных масс и интенсивного экономического и культурного обмена. Благодаря этому на территории Средней Азии издавна складывались крупные этнические образования. Здесь не раз создавались большие межплеменные объединения и государства.

Равнины Средней Азии по характеру природных условий можно разделить на два основных ландшафта, но в этом разделении важнейшую роль играл уже человеческий труд. Вдоль течения больших рек и их притоков издавна сложилась система искусственного орошения, и там выросли созданные руками человека цветущие плодородные оазисы. Вся же остальная поверхность Среднеазиатской низменности с ее крайне засушливым климатом, в прошлом недоступная для искусственного орошения, представляла собой сухую степь, местами травянистую, местами полупустынную, переходящую в настоящую пустыню.

Именно земледельческие оазисы Средней Азии и были с древних времен очагами высокой культуры. Они были центрами притяжения для народов степи и фокусами кристаллизации основных этнических объединений.

[1]

Коренные казахи - смешение тюркских и монгольских кочевых племен, которые мигрировали в регион в 13-ом веке - изредка объединялись как единая нация. Территория была аннексирована Россией в 18-ом веке и Казахстан стал Советской Республикой в 1936. В течение 1950-1960-х гг. советские граждане интенсивно осваивали целину в северном Казахстане. Приток поселенцев (преимущественно русских, а также некоторых других депортированных наций) обусловил этническое разнообразие и преобладание неказахов в регионе. [2]

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ

[3]В Средней Азии мы находим крупные этнические массивы. Несмотря на то, что территория Средней Азии очень велика, здесь налицо все лишь 6 крупных наций, не считая мелких национальных групп. Эти шесть основных наций Средней Азии следующие:1)узбеки, 2) казахи, 3) таджики, 4) киргизы, 5)туркмены, 6) каракалпаки. По языку они распределяются на следующие группы:

Таджики принадлежат к иранской группе народов. Остальные 5 народов- тюркоязычные. Подразделяя из на более мелкие группы, мы находим , что казахи и киргизы вместе с каракалпаками входят в северо-западную или кипчакскую группу , ветвь тюркоязычной группы. Узбеки принадлежат к юго-восточной, или кашггарской, ветви тюркских языков, а туркмены входят в юго-западную (туркменскую) ветвь.

Таким образом, перед нами не только наличие крупных наций, но и значительное однообразие языковых группировок. Мы видим почти полное преобладание тюркских языков, очень близких друг к другу, и только одну национальность, не входящую в эту языковую группу.

Таким образом перед нами не только наличие крупных наций, но и значительное однообразие языковых группировок. Видно почти полное преобладание тюркских языков, очень близких друг к другу, и только одну национальность, не входящую в эту языковую группу.

Казахстан — государство с полиэтническим составом населения. В республике проживают представители более 120 национальностей.

Формирование многонационального состава населения на территории современного Казахстана началось в середине XVIII столетия. Однако, до самого начала ХХ века казахи абсолютно преобладали в составе населения Казахстана.

В результате Столыпинской переселенческой политики в Казахстане происходит значительный рост русско-украинского населения. К 1911 году доля казахов сократилась до 67,2 % населения.

В течение всей первой половины ХХ столетия вплоть до переписи 1959 года, когда относительное количество казахское население достигло 30,02 %, удельный вес казахского населения неуклонно уменьшался как в силу мощного миграционного притока иноэтничного населения в Казахстан, так и по причине массовой гибели казахского населения в годы Гражданской войны и коллективизации.

Количество русского, украинского и другого иноэтничного населения постоянно росло за счёт миграции.

В последующие годы в результате высокого естественного прироста численность и удельный вес казахов начинает постепенно увеличиваться.

Одной из наиболее значительных групп населения Казахстана в ХХ веке стали депортированные в годы войны немцы, численность которых к 1989 году достигла 957 518 человек.

Также значительно за период с 1926 по 1989 годы выросла численность татар, белорусов, уйгуров, корейцев и других. Сохранили своё достаточно значительное представительство узбеки. При этом только уйгуры и узбеки увеличили свою численность за счёт естественного прироста населения, все остальные народы выросли главным образом за счёт миграционного прироста.

Суверенитет Казахстана привёл к тотальному изменению этнодемографической ситуации в стране. Эмиграция населения из Казахстана в Россию и страны Европы снизила население страны на 9,1 %.

За годы суверенитета численность абсолютного большинства народов Казахстана значительно сократилась. Численность немцев уменьшилась на 63,1 %. Численность русского населения снизилась на 28,6 %, украинцев – на 38,9 %, татар – на 24,1 %, белорусов – на 38, 7 %, корейцев – на 3,5 %, азербайджанцев – на 13,1 %, поляков – на 21,1 % и т.д. Снизилась также численность чеченцев, башкир, молдаван, ингушей, мордвы, армян, греков, киргизов, болгар, лезгин, туркменов и абсолютного большинства других народов Казахстана.

За период с 1989 по 1999 годы незначительно выросла численность лишь казахов на 22,1 %, узбеков – на 11,6 %, уйгуров – на 13,5 %, дунган – на 22,4 % и курд[4]ов – на 28,8 %.[5]

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Сравнительно однороден и антропологический состав населения. Среди народов Средней Азии антропологи (Яршо, Оханин) выделяют два основных европеоидных и один или два монголоидных типа; между собой они часто смешаны. Европеоидные типы – это «закаспийский», преобладающий среди туркмен, темно-пигментированный и длинноголовый ; памиро-ферганский тип ( или «тип среднеазиатского междуречья»), характерный для таджиков и узбеков, он отличается от закаспийского типа короткоголовостью. Господствующий монгольский тип- «южносибирский». С Нерезко выраженными монголоидными признаками; его теперь чаще считают не самостоятельным расовым типом, а продуктом смешения монголоидной и европеоидной рас; преобладает среди казахов и киргизов, встречается в виде примеси у узбеков. Чисто-монголоидный «центрально-азиатский» антропологический тип представлен среди киргизов и казахов.

[6]

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ХОЗЯЙСТВА И КУЛЬТУРЫ

[7]За тысячелетнюю историю у этих народов сложились устойчивые типы хозяйства и культуры. Люди создали их, приспосабливаясь к природным условиям, но частью и изменяя эти условия своим трудом. Основных типов было три.

1. интенсивное земледелие с искусственным орошением в оазисах, с оседлым образом жизни населения. Носители это типа хозяйства и культуры- главным образом равнинные таджики и узбеки, местами и туркмены.

2. Кочевое пастбищное скотоводство в степных и пустынных пространствах. Преимущественно в западной и северной частях Средней Азии, в Казахстане и Туркмении; представители этого типа – казахи, туркмены.

3. третий тип – это своеобразное горное земледелие и скотоводство в районах Памира и Тянь- Шаня. Но эта область не однородна: восточная часть Памира и Тянь-Шаня по своему культурно-хозяйственному облику скорее примыкает к типу степных, равнинных скотоводческих районов. Здесь расселяются кочевые скотоводы – киргизы, хозяйство которых не только отличалось от скотоводческого хозяйства равнинных казахов. Но в долинах Западного Памира – у горных таджиков и припамирских племен – сложился особый тип оседлого высокогорного земледельческо-скотоводческого хозяйства.

Между указанными типами резкой грани никогда не существовало. Издавна установились культурные и экономические связи между оседлым земледельческим и кочевым скотоводческим населением. Существовали промежуточные группы, которые в своем хозяйстве совмещали черты земледельческого и скотоводческого уклада. Отмечалась и известная текучесть- переход отдельных групп от скотоводческого хозяйства к земледельческому и реже наоборот.

Сейчас различие между этими типами быстро стирается. Однако сами отрасли хозяйства сохраняются, и хозяйственный профиль отдельных областей, в зависимости от природных условий различен.

[8] В оазисах Средней Азии господствующей формой хозяйства издавна было и до сих пор остается земледелие, причем специфического типа, основанное на системе искусственного орошения. Эта древняя система сохранилась до настоящего времени во всех своих типических чертах.

Она имеет следующий вид: основные водные магистрали – Аму-Дарья, Зеравшан и Сын-Дарья с их притоками питают целую сеть каналов, которые направляются на поля и орошают земледельческие участки. Некоторые реки отдают свою воду каналам всю целиком и никуда не «впадают». До последнего времени сохранились существовавшая с отдаленных времен система распределения воды, передача ее по отдельным каналам. Применяются водоподъемные сооружения, так называемые чингири, представляющие собой вертикальное колесо, по ободу которого прикреплены глиняные кувшины; при вращении колеса кувшины черпают воду из канала, поднимают ее и опрокидываясь, выливают в ярык, который направляется на участок.