Наш маршрут составит 2 астрономических часа. Во время экскурсии мы осмотрим и ознакомимся с такими объектами и помещениями мавзолея, как казандык, кабырхана- усыпальница Ходжа Ахмеда Яссауи, малая мечеть, дворцовые залы- большой и малый аксараи, библиотека, хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана),жилые помещения (худжры) и другие.
Хотелось бы упомянуть о правилах поведения и безопасности при передвижении группы по намеченному маршруту. Дорогие ребята, старайтесь сильно не отставать и не убегать вперед экскурсионной группы. Ведь вы не услышите или прослушаете такие интересные факты и рассказы об истории этой улицы и города в целом. Если возникнут проблемы или вопросы, обращайтесь ко мне, я отвечу на все интересующие Вас вопросы.
Итак, начнем нашу экскурсию!
2.5. Заключение экскурсии «По Мавзолею Ходжа Ахмеда Яссауи»
Итак, наша прогулка завершается. Моей задачей было ознакомить Вас с сердцем города, жемчужинами данной местности. И я надеюсь, что выполнила свою миссию. Вы не только увидели прежние места по-новому, Вы еще и пополнили свои знания о городе. Вы, как будущее нашего Казахстана, должны любить и сохранять наши святые места.
Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи - непревзойденный шедевр средневековой архитектуры и удивительного комплекса дворцов и храмов. Изящная обстановка хранилища и красочная черепичная мозаика захватывают воображение.
Родился Ходжа Ахмед в городе Сайраме близ Шымкента в 1103 году. Первым духовным наставником и воспитателем Ахмеда был знаменитый шейх Арслан-Баб. После его смерти Ходжа Ахмед переехал в Бухару и прошел сложный курс суфийского учения. Некоторое время он был главой общины суфиев в Бухаре, позже переехал в город Яссы. Здесь он разворачивает свою проповедническую деятельность.
Нынешний мавзолей над могилой Ходжи Ахмеда Яссауи был воздвигнут 233 года спустя после его смерти по приказу Тимура.
Различные источники свидетельствуют о том, что Тимур лично участвовал в разработке проекта будущего мавзолея, давал конкретные указания строителям.
В настоящее время Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи является второй Меккой и включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если у Вас возникли соответствующие по теме вопросы, я с удовольствием отвечу на них.
Мне было очень интересно работать с Вами. Спасибо Вам за внимание!
До скорых встреч, дорогие друзья!
2.6. Контрольный текст
Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, расположенный в городе Туркестан на юге Казахстана - удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, построенный в период с 1385 по 1405 годов. Включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО(Рисунок1).
Рисунок1-Комплекс мавзолея АхметаЯссауи-выдающийся памятник средневекового зодчеств
Это грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в XII веке известного на Востоке древнетюркского поэта и проповедника суфизма Ахмета Яссауи. Слово «Яссауи» означает из Ясы. Так в древности назывался город Туркестан.Весь городской центр - является исторической и культурной резервацией Азрет - султана. Помимо мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи, он включает в себя, средневековую баню, хилвет, где жил великий святой, мавзолей великой - внучки Тимура Рабии - Султан Бегим и другие памятники, среди которых чудом сохранился подземный дом для размышлений Кумшик-ата.
Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи - основатель суфизма, мыслитель, поэт, проповедник Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, популярный среди местных кочевников поэт-мистик и религиозный проповедник. Отец - Ибрахим ибн Махмуд - был, как отмечал Ахмет Яссауи в своих 149 хикметах, религиозным, уважаемым, известным шейхом г. Исфиджаб (Сайрам). Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан). Когда ему было 7 лет, он лишился отца, после чего мать отдала его на учение Арыстанбаба. Становление Ахмета Яссауи как личности происходило в г. Яссы, куда он прибыл в 17 лет, после кончины своего учителя. Именно с этого возраста юноша начинает писать стихи на арабском, чагатайском, персидском, тюркском языках. Интересуется поэзией, литературой Востока. Позже он побывал в Бухаре, где проходил ученичество у Юсуфа Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Ахмет Яссауи возвращается в г. Яссы и продолжает традицию, заложенную Арыстанбабы. Здесь он основал суфийский орден "Яссауи". Ахмет Яссауи призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, поскольку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей к справедливости, честности, доброте. Благодаря ему тюркский язык был введен в литературный обиход(Рисунок2)[8].
Народные проповедники, именуемые "баба", распространяли учение Яссауи в Туркестане, Азербайджане, Малой Азии, в районе Волги, Хорасане и т.д. Яссауи определил русло развития народной струи в новоисламской цивилизации тюркских народов. Он сумел соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием, тенгрианско-шаманистеким, зороастрийским. В этом процессе значительную роль сыграло яссауийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного, духовного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа.Благодаря Ахмету, суфизм, как философская система, стал играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских народов. Если до Яссауи тюркские народы молились Тенгри, после него - стали верить в Аллаха. С помощью суфизма тюркские народы познали восточную философию, философию мировой религии.
Его последователем стал сын Арыстанбабы Мансур. К нему шло большое количество поклонников и паломников. После 63 лет он до конца жизни прожил в подземелье. Эго Яссауи объяснил таким образом: "Достиг возраста пророка, шестидесяти трех лет, для меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока, отведенного пророком". Существуют различные данные о продолжительности жизни Ахмета Яссауи. По одним данным, он прожил 73 года, по другим - до 85 лет. Ж.Аймаутов, опираясь на текст 149 хикметов Яссауи, считает, что он прожил 125 лет. (Тогда дата его рождения - 1041 г.).Проповедуя идеи суфизма, Ахмет Яссауи сам твердо следовал им, жил в бедности. Нравственный авторитет Ахмета Яссауи был высок как среди населения сырдарьинских степей, так и далеко за их пределами. После смерти Ахмета Яссауи вокруг его имени стали создаваться легенды, могила стала местом паломничества[1].
Народные предания рассказывают о большом уважении эмира Тимура к святыне Туркестана. По его указанию более чем два века спустя после смерти Ахмета Яссауи на месте небольшого надмогильного сооружения, очевидно, пришедшего в ветхость, был построен один из выдающихся памятников мирового зодчества, который вошел в список мирового наследия ЮНЕСКО.
В XIV в. по указанию эмира Тимура Ахмету Яссауи был возведен архитектурный памятник. По этому поводу есть местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея, сильная буря снесла их. После вторичного возведения история повторилась. После чего во сне Тимуру является старик, который дает совет возвести сначала мазар Арыстанбабы, как учителю и наставнику Ахмета. Эмир Тимур поступил так, как сказал старик. После чего приступил к задуманному. О значимости Арыстанбабы свидетельствует обычай, по которому паломники должны были обязательно провести ночь в Отраре у Арыстанбабы, где имелись специальные домики, чайхана, а потом только могли прийти к Ахмету Яссауи.
Тимур сам определил основные размеры здания, в частности, диаметр большого купола должен был равняться 30 гязам (единица меры длины, равная 60,6 см). Этим модулем (гязом) определялись размеры всех остальных частей сооружения. В указе Тимура содержались также рекомендации относительно некоторых декоративных деталей здания и его внутреннего убранства.
В специальной грамоте (вакуф-наме) перечислялись арыки и земли, отчужденные в пользу памятника. Доходы от этих владений и пожертвования верующих должны были использоваться на ремонт здания и содержание штата служителей.
Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого аллахом, Эмира Тимура гурагана... – да продлит аллах его повеления на века!»
Указания Тимура осуществлялись неукоснительно. По преданиям, когда воздвигали мавзолей, от хумдана (кирпичного завода), находившегося в Сауране, были расставлены рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич для строительства.
Мавзолей Ахмета Яссауи является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (помещения для совершения массовых ритуальных обрядов - казандыка), помещений административного и хозяйственного назначения. В плане он имеет размеры 46,5 х 62,5 м. Внешне симметричный, компактный план включает до 35 помещений, соединенных переходами, лестницами и коридорами, которые отходят от углов казандыка и членят помещение на восемь отсеков-блоков.