Смекни!
smekni.com

Мавзолей А. Яссауи (стр. 4 из 5)

Малый Аксарай – помещение, где на протяжении шестисот лет хоронили самых уважаемых людей. Всего здесь 43 надгробных камня. Самое старое захоронение 1431 года, самое последнее – 1917 года.

Большой Аксарай - это уникальное дворцовое помещение первоначально предназначалось для сбора дервишей, собраний религиозных общин. В зале проводились дипломатические приёмы, военные переговоры, собрания феодальной знати. Здесь находятся ханское кресло и скипетр.

На входе в помещение Большого Аксарая можно увидеть надгробный камень великого правителя Аблай Хана, умершего в 1781 году.

Библиотека примыкает к казандыку с запада, как бы уравновешивая в плане примыкающий с востока малый аксарай. В этом зале размещалась библиотека древних рукописных книг, печатных изданий. Также здесь переписывались книги и велось делопроизводство. Документы и деловые бумаги, сохранившиеся до наших дней, отражают историю Туркестана XIV – XV вв. Среди книг, дошедших до нас, особый интерес представляет собой два Корана, относящихся к XII веку, с золотым тиснением и орнаментированные росписями. Здесь же хранились уникальные издания произведений восточных авторов, в том числе самого Ахмеда Яссави, которые в наше время переданы в редкие фонды Академии наук РК и Национальной библиотеки Казахстана[5].

Колодезная и кухня расположены в портальной части памятника.

Название зала – «асхана» связано с приготовлением особого ритуального кушанья для паломников. Еда готовилась в течение суток, готовили еду из пшеницы и баранины. Тут сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда.

Это помещение получило своё название от колодца (кудук)- «кудукхана», который здесь находится. Предполагают, что колодец вырыт во время строительства комплекса, чтобы обеспечить строителей водой; но есть и другие версии: колодец вырыт во время сопротивления городского населения джунгарам, вторгшимся в пределы Казахстана в XVIII в. Поднятую из этого колодца воду считали священной, ею наполняли Тай-казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников.

Из четырех величественных памятников эпохи Тимура сохранилось только здание мавзолея Ахмета Яссауи в Туркестане, а остальные Ак сарай и Доруссиадат (усыпальница Тимуридов) в Шахрисябзе, мечеть Биби-ханым в Самарканде – превратились в руины.

Преувеличенные размеры, совершенство пропорций, новизна некоторых конструктивных приемов, богатство и разнообразие архитектурного декора мавзолея Ахмеда Яссауи дают полное представление о монументальном стиле архитектуры эпохи Тимура, сложившемся в конце XIV- начале XV веков. Вместе с тем истоки архитектурно-строительных приемов и мотивы декоративных средств тесно связаны с архитектурой предшествующего караханидского периода, когда сформировались характерные черты архитектуры народов Средней Азии. На протяжении веков этот памятник служил не только нравственным мерилом, но и мерилом высокой строительной культуры(Рисунок7).

Рисунок7-Мавзолей Х. А. Яссауи - мерило нравственности

Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи также таит в себе множество неразгаданных до сих пор загадок. Одна из них - это происхождение необычного золотого сияния от одной из стен мавзолея. Сама стена покрыта сине-голубой мозаикой,как подтвердили современные архитекторы и реставраторы, никаких золотых или позолоченных вкраплений на ней нет.

В XVI—XIX веках город Туркестан являлся резиденцией казахских ханов.

В 1864 году, при взятии города Туркестана царскими войсками под предводительством генерала Черняева, полковник Веревкин обстрелял мавзолей Ахмеда Ясави, где укрывались защитники. По мавзолею было произведено несколько орудийных выстрелов, которые оставили одиннадцать пробоин.

В 1898 году был разобран мавзолей Рабии Султан-бегим, и кирпичи его использовали на казенные постройки.

Инициаторами изучения архитектурных памятников Востока выступили представители передовой русской интеллигенции: историки, археологи, архитекторы и востоковеды.

В 1871—72 гг. А. Куном был составлен «Туркестанский альбом» фотографий в 7 экземплярах. В этот же период под воздействием мировой общественности некоторый интерес к комплексу проявляют и царские власти России. В 1872 году расчистили территорию мавзолея от накопившегося веками мусора и кирпичей. В 1884 году царское правительство ассигновало на ремонт мавзолея огромную по тому времени сумму—15 тысяч рублей. Однако средства попали в руки людей, совершенно не заинтересованных в этом деле. Во всяком случае, произведенный ремонт не послужил делу сохранения уникального исторического памятника. В ходе ремонта были забелены первоначальные росписи темперой [11], в больших масштабах были убраны изразцовые плитки мозаичной панели казандыка и т. д.

В 1886—87 гг. в целях укрепления оседавшего северо-западного угла здания были подведены четыре массивных контрфорса. Особенно ценно, что в ходе ремонтных работ архитекторами и инженерами были составлены подробные чертежи различных архитектурных деталей и составлен план мавзолея. Позже историки начали изучать эпиграфику. Все надписи мечети были переведены П. Н. Ахмеровым на основании копий с надписей, выполненных в 1894 году Ходжа Казиевым и присланных в 1895 году в распоряжение общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. К сожалению, перевод П. Н. Ахмерова грешит большими неточностями.

В 1906 г. Русским комитетом по изучению Средней Азии под руководством Н. И. Веселовского была организована экспедиция в Туркестан для снятия планов и зарисовок в красках.

В 1907 г. была предпринята попытка привлечь мусульманские массы к добровольным пожертвованиям на ремонт мавзолея Ахмеда Ясави, но реставрация проведена была несущественная, хотя и были собраны значительные средства.

В 1910 году в Туркестане был образован специальный комитет по сбору пожертвований на ремонт мавзолея под контролем местной русской администрации. На собранные шейхами мавзолея 12000 рублей был произведен небольшой ремонт кровли и части стен.

Большая забота о ремонте и реставрации архитектурного комплекса была проявлена с первых же дней установления Советской власти в Казахстане. В 1922 году организовали авторитетную комиссию, которая осмотрела мавзолей и составила акт-протокол. В 1923 году ЦИК Советов и Совнарком Туркестанской республики приняли постановление о необходимости охраны, изучения и реставрации исторических памятников Туркестана. В 1925 году мавзолей обмерили, засняли и изучили архитектор М. М. Логвинов и профессор Б. П. Денике.

В 1928 году было произведено археологическо-топографическое обследование Туркестана М. Е. Массоном и М. Мирдиазовым. Значительно отремонтировали нижнюю часть стен некоторых помещений внутри здания и перекрыли куполом помещение с колодцем.

Впервые подводка фундамента осуществлялась в 1928 году. Фундаменты под стены мечети (1938 г.) подведены на ганчевом растворе Б. Н. Засыпкиным, а последующие подводки осуществлялись на цементном растворе как менее гигроскопическом материале.

В 1938 году, согласно постановлению СНК. КазССР было организовано прорабство, которое также вело некоторые ремонтные и восстановительные работы. Консультантом стал Б. Н. Засыпкин.

В 1938 году студенты архитектурного факультета Всероссийской Академии художеств под руководством профессора А. Бакланова произвели обмер и зарисовку сталактитовых украшений, оформляющих внутреннюю поверхность купола, составили чертежи разрезов здания. С 1945 года учет, охрана, изучение и реставрация архитектурных памятников на территории Казахской ССР, согласно решению правительства, отошли в ведение Республиканского управления по делам архитектуры при Совете Министров Казахской ССР, по поручению которого в 1951 —1957 годах проводились серьезные реставрационные работы силами специальной научно-реставрационной производственной мастерской Госстроя Узбекской ССР на договорных началах.

В 1951 — 1954 годах научное руководство возглавлял Н. Засыпкин, с 1955 по 1957 годы — ученый совет этой мастерской. В это время продолжали подводить фундаменты на цементном растворе, реставрировали фасады здания по проектам архитекторов В. Филимонова, П. Плетнева, Т. Карумидзе. Облицовка четверика и восьмерика купола казандыка была выполнена под руководством архитектора Т. Карумидзе. В 1954 году понизили уровень земли вокруг памятника до древней отметки. Местами толщина культурного слоя была равна двум, двум с половиной метрам. На основании остатков первичной каменной панели ее реконструировали по всем фасадам. В эти годы реставрировали малые купола. В 1953 году были составлены чертежи планов I и II этажей и крыши архитекторами М. Абдуллаевым, В. Железняковым, А. Хусаиновым, Е. Осиповым.

В 1956—1958 гг. архитекторами И. Усманходжаевым, С. Неумывакиным, В. Ловкачевым и Л. Маньковской проводились уточненные обмеры и были выполнены чертежи разрезов памятника по всем помещениям.

В 1960 году реставрационные работы возобновились силами Госстроя Казахской ССР.

В 1966 году решением Совета Министров Казахской ССР была создана республиканская научно-реставрационная мастерская при Министерстве культуры Казахской ССР, которая и продолжает реставрационные работы по настоящее время [12].

Нужно отметить, что все ранее проведенные реставрационные работы, несмотря на их своевременность и важность, не имели строго разработанного историко-культурного плана. Достаточно сказать, что в ходе планировочных земляных работ был уничтожен и сильно поврежден целый ряд интересных памятников, которые создавали подлинную историческую атмосферу и ту пространственную среду, в которой протекала сложная жизнь мавзолея. Невнимание к так называемым второстепенным памятникам, в число которых входят небольшие по сравнению с комплексом Ахмеда Ясави мавзолеи и культовые сооружения, а также традиционная жилая застройка, привело к тому, что, потеряв значительную часть своего окружения, он лишился масштабного ориентира и выглядит сейчас одиноким сооружением.