Второй крупной угольной базой является Печорский бассейн с запасами 210 млрд. т. Его угли отличаются высоким качеством, имеют теплотворную способность 4-7 тыс. ккал, около трети печорских углей хорошо коксуется.
К угольным бассейнам республиканского значения относится Канско-Ачинский буроугольный бассейн в пределах Красноярского края и Кемеровской области. Пласты угля выходят на поверхность и создают условия для открытой добычи. Угли бассейна имеют сравнительно невысокую зольность – до 8-16%, их теплотворная способность 2,8-4,6 тыс. ккал; мощность пластов огромна – от 14 до 70 м. Канско-Ачинские угли имеют самую низкую себестоимость в России. Используются они как энергетическое топливо. Здесь создается Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК) с уже действующими и строящимися крупными тепловыми электростанциями.
Располагают ресурсами углей и другие регионы России. Так, в Центре находится Подмосковный угольный бассейн, на Урале – Кизеловский, Челябинский, Южно-Уральский, в Сибири – Минусинский, Черемховский, Улугхемский, Тунгусский. На Дальнем Востоке – Южно-Якутский бассейн с высококачественными углями, на базе которого формируется ТПК, а также Бурейнский, Сучанский, Ленский бассейны. Богат углями и Сахалин. Восточные районы России имеют большие перспективы развития угольной промышленности. Однако угледобыча здесь еще развита мало.
Уголь в России добывается открытым и шахтным способами. Открытая добыча сейчас составляет более 60% от общего объема добычи.
В перспективе добыча угля будет снижаться, и в первую очередь в европейских районах. В Кузнецком же и Канско-Ачинском бассейнах предполагается некоторое увеличение добычи углей за счет открытого способа.
Перспективные уровни добычи угля в России, прежде всего, определяются спросом на него на внутреннем рынке страны, обусловленном уровнем технологической и ценовой конкурентоспособности угля с альтернативными энергоресурсами в условиях насыщенности рынка топливом.
При благоприятных условиях развития добыча угля в России может составить 300-335 млн. т. в 2010г.
Угольная промышленность располагает достаточным объемом геологических запасов угля и производственным потенциалом для решения поставленных задач. Поэтому конкретные объемы добычи будут уточняться в зависимости от экономического спроса на твердые виды топлива. Хотя намечаемые уровни добычи угля и обеспечены разведанными запасами, однако это не исключает необходимости определенных дополнительных геологоразведочных работ. [7]
В угольной промышленности имеются производственные мощности по добыче угля в размере 337 млн.т. в год, загруженные почти на 74%, в том числе на шахтах – 130 млн.т. в год и на разрезах – 207 млн.т. в год. Количество шахт – 154 шт., разрезов – 75 шт., обогатительных фабрик – 65 шт. Общее количество организаций в отрасли – 562, в том числе 507 акционерных обществ и 55 госпредприятий. [8]
Необходимо наращивание добычи угля, прежде всего в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах. Располагающих наиболее благоприятными условиями для обеспечения страны высококачественным и экономичным угольным топливом и сохранение значения добычи угля на месторождениях Восточной Сибири, Бурятии, Якутии, Дальнего Востока, а в европейской части России – Восточного Донбасса и Печоры как важного фактора энергообеспечения топливодефицитных западных регионов страны.[7]
Вместе с тем в промышленности резко выросла доля сырьевых и снизилась доля высокотехнологичных отраслей, которые в наибольшей степени нуждаются в кооперировании, в том числе с другими отраслями (наука, образование и т.д.) [8]
Тем не менее, топливно-энергетический комплекс России, лишившийся после распада СССР свыше четверти своих мощностей, сумел в целом и дальше бесперебойно выполнять прежние хозяйственно-производственные и технологические функции, несмотря на все драматические повороты в исторической судьбе России. Это произошло благодаря огромному запасу прочности, заложенному при создании отечественного ТЭК, возможностям государственных централизованных сетевых систем энергоснабжения. Более того, именно на энергетический сектор легла в минувшие годы основная нагрузка по стабилизации экономики на переходной стадии развития к современному рыночному хозяйству, социально ориентированному государству.
Когда говорят, что энергетический сектор России является основой, мотором, стержневой конструкцией российского хозяйства, на самом деле подчеркиваются моменты, без которых немыслимо существование и выживание России как государства.
Речь идет, во-первых, о ТЭК как о могучем источнике бюджетных средств или даже доноре государственной казны.
Во-вторых, подчеркивается его исторически сформировавшаяся социальная миссия. В конкретной жизни постсоветской России это способность при опоре на энергоресурсы и финансовые возможности ТЭК смягчить социальные последствия рыночных реформ.
В-третьих, принято обычно говорить об относительной устойчивости ТЭК по сравнению с целым рядом других промышленных отраслей, оказавшихся в стадии глубокого кризиса. В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики.
В-четвертых, энергетический сектор России - это фактор ее энергетической защищенности от дефицита энергоносителей. Благодаря ему обеспечивается энергетическая независимость и безопасность страны.
В-пятых, наконец, каждый, кому дорого будущее России, видит в ТЭК или энергетическом секторе (это фактически равнозначные понятия) надежду на устойчивое энергоснабжение и в XXΙ веке, особенно в контексте разного рода угроз, рисков, техногенных катастроф, которыми изобилует современная жизнь.
Сейчас Россия занимает ведущее место лишь по ресурсному потенциалу и производству первичных энергоресурсов: 1-е место по добыче газа, 2-е место – по нефти, 4-е место – по электроэнергии, 6-е место - по добыче угля.
По потреблению же первичных энергоресурсов на душу населения, несмотря на высокую энергоемкость экономики, Россия все сильнее отстает от развитых стран.
3. Проблемы и перспективы развития ТЭК
Последнее десятилетие было ознаменовано крупными структурными изменениями в топливно-энергетическом комплексе, разрушением прежних организационных структур, установившихся хозяйственных связей и созданием новых структур управления, новых производственно-хозяйственных отношений.
Одновременно региональные энергетические компании подвергаются воздействию различных факторов неопределенности, приводящих к недополучению прибыли, а, следовательно, к нестабильному развитию. К ним, в первую очередь, следует отнести реструктуризацию энергетики, результаты первых этапов которой, не только не принесли желаемых результатов, а даже ухудшили финансовое положение компаний. В результате все силы и средства региональных энергетических компаний направляются на их устойчивое функционирование. Это приводит к росту затрат на производство электрической, так и тепловой энергии. Одновременно возникла проблема, связанная с наращиванием производственного потенциала для компенсации выводимых старых производственных мощностей, что в свою очередь, требует огромных затрат.
Также к факторам, сдерживающим развитие энергетики, относятся:
· Сохраняющийся дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;
· Энергетическое оборудование, используемое в энергетике, неэкономично. В стране практически отсутствуют прогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;
· Отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка, это связано тем, что строительство ТЭС привязывалось к конкретным промышленным объектам, и не предусмотрены линии передачи части электрической передачи на сторону;
· Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитие конкуренции;
· Сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. ТЭС являются главными загрязнителями атмосферы в структуре ТЭК, особенно, те, которые работают на угле. Сегодня, когда пописан и ратифицирован Российской Федерацией Киотский протокол, данная проблема энергетических компаний становится одной из актуальных;
· Отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК. [4]
Учитывая определяющую роль ТЭК в экономике нашей страны, восстановление топливно-энергетического комплекса, в том числе его позиций на мировом рынке становится первоочередной государственной задачей.
Острота проблем развития ТЭК в значительной степени будет определяться соотношением количественных и качественных характеристик экономического роста. Исчерпание многих действовавших в течение десятилетий экстенсивных факторов обусловливает необходимость перехода к качественному новому типу экономического роста. Главными его отличительными чертами являются: