Центром Заволочья (так называли новгородцы земли за Онего-Двинским волоком) стали Холмогоры. Почувствовав высокую прибыльность этих земель, крупное новгородское боярство стало прибирать их к рукам. В крае вырастали деревянные крепости-посады, расширялись рыбные ловищи и тони, соляные варницы и охотные угодья.
На протяжении XII-XV вв. происходило освоение бассейна Северной Двины, Онеги, Мезени, островов Белого моря. Территория заселялась сначала новгородцами, затем переселенцами с верхней Волги. Через архангельские земли шло проникновение русских на Урал и в Зауралье. На пересечении торговых путей (пушнина, рыба, соль, хлеб, изделия из железа, льна) возникали новые поселения: Вельск (1137 г.), Шенкурск (1315 г.), Холмогоры (1328 г.), Каргополь (1380 г.), Сольвычегодск (1492 г.) и др.
На Большом Соловецком острове — крупнейшем острове архипелага — в 1429 г. был основан Соловецкий мужской монастырь, который играл значительную роль в хозяйственном освоении Поморья. Велика была роль Соловецкого монастыря как пограничной северной крепости, не раз успешно отражавшей нападения шведов. В XVII в. это был один из центров раскола. В течение пяти веков Соловецкие острова использовались как место ссылки, в том числе для политических заключённых. После Октябрьской революции монастырь был упразднён. В 1967 г. здесь создан музей. В 1991 г. Соловецкий монастырь возвращён Русской православной церкви.
После установления морских торговых связей Русского государства с Англией и другими странами Западной Европы в 1584 г. по указу царя Ивана Грозного был основан первый морской порт в устье Северной Двины. Первоначально он назывался Новохолмогоры, а с 1613 г. — Архангельском. До возведения Петербурга Архангельск был единственным выходом к морю, центром судостроения (Соломбальская судоверфь) и внешнеторговым портом.
3. Кенозерье
В современной историографии бытует мнение о Кенозерье как об одном из ранних очагов колонизации Русского Севера, связанном со Свирско-Онежско-Двинским путём - одним из магистральных путей новгородского движения на Север. Под понятием «Кенозерье» следует понимать Кенозерский национальный парк, образованный в 1991 г. на территории Плесецкого и Каргопольского районов Архангельской области.
Освоение берегов Кенозера русскими людьми полностью совпадает с известными этапами колонизации Севера Новгородом и Ростовом Великим.
Первый период охватывает X - XIII вв. В это время на территории Кенозерья формируется сеть водно-волоковых путей, необходимая не только для освоения Кенозера, но и дальнейшего продвижения колонизации на северо-восток. Освоение территории на этом этапе преследовало промысловые цели и было ориентировано на пушную торговлю. Плотность населения территории в первый период была низкой, земледелие ограничено.
В ХIV - ХVI вв. в освоении Кенозерья наступает новый этап. Сокращается значение охоты в связи с истреблением ценных пород пушного зверя. Колонизация на этом этапе направляется вглубь территории, на водоразделы. В это время окончательно формируется сеть волостей и погостов. В XVI в. процесс внутренней колонизации заканчивается. Значительно прочнее в ХIV-ХVI вв. становятся позиции христианства, что связано с начавшейся на Севере в XIV в. монастырской колонизацией и организацией сельских приходов. Каждое из направлений новгородской колонизации имело свои «монастырские» центры.
Старейший из них располагался у «Чёлмы-Горы» (Кирилло- Челмогорская пустынь) и основан был Кириллом, постриженником Новгородского Антониева монастыря. В этом монастыре Кирилл провёл шесть лет, после чего ещё три года «по пустыням и киновиям» скитался. Странствия Кирилла в его житии изображаются довольно стандартно, но цель их ясна: подвижник ищет именно «пустыню», уединённую, отдалённую от оживлённых путей.
В 1316 г. в устье реки Чёлмы (Лекшма) у Лёкшмозера Кирилл ставит небольшую келью для проживания и «так же храм молитвенных аже есть часовню».
Место для устройства пустыни Кирилл подобрал у реки и крупного озера, на ягодных и грибных местах, вблизи небольшой горы, которая защищала подвижника от северных холодных ветров. «Бяше место горы тоя не велико зело, но всяким ягодичием и древнем исполнено и вельмибе гора сия красива и никому же от человек прежде на ней пребывающу, и возрадовался Кирилл духом и возлюбил е зело».
Следуя традиции, составитель жития упоминает и о дьявольских соблазнах, и о «чуди белоглазой». Между тем, именно чудских племён, не обрусевших и не затронутых христианизацией в XIV в., на Лекшмозерье уже не было. Все селения уже русские, основанные прежними колонизационными потоками. Это подтверждается топонимикой и наличием «сторон» («на Труфановой стороне, на Орлове стороне»). Следуя традиции, составитель жития, и ещё вероятнее, «списатели» его в ХVIII-ХIХ вв., допустили противоречия в собственном изложении. Жители «окрест места сего», «зли суть и немилостивы», но в тоже время приходят к Кириллу «для пользы душевной» и за благословением, «благословения для» отдают ему часть рыбного улова. Житие упоминает о ссорах из-за лесных деревьев: крестьяне «начаша на горе той лес сещи...». Кирилл стыдит крестьян, вырубивших весь лес под пашню. Через четыреста лет с даром прозрения: он, якобы, предсказал и пожары, и польскую интервенцию. Вполне понятно, что сведения о чудесах и пророчествах способствовали популярности Кирилла и Челмогорской пустыни.
После Кирилла пустынь управлялась отдельными иеромонахами, при одном из них - Арсении в обители значится 24 человека, пашня, огороды, по названию построенной при нём же Успенской церкви с трапезной, пустынь называлась «Успенская на Чёлме». В 1429 г. построен Богоявленский храм с приделом Святой Екатерины, число монахов достигло 80 человек. Сам монастырь стал называться «Челмогорского отца нашего Кирилла».
В северных пределах Кенозерья центром монастырской колонизации была Кенская Пахомиева пустынь. Её основание в конце XV в. приписывали Пахомию, происходившему, вероятно, из земель новгородских. О его жизни в Новгороде и пути на Кенозеро достоверных сведений не сохранилось, умер Пахомий в 1515 г.
Кенская пустынь по сравнению с другими религиозными центрами Кенозерья была достаточно крупным землевладельцем в ХVI-XVII вв. Среди настоятелей Кенской Пахомиевой пустыни в 1559 г. упоминается Вассиан. При его игуменстве монастырские крестьяне рыбу вылавливают «от монастыря вверх по реке до Кенозера и на Кенозере лахту по Орлов-наволок да Пором-остров».
Процесс образования пустыней на территории Кенозерья был продолжен в XVII в. В северо-восточной части от Лекшмозера в 1640 г. монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином была основана Хергозерская Макарьевская пустынь.
Макарий Желтоводский и Унженский — не только известный церковный деятель начала XVII в. (основатель Макарьевского на Унже монастыря на Волге), но и путешественник, неоднократно бывавший на Севере. На Каргопольщине он был одним из самых почитаемых святых, считался покровителем скотоводства наряду с Власием.
В Хергозерской пустыне ещё в начале XX в. хранились книги, принадлежащие Макарию, а также рукопись «Сказание о чудесах преподобного Макария Желтоводского» (запись XVII в.). Третье из чудес святого - основание Сергием и Логгином пустыни Хергозерской в память чудотворного образа Макария. Пустынь просуществовала до 1764 г. В это же время она обращена в Хергозерский приход с приписными деревнями Окатовская, Фёдоровская и Турово сельцо, составляющие Порженское, а также деревни Думино, Ожегово и Ольсиевская (Курмино, Херново, Наволок).
Пустынь была популярным местом паломничества жителей окрестных деревень и оживлённым населённым пунктом, имевшим постоянный торжок «по левую сторону Пудожского тракта». Однако уже в конце XIX в. в Хергозерском погосте всего лишь два двора и 5 постоянных жителей. В пустыне находились две каменные церкви Святой Троицы 1873 г, и Введения Богородицы, возведённой в 1790 г. Празднование дня памяти преподобного Макария (7 августа), одного из самых почитаемых местных святых, становилось ярким событием для всего Каргополья.
Один из центров монастырской колонизации Кенозерья лежит за пределами озёрной системы региона и связан не с Новгородским, а с Белозерским направлением освоения Каргополья. Это Александро-Ошевенский монастырь, основанный в 1453 г. Александром Ошевневым - уроженцем «веси белозерской», Вожозера, крестьянским сыном и постриженником Кирилло-Белозерского монастыря.
4. Деревянное зодчество русского севера
Образный лад - суровый и героический - укоренился во всем народном зодчестве и стал одной из его самых типических и ярких особенностей. Силуэты величественных церквей, возвышающихся где-нибудь в Кеми или Коле, Кондопоге или Кулике, невольно вызывают в памяти образы былинных богатырей, стоящих в неусыпном дозоре вдоль всей северной границы.
Лазаревская церковь - самая древняя из всех сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного зодчества. Построена она 600 лет назад, в конце XIV века.
Этот век - время активного освоения северног края. Через дремучие чащи, через болотные топи и озера ватаги новгородских ушкуйников - отважные землепроходцы, дружинники - предприимчивые купцы прокладывали пути-дороги на Север, к Белому морю. Завоеватели земли составили Заволчье - одну из богатейших колоний Господина Великоо Новгорода. А вслед за ушкуйниками и купцами - не с мечом и мошной, но с крестом и “божьим словом” - шли новгородские миссионеры: попы и монахи. Обращая в православие местных язычников, они утверждали здесь религиозное и идеологическое господство Новгорода не менее действенно, чем силой оружия.