Долгие годы электростанцию в Бузулуке называли «калининской». Когда Михаил Иванович приехал в город, ему рассказали, что электростанция тут не работает из-за того, что белые, отступая, увезли двигатель внутреннего сгорания. А совсем недалеко — в Сорочинске бездействуют три дизеля, их еще до революции завезли купцы для мясного холодильника. Калинин тут же дал телеграмму в ВСНХ. Разрешение на передачу двигателя было получено, и спустя несколько дней электростанция дала ток. Сейчас там, где она стояла, разбит сквер.
Суровые будни выпали в те тяжелые годы на долю первых бузулукских коммунистов и комсомольцев.
Много сил отвлекала гражданская война. 16 марта 1918 года на объединенном заседании городского и уездного Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов было принято постановление: «Выделить революционные партизанские отряды из рабочих и крестьян для немедленной отправки на фронт. Путем наложения контрибуции на имущие классы приобрести все необходимое для ведения войны». Два отряда,.сформированных в Бузулуке, выехали на борьбу с германскими войсками, которые вторглись в нашу страну и наступали по всему фронту.
Постоянно приходилось бороться с дутовскими белоказачьими полками, которые налетали на железнодорожные станции, пытались отрезать Оренбург от центральной России. Во время наступления Колчака в Бузулуке был сформирован коммунистический полк в 500 штыков. За счет бузулучан значительно пополнила свои ряды Чапаевская дивизия. Проводились мобилизации членов партии и комсомольцев на другие фронты. Так, по решению уездного комитета РКП (б) было мобилизовано десять процентов коммунистов на Западный фронт. Большая группа добровольцев — 253 бойца выехали на Южный фронт.
В то время на 1 августа 1919 года в Бузулукском уезде — тогда он был в три с лишним раза больше, чем нынешний район — насчитывалось 483 члена РКП (б), в том числе 25 женщин. 87 коммунистов было в городской организации и 235 — в железнодорожной. Для оказания помощи местным Советам и сельским партийным ячейкам уездный комитет партии направлял «красные повозки». С ними выезжали из Бузулука наиболее опытные агитаторы и пропагандисты.
Проводили в самом Бузулуке и в селах уезда «Неделю фронта и транспорта», «Неделю сухаря», «Неделю красной казармы», «Неделю паровоза», субботники по восстановлению разрушенного войной хозяйства, боролись с бандами. Создавались первые коммуны. Одна из них со звучным названием «Солнце правды» обосновалась в бывшем монастыре.
Летом 1920 года всем коммунистам и комсомольцам Бузулука совершенно неожиданно пришлось взяться за оружие и вступить в бои. В городе и окрестных селах были расквартированы полки 9-й кавалерийской дивизии, которой командовал .бывший эсер Сапожков. Он саботировал выполнение приказа высших военных органов об отправке на Западный фронт и был отстранен от командования дивизией.
Тогда Сапожков и его приспешники — бывшие офицеры Зубарев, Масляков, Серов, Дворецкий и другие — подняли мятеж против Советской власти.
Вечером 13 июля Сапожков тайком выехал из Бузулука в села, где стояли полки дивизии, встретился со своими единомышленниками. Командиры и политработники, пытавшиеся выступить против заговорщиков, были арестованы.
Утром 14 июля 1920 года Бузулук разбудили разрывы снарядов. Сапожков бросил на город все свои главные силы. По тревоге около здания уездного комитета партии (сейчас музыкальное училище) собрались коммунисты и комсомольцы. В спешном порядке получали винтовки и патроны и мчались навстречу наступающим сапожковцам. Но силы были слишком неравны. Коммунистические отряды и малочисленные воинские подразделения не смогли устоять перед натиском во много раз превосходящих сил мятежников и были вынуждены отступить к разъезду № 4. В городе начались грабежи и бесчинства.
По призыву укома РКП (б) были мобилизованы все коммунисты и комсомольцы уезда, сформированы два коммунистических отряда. В срочном порядке укомплектована команда бронепоезда.
На помощь бузулукским большевикам пришли переброшенные из Самары и Оренбурга курсанты Витебских пехотных и Борисоглебских кавалерийских курсов, сводный отряд, сформированный Оренбургским губкомом комсомола. Вместе с бузулукскими коммунистическими отрядами при поддержке бронепоезда они выбили мятежников из города и разгромили их главные силы.
Но еще много дней неспокойно было в степях под Бузулуком. Бои с бандами Сапожкова и его приспешников продолжались почти два месяца. Долго шли курсанты по кровавому следу главаря мятежников. И лишь 6 сентября отряд курсантов Борисоглебских кавалерийских курсов настиг Сапожкова за сотни верст от Бузулука, в Астраханской губернии, в районе Ханской ставки. Здесь остатки банды были окончательно уничтожены, а Сапожков убит.
До полного разгрома сапожковской авантюры все коммунисты и комсомольцы Бузулука находились на казарменном положении.
В память о тех тревожных днях разъезд № 4, который стал важным опорным пунктом в разгроме сапожковской авантюры, был переименован в разъезд «Красногвардеец».
Долго еще на жизни уезда сказывались последствия мятежа: бандиты угнали сотни лошадей, разграбили продовольственные запасы, нанесли большой урон коммуне Солнце правды».
Потом новые невероятные испытания пришлось перенести жителям Бузулука и окрестных сел. Страшный голод обрушился в 1921 году на Заволжье. Начавшийся с прошлого недородного года, он особенно жестоко ударил по бедноте.
Степь дышала жаром, солнце испепеляюще выжигало остатки растительности. Люди толпами бродили по степи в надежде найти хоть несколько стебельков щавеля или другой съедобной травы и сварить похлебку. Было немало случаев, когда вконец обессилевшие от голода люди умирали в степи, так и не сумев добраться до дому.
В голодную пору тысячи бузулучан кочевали по всей России в поисках куска хлеба. Герой повести Александра Неверова «Ташкент — город хлебный» Мишка Додонов — крестьянский сын, мальчишка двенадцати лет за тысячи верст поехал из Бузулукского уезда в далекий среднеазиатский город, чтобы раздобыть хоть немного хлеба, спасти больную мать и пухнущих от голода меньших братишек.
Нечем было сеять. Но молодая Республика Советов приняла чрезвычайные меры для того, чтобы засеять как можно большие площади. Урожайный 1922 год поправил положение...
Советская власть поднимала, выводила из дремотного состояния тысячи городов и : деревень. Преодолевая разруху, восстанавливали заводы и фабрики, разоренное войной и неурожаем сельское хозяйство.
Уже в первые мирные годы начинает развиваться промышленность и в Бузулуке. Сегодня буровые станки и оборудование для черной и цветной металлургии с маркой Бузулукского ордена «Знак Почета» завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева можно встретить не только в разных уголках нашей страны, но и далеко за ее пределами — во многих государствах Европы, Азии, Африки и Америки. Сейчас завод — крупное современное предприятие.
А начинался он так.
На фотографии тех далеких лет, когда рождался завод,— пыльная улица захолустного городка, маленькие домики и рядом приземистые строения ремонтных мастерских. Они были организованы по приказу М. Б. Фрунзе об использовании частей Красной Армии в мирном строительстве.
Мастерские обосновались в здании, которое строилось в конце прошлого столетия для тюрьмы, но не было принято губернским полицейским управлением из-за того, что стены оказались на полкирпича тоньше проектных.
В сентябре 1922 года мастерские были преобразованы в завод, который стал именоваться Бузулукским чугунолитейным и механическим. Здесь ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь, выпускали очень нужную крестьянам продукцию — плуги, сноповязалки и запасные части к ним. Управляющим на заводе был бывший командир Красной Армии, талантливый инженер Константин Елисеевич Меаниджиди. Созданный по его проекту чигирь — механизм для орошения полей, был высоко оценен на Всероссийской выставке в Москве, отмечен дипломом первой степени. Чигири пошли в серийное производство.
Коллектив завода в те годы не превышал 50 человек. Работало предприятие в сложных условиях конкуренции с нэпманом Никитиным. Дело дошло до того, что по решению губселькредсоюза завод был закрыт «как не оправдывающий существования».
Только энергичное вмешательство уездного комитета партии, который решительно встал на защиту прав рабочих молодого советского предприятия, спасло его от этой участи.
С годами усложнялась продукция. От простейшего сельскохозяйственного инвентаря завод перешел к изготовлению сверлильных, токарно-винторезных, расточных станков и гидравлических прессов, которые раньше покупались на золото и ввозились из-за границы. В год выпускалось до 200 станков. Оборудование и запасные части к сельхозмашинам изготавливались для нужд машинно-тракторных станций. Кроме того, на заводе освоили капитальный ремонт тракторных моторов и выпуск поршней для тракторов «Джон Дир». Эти тракторы в большом количестве закупили за рубежом, а запасных частей к ним не было. Особенно большой дефицит представляли поршни. Завод стал осваивать их выпуск. Давалось это очень трудно, много деталей шло в брак. Комсомольцы решили взять шефство над этим участком. А потом создали специальную хозрасчетную бригаду — первую во всем Средне-Волжском крае. Был увеличен выпуск поршней, сразу заметно улучшилось их качество, снизилась себестоимость.
По соседству с заводом имени Куйбышева на той же Рабочей улице стоят корпуса завода имени Кирова. История его восходит к началу XX века. В 1901 году бузулукский предприниматель Никитин основал небольшой чугунолитейный завод, который выпускал сельскохозяйственный инвентарь.