Как сообщала 29 ноября 1905 года «Самарская газета», в Бузулуке состоялся многолюдный митинг, посвященный «современному положению России и задачам переживаемого момента». Присутствовало до 150 человек. Выступал приезжий оратор от Самарского комитета Российской социал-демократической партии. Как писала галета: Лозунгами выставлялись: Учредительное собрание, демократическая республика, вооруженное восстание и временное революционное правительство». Митинг прошел весьма оживленно.
Другой массовый митинг, в котором участвовало около тысячи человек, прошел 5 декабря. Его организовала местная социал-демократическая группа. «Оратора встречали восторженно,— писала газета «Борьба».— Без шапок пропели «Вы жертвою пали». По грошам, пятакам было собрано в пользу пострадавших от забастовки 14 руб. 77 коп. Очень просили, чтобы ораторы почаще приезжали».
Трое бузулучан — Алексей Семенович Ненашев, Федор Васильевич Смирных и Герасим Леонтьевич Хвостов участвовали в восстании на броненосце «Потемкин».
В борьбу включаются и крестьяне Бузу-лукского уезда. В селе Жилинка крестьяне силой захватили 600 десятин помещичьей земли. Восемь дней с жилинцамн боролись исправник и земский начальник, но ничего сделать не могли. Тогда для усмирения сюда прибыл с казачьей сотней из Самары известный каратель вице-губернатор Кондонди. Семь подстрекателей арестовали, многих крестьян выпороли. Узнав о расправе в Жи-линке, поднялись в разных концах уезда другие села. Крестьянские волнения прошли в Герасимовке, Могутово, Алдаркино, Елшанке, Палимовке, Шахматовке, Сергеевке, Пронькино, Ромашкино и других селах.
8 января 1907 года Самарский губернатор сообщал Министерству внутренних дел, что издающаяся под редакцией оренбургского мещанина Жаринова газета «Бузулук кий вестник» в последние два-три месяца приняла крайне левое направление: «В № 74 открыто разоблачаются царские порядки, в № 76 трудящиеся города открыто призываются активно бороться против законов царского правительства о труде, в №№ 89—90 по поводу предстоящих выборов в Государственную думу помещены следующие возмутительные выражения: «самодержавно-полицейское правительство лишний раз желает напомнить населению о своем бессилии, и ни море крови, ни океаны слез, ни тысячи убиваемых сатрапами народных борцов не смягчают их чугунных сердец». Эта возмутительная статья заканчивается призывом подавать голоса за тех, «кто обещает нам порвать рабские цепи».
Типография Жариновых, в которой печаталась газета «Бузулукский вестник», была закрыта.
Несмотря на разгул реакции, в Бузулуке и уезде один за другим возникают социал-демократические кружки и группы. В конце 1910 года такая группа была создана в депо станции Бузулук. Ее организовал помощник мастера Н. Е. Серебряников, приехавший из Сормова.
16 декабря 1911 года жандармское управление получило сообщение о том, что в Бузулуке на мельнице братьев Чемодуровых имеется социал-демократический кружок. Во главе его стоит табельщик Т. В. Симашев, который ведет переписку с социал-демократами, живущими в эмиграции за границей. Членами кружка являются рабочие Ф. И. Шерстнев и Ф. А. Ежков.
В августе 1917 года в Бузулук приехал представитель Самарского губкома партии Алексей Петрович Галактионов. Его хорошо знали в городе. Он родился в селе Александровна Бузулукского уезда (ныне Грачевского района) в семье кузнеца. Потом, когда подрос, работал в Бузулукском паровозном депо. При его участии 2 октября была создана первая в городе большевистская ячейка на станции Бузулук. Железнодорожники, а их было с семьями около трех тысяч, были главной силой рабочего класса Бузулука, главной революционной силой. В ячейку вошли 25 человек. Первым ее председателем был избран Емельян Иванов. В состав ячейки входили В. А. Болотин, И. М. Старожилов, И. Н. Саградьянц, Н. К- Сергеев, Е. Титов и другие рабочие-железнодорожники.
Бузулукские большевики хорошо понимали, что предстоит еще упорная борьба за власть Советов. Во второй половине сентября они создают красногвардейскую боевую дружину. Ее командиром стал машинист Василий Андрианович Болотин. Дружина была сильной, в нее входило 160 человек.
Сын крестьянина-бедняка из села Палимовки Василий Болотин в двенадцать лет пошел работать слесарем в депо станции Бузулук. После службы в армии вернулся в город с лычками унтер-офицера. Такое сочетание качеств мастерового и военного человека очень пригодилось в деле. Под его руководством рабочие паровозного депо соорудили самодельный бронепоезд — из обшитого броневыми листами паровоза и трех металлических полувагонов с бойницами для орудия и нацеленных во все стороны пулеметов.
Дружина Болотина разоружала проходившие через станцию Бузулук воинские зшелоны и особенно казачьи полки. Если кто-то пытался сопротивляться, навстречу выходил бронепоезд. Его грозный вид дей-:твовал отрезвляюще. Даже самые строптивые сдавали оружие.
Часть его потом, 20 декабря по поручению прибывшего в Бузулук чрезвычайного комиссара по борьбе с дутовщиной Петра Алексеевича Кобозева, машинист станции Бузулук большевик Феодосии Кравченко тайком, в тендере паровоза под водой перевез в Оренбург. Доставленные таким путем три пулемета, 89 винтовок, ящики с патронами и пулеметными лентами очень пригодились для вооружения рабочих Главных железнодорожных мастерских, которые в подполье готовились к борьбе с дутовцами.
Спустя два дня после победы Великой Октябрьской социалистической революции в Петрограде 10 ноября (28 октября по старому стилю) на объединенном заседании Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, городской думы и земской управы была провозглашена Советская власть в Бузулуке и создан первый военно-революционный комитет. Его возглавил машинист Петр Григорьевич Бебин.
Ревком располагался в центре города, в здании, где была электроводолечебница (улица Ленина, 41). Состав революционного комитета был очень разношерстым: 3 большевика, 2 меньшевика, 2 левых эсера, 2 правых эсера, 2 социал-демократа-интернационалиста, 2 максималиста. Отчасти это определялось составом населения города. В это [ время в Бузулуке было 28 тысяч жителей. Но рабочие составляли всего пять процентоз бузулучан. В основном это были железнодорожники, рабочие с завода Никитина, с мельницы братьев Чемодуровых, с других мелких предприятий, их было около трех десятков. Остальные — торговцы, трактирщики, кустари, ремесленники (в городе числилось 129 постоялых дворов, трактиров и чайных). Активно действовали 6 церквей и 3 монастыря.
Непросто было в такой обстановке проводить твердую линию на упрочение власти Советов. Но за сорок дней своего существования ревком успел сделать для этого немало.
Особую тревогу вызывал у бузулукских большевиков захват власти в Оренбурге белоказачьим атаманом Дутовым. Очень тревожно и беспокойно стало на просторах Оренбургской губернии.
И когда в Бузулук приехал, чтобы возглавить борьбу с контрреволюцией, известный большевик Петр Алексеевич Кобозев — член Коммунистической партии с 1898 года, он вместе с бузулукскими ревкомовцами разобрался в сложной обстановке. Спустя несколько дней на многолюдном митинге было решено послать делегацию за помощью в Красный Питер, к Ленину.
Всем оренбуржцам хорошо известна знаменитая записка Владимира Ильича Ленина от 26 ноября (9 декабря) 1917 года в штаб Красной гвардии Николаю Ильичу Подвойскому или Владимиру Александровичу Антонову-Овсеенко:
«Податели — товарищи железнодорожники из Оренбурга. Требуется экстренная военная помощь против Дутова. Прошу обсудить и решить практически поскорее. А мне черкнуть, как решите.
Ленин».
После этой записки на Южный Урал был срочно направлен Северный летучий отряд моряков-балтийцев под командованием мичмана Сергея Павлова, отряд самарских рабочих под руководством Василия Блюхера. Для борьбы с дутовцами спешно отправлялись рабочие отряды из Екатеринбурга, Уфы, Сызрани, Миасса, из других городов.
Кто же были «товарищи железнодорожники», побывавшие в те тяжелые для Оренбуржья дни у Председателя Совета Народных Комиссаров? С годами это забылось. И только сравнительно недавно доподлинно установлено, что в Петроград к Ленину ездили председатель Бузулукского ревкома Петр Григорьевич Бебин и председатель дорожного профсоюзного комитета Илья Ефимович Герман.
В городском краеведческом музее хранится журнал «Итоги Октября», изданный в Бузулуке в 1922 году. Один из центральных материалов номера — рассказ И. Е. Германа встрече с Владимиром Ильичей Лениным.
«Бузулукские рабочие,— писал Илья Ефимович Герман,— на огромном митинге в начале ноября признали не только необходимость упорной, настойчивой и беспощадной борьбы с Дутовым, но и заявили о своем всемерном участии в той борьбе не на жизнь, а на смерть...
На этом же своем общем собрании они выбрали меня и тов. Бебина для поездки в Петроград с целью получить оружие. По приезде в Петроград мы добились свидания с Лениным... Ленин расспрашивал о состоянии дел на фронте, об общем положении края и дал нам записку к Антонову-Овсе
енко». .
20 декабря ревком созвал в здании земской управы (сейчас индустриально-педагогический техникум) первый уездный съезд Советов. В его работе приняли участие П. А. Кобозев и оренбургские большевики, бежавшие из дутовской тюрьмы Александр Алексеевич Коростелев, Самуил Моисеевич Цвиллинг, Иван Денисович Мартынов и другие.
— Советская власть установлена во всех 56 волостях Бузулукского уезда.— Эти слова докладчика Петра Григорьевича Бебина были встречены бурными рукоплесканиями.
28 декабря был избран исполнительный комитет уездного Совета. Исполком энергично взялся за дело. В январе 1918 года были национализированы мельница Чемодуровых и городская электростанция, а затем, 21 февраля, завод Никитина и мастерские «Киль».