Смекни!
smekni.com

Бузулукский район (стр. 6 из 20)

Как сообщала 29 ноября 1905 года «Са­марская газета», в Бузулуке состоялся мно­голюдный митинг, посвященный «современ­ному положению России и задачам переживаемого момента». Присутствовало до 150 человек. Выступал приезжий оратор от Са­марского комитета Российской социал-демо­кратической партии. Как писала галета: Лозунгами выставлялись: Учредительное собрание, демократическая республика, вооруженное восстание и временное револю­ционное правительство». Митинг прошел весьма оживленно.

Другой массовый митинг, в котором участвовало около тысячи человек, прошел 5 декабря. Его организовала местная социал-демократическая группа. «Оратора встреча­ли восторженно,— писала газета «Борь­ба».— Без шапок пропели «Вы жертвою па­ли». По грошам, пятакам было собрано в пользу пострадавших от забастовки 14 руб. 77 коп. Очень просили, чтобы ораторы поча­ще приезжали».

Трое бузулучан — Алексей Семенович Ненашев, Федор Васильевич Смирных и Ге­расим Леонтьевич Хвостов участвовали в восстании на броненосце «Потемкин».

В борьбу включаются и крестьяне Бузу-лукского уезда. В селе Жилинка крестьяне силой захватили 600 десятин помещичьей земли. Восемь дней с жилинцамн боролись исправник и земский начальник, но ничего сделать не могли. Тогда для усмирения сюда прибыл с казачьей сотней из Самары извест­ный каратель вице-губернатор Кондонди. Семь подстрекателей арестовали, многих крестьян выпороли. Узнав о расправе в Жи-линке, поднялись в разных концах уезда другие села. Крестьянские волнения прошли в Герасимовке, Могутово, Алдаркино, Елшанке, Палимовке, Шахматовке, Сергеевке, Пронькино, Ромашкино и других селах.

8 января 1907 года Самарский губерна­тор сообщал Министерству внутренних дел, что издающаяся под редакцией оренбургско­го мещанина Жаринова газета «Бузулук кий вестник» в последние два-три месяца приняла крайне левое направление: «В № 74 открыто разоблачаются царские порядки, в № 76 трудящиеся города открыто призыва­ются активно бороться против законов цар­ского правительства о труде, в №№ 89—90 по поводу предстоящих выборов в Государ­ственную думу помещены следующие воз­мутительные выражения: «самодержавно-полицейское правительство лишний раз же­лает напомнить населению о своем бессилии, и ни море крови, ни океаны слез, ни тысячи убиваемых сатрапами народных борцов не смягчают их чугунных сердец». Эта возмути­тельная статья заканчивается призывом по­давать голоса за тех, «кто обещает нам порвать рабские цепи».

Типография Жариновых, в которой печа­талась газета «Бузулукский вестник», была закрыта.

Несмотря на разгул реакции, в Бузулуке и уезде один за другим возникают социал-демократические кружки и группы. В конце 1910 года такая группа была создана в депо станции Бузулук. Ее организовал помощник мастера Н. Е. Серебряников, приехавший из Сормова.

16 декабря 1911 года жандармское управление получило сообщение о том, что в Бузулуке на мельнице братьев Чемодуровых имеется социал-демократический кру­жок. Во главе его стоит табельщик Т. В. Симашев, который ведет переписку с социал-демократами, живущими в эмиграции за границей. Членами кружка являются рабо­чие Ф. И. Шерстнев и Ф. А. Ежков.

В августе 1917 года в Бузулук приехал представитель Самарского губкома партии Алексей Петрович Галактионов. Его хорошо знали в городе. Он родился в селе Александ­ровна Бузулукского уезда (ныне Грачевского района) в семье кузнеца. Потом, когда подрос, работал в Бузулукском паровозном депо. При его участии 2 октября была соз­дана первая в городе большевистская ячей­ка на станции Бузулук. Железнодорожники, а их было с семьями около трех тысяч, бы­ли главной силой рабочего класса Бузулука, главной революционной силой. В ячейку вошли 25 человек. Первым ее председателем был избран Емельян Иванов. В состав ячей­ки входили В. А. Болотин, И. М. Старожи­лов, И. Н. Саградьянц, Н. К- Сергеев, Е. Титов и другие рабочие-железнодорож­ники.

Бузулукские большевики хорошо пони­мали, что предстоит еще упорная борьба за власть Советов. Во второй половине сентяб­ря они создают красногвардейскую боевую дружину. Ее командиром стал машинист Ва­силий Андрианович Болотин. Дружина была сильной, в нее входило 160 человек.

Сын крестьянина-бедняка из села Палимовки Василий Болотин в двенадцать лет пошел работать слесарем в депо станции Бузулук. После службы в армии вернулся в город с лычками унтер-офицера. Такое соче­тание качеств мастерового и военного чело­века очень пригодилось в деле. Под его руко­водством рабочие паровозного депо сооруди­ли самодельный бронепоезд — из обшитого броневыми листами паровоза и трех металлических полувагонов с бойницами для орудия и нацеленных во все стороны пуле­метов.

Дружина Болотина разоружала прохо­дившие через станцию Бузулук воинские зшелоны и особенно казачьи полки. Если кто-то пытался сопротивляться, навстречу выходил бронепоезд. Его грозный вид дей-:твовал отрезвляюще. Даже самые стропти­вые сдавали оружие.

Часть его потом, 20 декабря по поруче­нию прибывшего в Бузулук чрезвычайного комиссара по борьбе с дутовщиной Петра Алексеевича Кобозева, машинист станции Бузулук большевик Феодосии Кравченко тайком, в тендере паровоза под водой пере­вез в Оренбург. Доставленные таким путем три пулемета, 89 винтовок, ящики с патрона­ми и пулеметными лентами очень пригоди­лись для вооружения рабочих Главных же­лезнодорожных мастерских, которые в под­полье готовились к борьбе с дутовцами.

Спустя два дня после победы Великой Октябрьской социалистической революции в Петрограде 10 ноября (28 октября по старо­му стилю) на объединенном заседании Совета рабочих, солдатских и крестьянских де­путатов, городской думы и земской управы была провозглашена Советская власть в Бузулуке и создан первый военно-революцион­ный комитет. Его возглавил машинист Петр Григорьевич Бебин.

Ревком располагался в центре города, в здании, где была электроводолечебница (улица Ленина, 41). Состав революционного комитета был очень разношерстым: 3 большевика, 2 меньшевика, 2 левых эсера, 2 пра­вых эсера, 2 социал-демократа-интернацио­налиста, 2 максималиста. Отчасти это опре­делялось составом населения города. В это [ время в Бузулуке было 28 тысяч жителей. Но рабочие составляли всего пять процентоз бузулучан. В основном это были железнодо­рожники, рабочие с завода Никитина, с мельницы братьев Чемодуровых, с других мелких предприятий, их было около трех де­сятков. Остальные — торговцы, трактирщи­ки, кустари, ремесленники (в городе числи­лось 129 постоялых дворов, трактиров и чай­ных). Активно действовали 6 церквей и 3 монастыря.

Непросто было в такой обстановке про­водить твердую линию на упрочение власти Советов. Но за сорок дней своего существо­вания ревком успел сделать для этого не­мало.

Особую тревогу вызывал у бузулукских большевиков захват власти в Оренбурге белоказачьим атаманом Дутовым. Очень тре­вожно и беспокойно стало на просторах Оренбургской губернии.

И когда в Бузулук приехал, чтобы воз­главить борьбу с контрреволюцией, извест­ный большевик Петр Алексеевич Кобозев — член Коммунистической партии с 1898 года, он вместе с бузулукскими ревкомовцами ра­зобрался в сложной обстановке. Спустя не­сколько дней на многолюдном митинге было решено послать делегацию за помощью в Красный Питер, к Ленину.

Всем оренбуржцам хорошо известна зна­менитая записка Владимира Ильича Ленина от 26 ноября (9 декабря) 1917 года в штаб Красной гвардии Николаю Ильичу Подвой­скому или Владимиру Александровичу Ан­тонову-Овсеенко:

«Податели — товарищи железнодорож­ники из Оренбурга. Требуется экстренная военная помощь против Дутова. Прошу об­судить и решить практически поскорее. А мне черкнуть, как решите.

Ленин».

После этой записки на Южный Урал был срочно направлен Северный летучий отряд моряков-балтийцев под командованием мич­мана Сергея Павлова, отряд самарских ра­бочих под руководством Василия Блюхера. Для борьбы с дутовцами спешно отправля­лись рабочие отряды из Екатеринбурга, Уфы, Сызрани, Миасса, из других городов.

Кто же были «товарищи железнодорож­ники», побывавшие в те тяжелые для Орен­буржья дни у Председателя Совета Народ­ных Комиссаров? С годами это забылось. И только сравнительно недавно доподлинно установлено, что в Петроград к Ленину ез­дили председатель Бузулукского ревкома Петр Григорьевич Бебин и председатель дорожного профсоюзного комитета Илья Ефимович Герман.

В городском краеведческом музее хра­нится журнал «Итоги Октября», изданный в Бузулуке в 1922 году. Один из центральных материалов номера — рассказ И. Е. Германа встрече с Владимиром Ильичей Лениным.

«Бузулукские рабочие,— писал Илья Ефимович Герман,— на огромном митинге в начале ноября признали не только необхо­димость упорной, настойчивой и беспощад­ной борьбы с Дутовым, но и заявили о своем всемерном участии в той борьбе не на жизнь, а на смерть...

На этом же своем общем собрании они выбрали меня и тов. Бебина для поездки в Петроград с целью получить оружие. По приезде в Петроград мы добились свидания с Лениным... Ленин расспрашивал о состоя­нии дел на фронте, об общем положении края и дал нам записку к Антонову-Овсе­
енко». .

20 декабря ревком созвал в здании зем­ской управы (сейчас индустриально-педагогический техникум) первый уездный съезд Советов. В его работе приняли участие П. А. Кобозев и оренбургские большевики, бежавшие из дутовской тюрьмы Александр Алексеевич Коростелев, Самуил Моисеевич Цвиллинг, Иван Денисович Мартынов и другие.

— Советская власть установлена во всех 56 волостях Бузулукского уезда.— Эти слова докладчика Петра Григорьевича Бебина бы­ли встречены бурными рукоплесканиями.

28 декабря был избран исполнительный комитет уездного Совета. Исполком энергич­но взялся за дело. В январе 1918 года были национализированы мельница Чемодуровых и городская электростанция, а затем, 21 фев­раля, завод Никитина и мастерские «Киль».