На нынешний период времени ситуация с занятостью признана правительством Республики Коми чрезвычайно сложной. Но она неодинакова для разных социальных групп, в том числе и для различных категорий работников закрывающихся шахт. Менее половины их персонала в настоящее время имеют место работы. Согласно полученным данным, большая часть опрошенных, имеющих в данный момент работу, просто еще не уволилась со своих закрывающихся шахт. Лишь 5% уже перешли на другую работу. Остальные, скорее всего, перейдут в категорию безработных по мере продолжения политики сокращения занятых.
Большинство из тех, кто все-таки нашел другое место работы, ушли на государственные предприятия и в государственные акционерные общества, в основном на другие шахты Воркутинского региона (лишь трое квалифицированных рабочих устроились на частные предприятия). Практически никто (только один человек) не воспользовался рекомендацией службы занятости.
Примерно половина из нашедших работу устроилась по шахтным специальностям, остальные - на другие рабочие места. Резервные, в основном дополнительные рабочие специальности имеют 31% опрошенных (видимо, по диплому об окончании среднего или среднего специального учебного заведения), хотя в единичных случаях встречаются самые разные профессии. Наиболее распространенная вторая специальность - водитель. Среди резервных специальностей довольно много горных, что в перспективе может сузить возможности трудоустройства уволенных шахтеров.
На первый взгляд работники ликвидируемых шахт, имеющие как основную, так и дополнительные шахтные специальности) оказываются в невыгодном положении после увольнения, так как ограничены на рынке труда рамками своей узкой специализации. Однако нужно отметить, что в этом регионе продолжают функционировать шахты, испытывающие дефицит рабочей силы. Объединенный отдел кадров АО "Воркутауголь", созданный для централизованного перераспределения рабочей силы между предприятиями, по мнению представителей администрации, в настоящее время в состоянии трудоустроить практически всех желающих работников закрывающихся шахт. Впрочем, надо учитывать и тот факт, что многие шахты удалены от мест проживания шахтеров, что создает неудобства для рабочих и повышает стоимость рабочей силы. Кроме того, вакантные места, как правило, предоставляются на тех предприятиях, которые испытывают какие-либо трудности, перебои с выплатами заработной платы и являются наименее привлекательными. Служба занятости почти не занимается трудоустройством шахтеров, поскольку вакансии "держит" ЛО "Воркута-уголь", которое, хотя и направляет в Воркутинский центр занятости (ВЦЗ) информацию о готовящихся сокращениях и потребности в рабочей силе, однако само осуществляет функции трудоустройства шахтеров. Объединенный отдел кадров занимается перераспределением рабочей силы между предприятиями и представляет собой фактически службу занятости с рядом функций административно-приказного характера.
Из проблемы безработицы втекает не менее важная проблема –проблема миграции. У населения Печорского угольного бассейна сильны миграционные установки, да и в целом для жителей региона характерна ментальность временного проживания. Это определяется прежде всего климатическими условиями: девять-десять месяцев в году температура отрицательная. Восемь-девять месяцев полярная зима, пониженное содержание кислорода, резкие перепады атмосферного давления и др.
"Привычный ритм" ротации работников Печорского угольного бассейна, который сложился и действовал в дореформенный период, в последние годы был нарушен резким падением реальных денежных доходов и обесценением сбережений людей, накопленных в течение трудовой жизни. В большинстве своем люди лишились возможности самостоятельно переехать в другие регионы страны. Открытая и скрытая безработица усилила миграционные установки шахтеров.
Одним из основных факторов, усиливающих миграционные установки граждан, является нерешенность жилищной проблемы. Приоритетным правом получения жилья в ведомственной очереди пользуются лишь выработавшие необходимый стаж именно на данном предприятии. Следовательно, те, кто длительное время трудился в Печорском угольном бассейне, но в течение этого периода несколько раз менял место работы, оказались ущемленными. Наличие очередей на жилье на разных предприятиях ставит семьи в неравные условия, поскольку для тех из них, в составе которых более одного человека занято на угольных предприятиях, существует возможность "стоять" сразу в нескольких очередях, а контроля за этим нет,
В таких условиях отдельные предприятия начали реализовывать собственные переселенческие программы. Однако нынешний порядок организованного переселения жителей Печорского угольного бассейна. В таких условиях отдельные предприятия начали реализовывать собственные переселенческие программы. Однако нынешний порядок организованного переселения жителей Печорского угольного бассейна страдает рядом недостатков.
Организованное переселение носит сугубо корпоративный характер. Правом на него обладают лишь лица, занятые в угольной промышленности (причем реальное преимущество предоставлено работникам крупных шахт). В силу причин финансово-экономического характера не все предприятия имеют возможности для проведения мероприятий подобного рода. В Воркуте и Инте довольно высок удельный вес занятых в других отраслях экономики, а на них переселенческие программы не распространяются. Организованное переселение не распространяется на лиц, не имеющих 10-летнего стажа работы в угольной промышленности и не относящихся к льготным категориям. В этой группе много женщин, поскольку рабочих мест для них всегда не хватало, многие работали временно, сидели с детьми. Между тем в регионе достаточно много людей трудоспособного возраста, которые потеряли работу и, не имея реальных перспектив трудоустройства, желают поменять постоянное место жительства. Численность этой группы в связи с реструктуризацией отрасли и закрытием неэффективных предприятий в ближайшее время возрастет.
В Печорском регионе так же, как и в других угольных регионах, широко распространены поселки, уклад жизни в которых целиком зависит от благополучия предприятия, где работает большая часть жителей. Наиболее типичным для Воркуты примером шахты-поселка является предприятие "Юнь-Яга", работники которого живут в основном в поселке Советский. Основная проблема поселка – отсутствие работы. В самом поселке и в ближайших его окрестностях - около 400 рабочих мест. В 1995 г. закрыли промтоварный и книжный магазины; дом культуры и дом быта практически не работают. После массовых сокращений на "Юнь-Яге" люди остались без работы, живут на пособие, спиваются от безделья. Если раньше в поселке было четыре неблагополучных семьи, то теперь - около 100. Искать работу в Воркуте и на других шахтах невыгодно, дорога "съедает" много денег и автобус ходит нерегулярно. Работают только пенсионеры (у них бесплатный проезд). В поселке нет ни одной неблагоустроенной квартиры. Значительная часть квартир пустует.
Пути развития минерально-сырьевого сектора экономики
Выбор эффективной стратегии дальнейшего развития угольной отрасли России тесно связан с направлениями, темпами и результативностью осуществляемых в стране социально-экономических преобразований. Существуют по меньшей мере восемь стратегий развития минерально-сырьевого сектора экономики.
Стратегия поиска разведки и промышленного освоения новых угольных месторождений. Эта стратегия делает главную ставку на открытие и освоение новых месторождений и требует первоочередного инвестирования геологопоисковых работ. Она может быть эффективной для дефицитных видов минерального сырья, но ситуация с обеспеченностью России запасами угля прямо противоположна: выявленными ресурсами страна вполне обеспечена, а обнаружение новых – маловероятно.
Стратегия простого поддержания и максимального использования ранее созданного потенциала мощностей. Такая стратегия применима при отсутствии роста потребностей в данном сырье. Она дает эффект за счет более полного использования имеющегося потенциала. Однако этот эффект не может быть очень большим, поскольку, как уже отмечалось, горнопроизводственнные условия действующих предприятий непрерывно ухудшаются по мере углубления добычных работ. Достаточно сказать, что капиталовложения на поддержание мощностей действующей шахты в течение периода ее функционирования в 2-3 раза превышают начальные инвестиции в ее строительство.
Стратегия широкомасштабного нового шахтного строительства при сохранении ранее введенного шахтного фонда. Это самая консервативная, но долгое время доминирующая в горных отраслях стратегия. Именно она привела к бедственному состоянию большую часть предприятий угольной промышленности России. Следование ей в будущем было бы весьма неэффективно ввиду высокой капиталоемкости, продолжающегося ничем не компенсируемого усложнения горно-геологических условий и морального старения технологий.
Стратегия технологического перевооружения действующих предприятий отрасли. Она основывается на идее широкомасштабной модернизации действующего шахтного фонда и выведения всех предприятий на современный научно-технический уровень. Нет сомнений, что глобальное техническое перевооружение дает крупный эффект, но в ближайшее время это вряд ли осуществимо, так как требует крупных инвестиций. Реальных источников для ее практического осуществления нет. Однако в будущем, после принятия законодательных актов, дающих инвесторам определенные гарантии на правительственном уровне, и в случае стабилизации политического положения в стране ситуация может резко измениться.