Смекни!
smekni.com

Достопримечательности Шотландии (стр. 4 из 5)

Карл I.

Карлу I недоставало такта, который был присущ его отцу; его действия не отличались терпением и гибкостью и привели к тому, что многие подданные от него отвернулись. Яков не оспаривал прав на бывшую церковную собственность, захваченную после начала Реформации. Карл же начал свое правление (1625–1649) с того, что подверг сомнению эти права, а в последующие годы лелеял планы восстановления доходов старой церкви. Он зашел еще дальше, чем его отец, в манипулировании парламентом, применяя средства, которые считались неконституционными; установил налоги, которые считались непомерными, и придал епископам политические функции. Наконец, не считаясь с критикой и оппозицией, Карл ввел новые церковные каноны, которые угрожали заменить существующий компромисс системой, тождественной англиканской, и новый церковный служебник, который уже воспаленным общественным мнением был отвергнут как римско-католический. В итоге был подписан Национальный ковенант (1638), в котором утверждалось, что король действовал незаконно, и вскоре пресвитерианская церковь была вновь принята в качестве официальной.

Гражданская война и Оливер Кромвель.

Карл сопротивлялся усилению влияния шотландцев, но у него было недостаточно сил, чтобы привести их к повиновению. Обращение шотландцев к оружию и оккупация ими северной Англии вынудили его созвать Долгий парламент. После начала гражданской войны ковенанторы, располагавшие властью над Шотландией, следуя Торжественной Лиге и Ковенанту (1643), согласились помочь английскому парламенту в борьбе с королем на том условии, что пресвитерианство станет государственной церковью не только в Шотландии, но и в Англии. Однако, когда королевские силы были разбиты, власть в Англии перешла не к парламенту, а к Кромвелю и армии, которые разделяли не пресвитерианские, а индепендентские взгляды на церковное управление. Тогда шотландцы, точнее некоторые из шотландцев, попытались произвести реставрацию правления Карла I, а после его казни посадили Карла II на свой трон на условии, что он подпишет ковенанты. Результатом стали поражения шотландцев при Данбаре (1650) и Вустере (1651) и завоевание страны англичанами. В период республики и протектората Шотландия была объединена с Англией, посылала депутатов в английские парламенты и вела свободную торговлю с Англией и английскими колониями.

Реставрация и Славная революция.

Реставрация Стюартов (1660) имела целью вернуть довоенную систему правления и условия религиозного компромисса, достигнутого при Якове VI. В стране имелась определенная политическая оппозиция, поскольку шотландские политики и парламент уже не были такими же послушными, как во времена до 1648. Хотя реставрация и была принята в стране, в некоторых районах зрело серьезное недовольство, особенно на юго-западе, среди тех строгих пресвитериан, которые выступали за выполнение Национального ковенанта и Торжественной лиги. Политика попеременных примирений и подавлений уменьшило степень недовольства, а мятеж в Ботвелл-Бридже (1679) был жестоко подавлен, однако горстка экстремистов все же сохранилась и в конце концов отказалась признать английского короля.

Яков VII (Яков II Английский) был главным образом занят решением вопроса о восстановлении статуса римского католицизма. Его принцип веротерпимости распространялся не только на католиков, но и на пресвитериан, что подрывало официальный статус епископальной церкви, сохранявшийся его предшественниками. Политика веротерпимости была настолько непопулярной, что парламент отказался ее санкционировать, и она должна была выполняться исключительно волей короля. Результатом стало всеобщее отвращение к королевской власти. Таким образом, когда английская революция 1688 привела к бегству Якова и возвышению Вильгельма Оранского, у Якова было мало шансов остаться на шотландском троне. В 1689 он был объявлен лишенным права на корону. Кампания Джона Грэхема из Клаверхауза, виконта Данди, закончилась при Киллекранки, и в Шотландии было установлено правление Вильгельма. Епископы и большинство клира были лояльны Якову, поэтому Вильгельм опирался на пресвитериан, церковь которых была наконец объявлена государственной (1690). Одним из результатов решимости Вильгельма сломить сопротивление горцев была известная резня в Гленко 1692.

Дарьен.

В 17 в. страна проходила через период преобразований. Начиная с правления Якова VI Шотландия все больше превращалась в передовую страну с развитой экономикой и культурой; экономические проекты вызывали горячий энтузиазм населения, появились новые стимулы к производству и коммерции; делались попытки колонизации новых земель – в Новой Шотландии, на востоке Нью-Джерси и в Южной Каролине. Экономические интересы Шотландии отличались от интересов Англии. Режим свободной торговли с Англией прекратился с началом Реставрации, когда, по Навигационному акту, шотландцев отлучили от торговли с английскими колониями. В результате между странами возникли серьезные трения. Вплоть до революции 1688 кризисов удавалось избежать, поскольку король был способен держать под контролем шотландский парламент. После революции парламент обрел независимость и проявил свой свободолюбивый характер именно тогда, когда усилилась и власть английского парламента. В этих условиях шотландцы задумали осуществить амбициозный проект по созданию собственной колонии в Дарьене, и этот проект получил широкую поддержку и финансовые средства. Дарьен номинально принадлежал Испании, с которой в это время Вильгельм вел непростые переговоры. По этой причине он отказался поддержать идею шотландской колонии и запретил английским подданным оказывать шотландцам какую-либо помощь в этом предприятии. Затея с колонией закончилась катастрофой, отчасти по причине эпидемии, а отчасти из-за сопротивления испанцев. Шотландцы обвинили во всем Вильгельма, и отношение к Англии стало еще более враждебным. Стало ясно, что единственной надеждой на прогресс в торговле связан с выходом Шотландии на рынки в Англии и английских колониях.

Уния с Англией.

Вильгельм понимал, что трудности, неизбежные в сложившихся обстоятельствах, могли быть преодолены с помощью унии двух королевств и создания единого парламента, однако шотландцам не нравилась идея подчинения Англии, а англичане вовсе не желали отдавать права торговли шотландцам. Тем не менее после 1701 Англия вступила в войну за Испанское наследство с Францией, и шотландцы воспользовались ситуацией, пригрозив проводить самостоятельную внешнюю политику и даже выбрать собственного монарха. Под угрозой возникновения независимой Шотландии при поддержке Франции англичане вынуждены были уступить, и в 1707 был принят акт об унии, по которому шотландцы отказывались от своей политической независимости. Шотландия получала представительство в Лондоне – 45 мест в нижней палате и 16 мест пэров в палате лордов; было решено также, что после смерти королевы Анны страны получат монарха из дома Ганноверов. Взамен шотландцы получили равные торговые права с англичанами, пресвитерианская Шотландская церковь объявлялась неприкосновенной, а шотландские законы и судебная система сохраняли независимость от английских. На практике апелляции по гражданским делам могли подаваться, после слушаний в верховном шотландском суде, в британскую палату лордов. Во всех других случаях решения шотландских судов носили окончательный характер.

Восстания якобитов.

В течение более чем 40 лет после заключения унии в Шотландии имело место серьезное недовольство положением дел, шотландцам казалось, что их интересы игнорируются британским парламентом, а ожидавшиеся экономические выгоды приносят не столь уж богатые плоды. Однако восстания якобитов в 1715 и 1745, имевшие целью реставрацию потомков Якова VII и Якова II, никак нельзя считать собственно шотландским национальным движением сопротивления; они почти не привлекли внимания жителей центральной Шотландии, получив отклик только у приверженцев епископальной церкви и католиков. На севере, где экономическое и социальное развитие шло не столь энергично, как в других районах, а ситуация определялась соперничеством кланов и готовностью присоединиться к любому занятию, предоставлявшему возможность грабежа, достаточное большое количество вождей привлекли свои кланы на сторону якобитов, получивших в результате пополнение в 5–10 тыс. солдат. Восстание 1715 во главе с графом Маром окончилось неудачей; «старший претендент» Яков VIII присоединился к нему в тот момент, когда оно было уже подавлено. В ходе восстания 1745 «младший претендент» Карл Эдуард высадился в Шотландии, провозгласил своего отца королем, взял Эдинбург и вторгся в Англию, дойдя до Дерби. Там он, однако, не получил никакой поддержки и отошел на север, где был окончательно разбит при Каллодене (1746), что положило конец и притязаниям Стюартов. Поражению горцев аплодировали жители центральной Шотландии. Недовольство унией сходило на нет, и в течение следующего столетия ее приветствовало почти все население страны.