Поссибилистическая линия (от лат. possibilis - возможный) была развита П. Видаль де ла Блашем и его школой. Методической платформой служила экологическая модель общества, а именно - описания механизмов приспособления хозяйства и быта человека к окружающей среде. Совершенно естественно, что французские учёные должны были больше интересоваться архаичными формами хозяйственной деятельности, игнорируя географию новых отраслей промышленности и новые тенденции географии населения, мало зависящие от условий среды.
Экономическое направление в географии продолжило статистическую линию предшествующих периодов истории географичеcкого знания. В конце XIX в. более всего оно было представлено немецким учёным В. Готцом, который ввёл в употребление термин "экономическая география", английским географом Дж.Чисхолмом - автором "Руководства по коммерческой географии", русским экономистом и экономико-географом В.Э Деном - первым профессором, который начал читать экономическую географию под её современным названием, и многими другими учёными. Работы этого направления по-прежнему были заполнены статистическими данными о странах и отраслях хозяйства, а также описаниями технологических процессов производства и торговли. Статус такой географии был широко признан, и на ней лежала ответственность за подготовку информационных обзоров для колониального и военного ведомств. В такой информации нуждалась и внешняя и внутренняя торговля.
Однако, все выше названные направления, развивавшиеся на рубеже веков, не могли удовлетворить интересы предпринимателей, стремившихся к наиболее выгодному размещению своего производства с наименьшими транспортными издержками. В конце XIX - начале XX вв., в связи с широким развитием промышленного строительства, возникает запрос на такое размещение, которое бы имело наименьшие затраты производства в системе "сырьё - производство - рынок". Для удовлетворения этого запроса возникло направление штандорта (от нем. Standort - местоположение), которое считало, что путём математических и транспортных построений можно найти способ рационального размещения производства. В основе этого направления лежит рассмотренная выше работа И.Тюнена, которую можно назвать штандортом сельского хозяйства. В 1909 г. появилась работа А.Вебера "Теория размещения промышленности", получившая известность и в России.
До революции в отечественной экономической географии сложились те же направления, что и в мировой географии. Только штандортные теории не нашли почвы в России, а в советский период и вовсе были подвергнуты критике
Становление и развитие науки в России после Октябрьской революции и затем в советское время определялись воздействием новых условий и социально-экономических проблем, преемственностью между дореволюционной географией и географией советского периода, влиянием марксистско-ленинской идеологии и методологии. Это был сложный и противоречивый процесс, который характеризовался, с одной стороны, сочетанием традиций и новаторства, с другой - торможением целого ряда направлений науки (политическая география, социальная география, география населения и др.), особенно в эпоху сталинизма.
Становление советской географии неразрывно связано с основополагающими научными идеями, которые выдвинул В.И.Ленин. В 1918 г. им отправлен в Академию наук "Набросок плана научно-технических работ", где намечены пути создания оптимального размещения промышленности на основе:
-опоры на собственные природные ресурсы;
-опоры на новейшие достижения науки и техники;
-создания мощной электроэнергетики;
-развития всех основных отраслей промышленности;
-сосредоточения "производства в немногих крупнейших предприятиях".
Николай Николаевич Баранский (1881-1963) по праву считается основоположником советской социально-экономической географии, жизнь которого является научным и педагогическим подвигом. Его заслуги сводятся к следующему:
Другим основоположником экономической географии советского периода стал Николай Николаевич Колосовский (1891-1954)- один из разработчиков районов Госплана. Его научные достижения:
Большая и сплоченная школа Баранского-Колосовского, по существу охватила все Школу Баранского-Колосовского усилил Иван Александрович Витвер (1891-1966), который обогатил её историко-географическими подходами при изучении экономической географии капиталистических стран, заложил основы политической географии.
Много сделал для расширения границ научной школы Рафаил Михайович Кабо (1887-1957), первым начавший работы в области географии населения и историко-экономической географии городов. В этом же направлении работали Николай Иванович Ляликов (1900-1961), Владимир Георгиевич Давидович (1906-1978), Вадим Вячеславович Покшишевский (1905-1984), Олег Аркадьевич Константинов (1903-1986), Исаак Моисеевич Майергойз (1908-1975).
В середине 80-х гг. произошли существенные изменения в экономической географии в связи с усилением тенденций экономизации, социологизации и экологизации нашей науки.
1) Экономическая география всегда широко использовала экономические понятия: "эффективность", "производительность", "оптимальность", проводила экономические расчёты, но этот экономический аспект преобладал в таких направлениях науки, как география промышленности, транспорта и сельского хозяйства. Современный этап её развития требует усиления экономических расчётов и экономической оценки во всех направлениях, в том числе в ресурсоведении, географии обслуживания, географии населения, рекреационной географии.
2) Тенденция социологизации науки, отразившаяся в изменении её названия (вместо экономической географии она стала официально называться экономической и социальной), связана с рядом аспектов. Во-первых, с общим поворотом в экономики страны к наиболее полному удовлетворению потребностей людей. Экономика стала социально-ориентированной. Для решения государственной задачи выравнивания социального развития в территориальном плане требуется географический анализ уровня и качества жизни в различных районах. Во-вторых, с расширением социальной проблематики науки: бурным развитием её важнейшей ветви - географии населения - в связи с усложнившимися процессами урбанизации, демографическими проблемами. В составе науки дифференцируются всё новые и новые социальные направления: география сферы обслуживания, география науки, география образования и культуры, рекреационная география, которые выдвигают новые своеобразные географические концепции. В-третьих, сами традиционные вопросы нашей науки связанные с размещением производства и территориальной его организацией, не могут эффективно решаться без учёта социальных факторов.
3) Экологизация ЭСГ усиливается в связи с обострением сложнейших проблем охраны природы, необходимости рационального использования природных ресурсов. Фактически любые экономические решения и планы при их территориальной привязки требуют учёта экологического фактора. Отсюда резко возрастает роль нашей науки как координатора междисциплинарных работ на конкретных территориях, особенно с высокой концентрацией производства.
Следует отметить, что диалектика развития нашей науки состоит в возрастании числа дифференцированных направлений, резко усиливающих её интеграционный потенциал.
4. Географический прогноз
Прогнозирование всегда было неотъемлемой функцией науки, в том числе географической. Это диктуется следующими обстоятельствами:
С общенаучных позиций прогноз определяют как гипотезу о будущем развитии объекта. Применительно к экономической географии, под географическим прогнозированием Э.Б. Алаевым (1983) понимается: " описание предполагаемых направлений и параметров развития экономической системы на основе анализа её движущих сил, закономерностей, структуры и других факторов вероятного поведения в течение определённого периода, а также возможных последствий такого развития" (Алаев А.Б. Социально-экономическая география, 1983, с.147).