В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества учащегося. В ходе игры студенты учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:
1)предметные - в основном это дидактические игрушки и материалы;
2)настольно-печатные - игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино), или сложения из частей целого (разрезные картинки);
3)игры типа «Трудовое путешествие», «Лабиринт»
Дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала. К таким играм относятся соревнования «Кто быстрее», «Кто точнее», «Технические бои»; турниры «Что? Где? Когда?», технические КВН, составление и решение кроссвордов по материалу; предметно-тематические викторины, «техническое лото», «техническое домино» и.т.п.
Принято различать два основных типа игр:
1)игры с фиксированными открытыми правилами - это большинство дидактических и подвижных игр, а также развлекающих: интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы;
2)игры со скрытыми правилами - это игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения или материальные объекты.[4]
Деловая игра обязательно содержит игровуюучебную задачу. Игровая задача — это то, что должен сделать играющий в ходе игры, выполнить определенную профессиональную деятельность.
Учебная задача - это та цель, которую ставит преподаватель (составитель, разработчик игры), т. е. овладение знаниями, умениями.
Принципы построения и проведения деловых игр
Деловые игры следует разрабатывать и реализовывать с учетом ряда принципов, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах и практике деятельности предприятий:
1. Наглядность и простота представления моделируемых процессов. При подготовке игры авторы стараются ввести в нее максимальное количество реальных элементов рыночной экономики. Однако механизм их действия и состав факторов, учитываемых при подготовке управленческих решений, в деловой игре существенно сокращаются. Это находит отражение в составе экономико-математических моделей, используемых для имитации деятельности предприятий.При этом в ходе игры обычно не предусматривается строгой математической оптимизации параметров предприятий, так как такая постановка противоречит диалоговому режиму принятия решений.
2. Модульный характер игры.
Деловая игра обычно предусматривает выделение в ее структуре ряда относительно самостоятельных организационных и функциональных модулей. В соответствии с принятой технологией игры в ее составе может быть выделено два организационных модуля:
• модуль участника, содержащий весь комплекс расчетов по практическому менеджменту отдельной команды — участницы игры. Модуль имитирует поведение предприятия в условиях отсутствия конкурентов и служит для выполнения плановых расчетов и обоснования управленческих решений. Обычно он функционирует в режиме “Что будет, если ...?”;
— модуль руководителя игры, содержащий весь комплекс расчетов по практическому менеджменту по всей совокупности участников игры. Модуль имитирует поведение предприятий в условиях конкуренции на рынках сбыта продукции, приобретения ресурсов и служит для расчета фактических результатов деятельности участников игры в каждом периоде.
Функциональные модули деловой игры могут имитировать в рамках предприятия-участника отдельные сферы или виды его деятельности: например, производство изделий, реализацию продукции, планирование мощности, учет затрат и оценку финансовых результатов, инновационную деятельность и т.п.
Модульная структура деловых игр обеспечивает возможность автономной отработки отдельных элементов в зависимости от темпов усвоения материала каждым участником или его персональных интересов. Автономность модулей позволяет индивидуализировать игру, самостоятельно отрабатывать участниками или командами отдельные темы или фрагменты игры.
3. Включенный характер игры в рамках обучающей программы или действий на предприятии системы менеджмента.
Деловые игры обеспечивают максимальный эффект в условиях, когда они реализуются в целостной учебной программе, включающей изучение теоретических аспектов рыночной экономики, проведение практических занятий по отдельным темам, отработку навыков подготовки и обоснования решений, связанных с практическим маркетингом, производственной логистикой, выбором и обоснованием организационно-правовых форм современных предприятий в условиях рыночной экономики. Такой характер игры обеспечивает возможность динамичного развития учебного процесса в целом.
4. Компьютерная реализация основных процедур алгоритмов игры. Деловая игра должна проектироваться сегодня преимущественно как компьютеризированная технология обучения или принятия решений, предусматривающая использование современных ПЭВМ не только как технической базы расчетов, но и как специальной безбумажной методики. Органичное включение ПЭВМ в обучающий процесс позволяет обеспечить рациональное сочетание игровой деятельности участников с основной деятельностью. Деятельность участников активизируется благодаря широкому использованию в ней таких игровых атрибутов, как имитационные модели, функционалы, отражающие поведение отдельных параметров во времени, накопительные массивы и графические материалы, игровые сюжеты в форме собрания акционеров, заказа платной справочной информации, деятельность на бирже ценных бумаг и пр. Разнообразная деятельность участников в процессе игры делает более обоснованными принимаемые решения и ускоряет их подготовку, освобождая участников от рутинных счетных процессов.
Каждая деловая игра состоит из нескольких партий. Одна партия большинства деловых игр состоит из трех этапов.
I этап - сбор информации, т.е. сообщение элементами в вышестоящий орган
(центр) запрашиваемой информации;