Смекни!
smekni.com

Правовоая культура и правосознание (стр. 3 из 6)

Часто законодательство воздействует на формирование правового сознания опосредованно, через правоприменительную практику.

Таким образом, предстоит огромная работа по приведению в соответствие с Конституцией федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации, а также подзаконных актов, согласованию планов законотворческих работ парламентов субъектов Федерации.

Особое место в обеспечении прав и свобод человека, упрочении и защите конституционного строя отводится судебным и правоохранительным органам. В 1997 г. принят Закон "О судебной системе Российской Федерации"[13], являющийся основополагающим актом, устанавливающим федеральную систему и правовой статус как судов общей юрисдикции, так и специализированных судов. Однако неукомплектованность судейского корпуса, слабая техническая оснащенность и зачастую низкая квалификация судей затягивают рассмотрение дел, а иногда и вообще делают это нецелесообразным. Естественно, что у этих людей подобное "правосудие" может сформировать негативное отношение действующему праву.

Серьезной социальной проблемой становится состояние профессионального правосознания юристов (работников милиции, прокуратуры, следователей, судей). В силу различных причин происходит разрушение их изначальных правовых взглядов, установок, чувств, убеждений, возникают новые псевдоправовые или неправовые конструкции, что отрицательно влияет на профессиональное поведение юристов. Деформация правосознания юриста может приобретать различные формы: а) искажение правового сознания, выражающееся в несформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок и представлений; б) правовой негативизм — осознанное игнорирование требований закона; в) деформированное правосознание, переходящее в преступную установку.

Преступность — мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона, которая стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Помимо теневой экономики возникли теневая политика, невидимые кланы и группы давления. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые "дыры" и "щели".

На уровень правосознания огромное влияние оказывает

нравственное состояние общества. Порождением тоталитаризма явилось отсутствие духовности, религиозности, что в свою очередь привело к нравственной деградации человека.

Основу нравственного сознания составляют представления о добре и зле, совести, стыде. При этом нравственные начала должны быть одинаковыми для всех людей не как факт, а как требование. Осознание этого требования может быть малоразвито или затуманено в человеческой душе, но оно должно обязательно присутствовать во всех человеческих душах. Эмпирическое добро и зло может быть разное для каждого человека в отдельности, но нравственное добро и зло должно быть одно для всех.

Как справедливо отметил В. Иванов, правосознание — это не только правовая психология и правовая идеология. Правосознание человека есть акт совести, проверяющий соответствие свободной воли человека, его деяний и помыслов законам нравственности, данным от Бога[14]. Высоконравственная личность может быть вполне законопослушной, не зная конкретных законодательных актов, но для этого необходимо, чтобы законы отражали жизненные реалии сквозь призму справедливости, свободы и гуманизма.


Глава II. Правовая культура

§ 1. Понятие правовой культуры

Вообще, правовую культуру можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные сферы ее деятельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу в науке теории государства и права принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества[15].

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте, правовая культура — это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

В рамках традиции западной социологии права данное понятие использовалось для социальных измерений опыта юристов и граждан, участвующих в правовой действительности. С. С. Алексеев считает, что правовая культура включает в себя уровни правового сознания, законность, совершенство законодательства и юридическую практику. А. П. Семитко подчеркивал, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты правовой системы — правовые тексты, правовая деятельность, сознание и уровень развития субъекта. Такая структура правовой культуры не совсем полна, ибо в ней есть характеристики, которые не являются самостоятельными элементами понятия. Например, такие элементы, как «уровень совершенства законодательства» или «юридическая практика» — расплывчаты. В таком случае вносится некий элемент субъективности в изучение данного явления, что создает основу для зависимости исследовании от ориентации ученого. Анализируя феномен правовой культуры, А.К. Уледов подчеркивал, что этим словом обозначают определенное состояние общества на данном этапе его развития[16]. При этом было доказано, что целью правового воспитания выступает правовой прогресс.

При сравнении понятий «правосознание» и «правовая культура» можно смело сделать вывод о том, что последнее значительно шире. Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, является только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки права - юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры - политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п.

При изучении правовой культуры важно различать содержание и уровень развития правовой культуры. Ее содержание определяется направленностью правовой идеологии и правовой политики, а также правовой системой. Уровень же правовой культуры — это степень ее интенсивности, насыщенности.

Следует отметить, что современный этап отмечается формированием целостной концепции правовой культуры, в задачу которого входит развитие юридических знаний, традиций.

Необходимо отметить, что правовая культура и должна осознаваться как целостная система, внутри которой функционируют относительно самостоятельные подсистемы. Их изучение позволяет выработать общие механизмы качественного обновления правовой культуры.

Правовая культура - особое социальное явление, которое характеризует правовое состояние общества и личности и представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов. Констатируя факт повышения роли личности в современной правовой жизни, важно разобраться в функционально-содержательном аспекте правовой культуры. Здесь правовая культура представляется разновидностью общественной культуры, которая отражает определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательной деятельности и юридической практики. При этом она охватывает собой все ценности, созданные в области права.

Констатируя различное функциональное проявление правовой культуры, нельзя не обратить внимание на ее праворегулятивную задачу, направленную на обеспечение устойчивого, динамичного функционирования всех элементов правовой системы, общества. Действительно, правовая культура способна создать основу для сплочения людей, их взаимосогласованности. Она обеспечивает результативность общения индивидов в сфере права. Такая функция реализуется через правовые и другие социальные нормы.

Не менее важной является ценностно-нормативная функция, с помощью которой мы пытаемся оценить различные явления, факты, социальные институты, совершаемые поступки. Оценивая различные правовые явления, люди сопоставляют их с правовыми ценностями, эталонами того, как должно быть правильно. При этом диапазон оценивания действительно широк: от конкретных правовых норм, законов до поведения людей, деятельности правоохранительных органов в защите прав личности.

Правосоциализаторская функция исследуется с позиции формирования правовых качеств личности. Вот именно здесь и проявляется актуальность целенаправленной воспитательной работы, создания условий осуществления самообразования человека[17]. Однако необходимо учитывать правовую действительность, в условиях которой реализуются задачи правового образования.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. При этом обращают внимание на то, что она обеспечивает не только цивилизованный уровень общения субъектов права друг с другом, но и систему целенаправленной трансляции правовых ценностей из поколения к поколению. С помощью различных средств коммуникации индивид познает право, приобщается к правовым культурам других народов.