Смекни!
smekni.com

Правовое государство (стр. 1 из 2)

(Руслан Баишев, слушатель института КНБРеспублики Казахстан)

На рубеже ХХI века Казахстан вступил в эпоху коренных преобразований. В своей деятельности республика ориентируется на формирование правового государства, осознавая при этом себя миролюбивым гражданским обществом, объявляет высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Конституция Республики Казахстан 1995 г. устанавливает верховенство права как общечеловеческой ценности. Вместе с тем такие категории, как социальное, демократическое, светское, правовое государство, гражданское общество и другие еще не достаточно разработаны в государственно-правовой науке Казахстана. Появилась необходимость теоретической разработки указанных понятий, что будет способствовать более глубокому пониманию основных начал и закономерностей развития правового государства, выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию деятельности конституционно-правовых институтов в целях формирования закрепленной в Конституции модели государства.

В первой же статье Конституции суверенного Казахстана закреплено, что республика утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Отметим, что идея построения правового государства не является каким-то аморфным понятием. Дело в том, что она исходит из примата общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными интересами.

Как бы ни определяли правовое государство, что бы ни вкладывали в его содержание, всегда имеется в виду государство, в котором царит не произвол, а право и справедливость. Это общий смысл идеи, позволяющий рассматривать правовое государство как нечто противоположное полицейскому или тоталитарному государству. Если кто-то думает, что имеется некая сверхпрогрессивная концепция правового государства, которую мы долго по недоразумению не признавали, а теперь, когда признали, то получили счастливую возможность с ее помощью выйти на высокий уровень цивилизации, то он глубоко ошибается. За идеей правового государства, очень общей и ценностной по своему характеру, стоит огромное множество воззрений, концепций, теорий, различных по идеологической окраске и философско-мировоззренческой направленности, отвечающих курсу разнообразных политических движений и партий. Это теории консервативные и либеральные, демократические и авторитарные, светские и клерикальные, естественно-правовые и юридико-догматические.

Поскольку понятие правового государства всегда находится в тесной связи и зависимости от того, как общество понимает и развивает свое право, постольку можно говорить о двух главных моделях рассматриваемой идеи. В Европе на базе правовых систем романо-германского типа развилась модель собственно правового государства. Основные отличительные черты этой системы - господствующее положение закона среди источников права и наличие обстоятельно разработанных кодексов, законов. В англосаксонском мире на базе систем общего права возникла другая модель - "господства права", менее определенная, чем "правовое государство", и означающая, что все власти в государстве (законодательная, исполнительная и судебная) подчиняются не столько закону, роль которого по традиции довольно скромна, сколько принципам, характеризующим общее право, то есть фундаментальным принципам справедливости, морали, честности, обязательности. Особенностями этой модели являются высокое положение судебной власти, судейское правотворчество, прецеденты, право справедливости и т.д.

Естественно, что нам ближе первая модель, хотя и та и другая на протяжении ХХ века претерпели заметную эволюцию и сблизились друг с другом. Современные представления о правовом государстве базируются на романо-германских и англосаксонских традициях, а источником этих представлений считаются ученые - английский философ Д. Локк и немецкий философ И. Кант. Основные элементы понятия правового государства складывались издавна и постепенно, многие из них были высказаны в античные времена (Платон, Аристотель, Полибий, римские юристы), в эпоху средневековья и позже. Термин "правовое государство" впервые появился в начале ХIХ столетия в германской литературе, а развернутые концепции появились где-то в середине ХIХ века.

В ХХ веке правовое государство все чаще получает дополнительное определение, выступает в качестве "социального правового государства". За этим стоят очень серьезные процессы, позволяющие сделать вывод о том, что рассматриваемая идея в принципе совместима с различными экономическими и социальными системами, с различными ориентациями общества в социальной сфере. Таким образом, развитие идеи правового государства свидетельствует, что эта теория носит внеклассовый характер и применима в условиях разных государств.

Если мы останавливаем свой выбор на идее правового государства, это не значит, что тем самым мы выбрали тип экономики (скажем, свободный или регулируемый рынок), форму правления (скажем, республику), политический режим (скажем, демократию). В самой идее правового государства ничего не заложено такого, что могло бы вместе с ней осуществиться автоматически.

Между замыслами и реальностью - дистанция огромного размера. Несмотря на обилие претензий, мы еще не видели в мире ни одного безукоризненно действующего правового государства. Но любой шаг в этом направлении является важным и ценным. Успех возможен тогда, когда правовые механизмы конструируются на уровне высокого профессионального творчества, когда есть глубокие идеи, а идеи умело переводятся на язык политических и юридических норм, выражаются в социальных институтах. От политической культуры и общественного сознания, от уровня научных разработок зависит, каким будет правовое государство в нашей стране, как пойдут процессы его формирования.

Правовое государство - качество, к которому стремится Республика Казахстан и начало которого положено Конституцией 1995 года, созидающей такую легитимную суверенную организацию по упорядочению многообразия и устойчивому развитию казахстанского общества, которая во всей деятельности своих органов и должностных лиц связана правовыми нормами, подчинена им и постоянно корректируется в соответствии с ними. Определенные успехи в этом достигнуты. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев, выступая на торжественном заседании, посвященном Дню независимости республики, отметил, что за годы независимости "мы заложили прочный фундамент нашей независимости, в корне преобразовали свою политическую и экономическую систему".

Правовое и демократическое государство есть не цель, а ценность, некий идеал, достигнуть которого невозможно. В данном случае можно говорить о процессе и направлении движения, о степени демократизма или влияния права на государство. Целью может быть достижение конкретной модели демократии, которая может быть скомпилирована, заимствована или самобытна, однако здесь возникают уже другие проблемы - восприятие народом конкретной модели развития, его готовности к тем или иным преобразованиям. Таким образом, следуя по пути радикального политического и социального реформирования государства и общества, законодатель, выражающий волю народа, должен четко представлять себе, что любое качественное изменение общества - процесс длительный и болезненный. Декларация о правовом государстве - только первый шаг, следующий - жесткое и каждодневное следование требованиям правовой государственности. Попытаемся установить основные признаки, характеризующие правовое государство, так как формирование правового государства требует последовательного проведения в жизнь его основных принципов.

Первым из них я назвал бы господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы общества.

Закон - это не продукт произвольной деятельности государства; он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости. Законодательные установления, которые ущемляют свободу личности, делают ее неравноправным с государством субъектом общественных отношений, противоречат идее правового государства. Государство не обладает какой-то самодовлеющей волей в формулировании законов; оно призвано выражать в законах объективно складывающиеся общественные отношения, не допускать "юридического насилия" над ними, выражаемого в различного рода командах и запретах. Командно-запретительные методы, облеченные в форму закона, оборачиваются тяжкими потерями и для общества, и для человека. Поэтому правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежат свобода и равенство его участников. Преодоление веры во всесилие закона, в возможность решить все проблемы общества только законодательными мерами, понимание важности выявления общенародной воли и общественного мнения важный элемент психологической переориентации государственного сознания, формирования правового государства. Только принятие закона, соответствующего объективной природе общественных отношений, правовым принципам, общенародной воле, делает его юридическим актом правового государства, которое выражает подлинное народовластие и демократизм. Исходя из этих критериев, следует говорить о верховенстве закона и его господстве в общественной жизни.

Связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан - второй важнейший правовой и морально-политический принцип, характеризующий правовое государство. Он состоит в том, что государство, издавшее закон, не может само же его нарушить. Понятно, что этот принцип противостоит любым формам произвола, анархии, своеволия, вседозволенности.

Незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность - третий принцип правового государства. Права и свободы человека - освоенная мировым сообществом, признанная и закрепленная в соответствующих международно-правовых актах, социально и юридически обеспеченная мера поведения человека, признаваемая за каждым, неотъемлемая и неотчуждаемая способность к выбору желаемого для него варианта поведения, в отношении которого никто не может наложить какие-либо ограничения и запреты. Человек является источником своих естественных прав и свобод, которые поэтому не могут быть отчуждены. Любой человек должен быть уверен в незыблемости и неизменности своих прав и свобод.