Представление о разделении властей как лишь о распределении функций подвергается справедливой критике в современной российской науке. Например, Ю.И. Скуратов в специальном исследовании по этому вопросу пишет: "… В демократическом государстве народ, оставляя за собой право осуществлять власть, решать некоторые управленческие вопросы через институты прямой демократии, предоставляет значительный объем властных полномочий государственным структурам. Таким образом, объектом разделения являются не только функции (законодательная, исполнительная, судебная и др.), но и властные полномочия, что дает основание говорить о разделении властей". [14]
Многие современные российские исследователи, следуя за Д. Локком, продолжают писать о верховенстве законодательной власти. [15]
При обосновании верховенства законодательной власти нередко ссылаются на ошибочный принцип верховенства закона в правовом государстве. Это весьма распространенное заблуждение, вытекающее из чисто позитивистской точки зрения, не различающей закон и право. Поэтому сторонники верховенства законодательной власти, являясь в этом вопросе, возможно, сами того не сознавая, позитивистами, делают вывод: "Что коль скоро законодательным органом является парламент, то именно ему принадлежит верховенство в общей системе органов государства"[16]. Несостоятельной представляется аргументация верховенства законодательной власти и тем, что она осуществляется представительным органом, выражающим волю народа. На самом же деле "не существует так называемой воли народа, которая правит государством и формирует в результате свободного волеизъявления рационально мыслящих граждан. Отдельные индивиды в своей массе - отнюдь не рационалисты и в сфере политики обнаруживают поразительное невежество, - пишет Л.И. Спиридонов, - они легко поддаются влиянию… и потому их коллективная воля - результат манипуляции общественным мнением со стороны тех или иных политических сил". [17]
Таким образом, разделение властей имеет смысл только тогда, когда все власти абсолютно равноправны, и "если одна из трех властей оказывается приоритетной, ни о каком разделении властей не может быть и речи". [18]
Гарантированность прав и свобод граждан.
Этот признак правового государства означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации, т.е. реально обеспеченная возможность гражданина получит образование, социальное обеспечение, квалифицированную юридическую помощь, судебную защиту своих прав, эффективную работу правоохранительных органов и т.д. личность вправе иметь закрепленные в законах субъективные права личности и рассчитывать на положительные действия государства в его интересах.
Взаимная ответственность государства и личности.
Провозглашая определенные права и обязанности гражданина, само государство также имеет не только права, но и обязанности перед гражданином. Оно не свободно от ограничений в своих решениях и действиях, и государственные органы несут ответственность за нарушение законов или ненадлежащее выполнение своих обязанностей. Реализация такого подхода к взаимоотношениям личности и государства означает существование определенных форм контроля общества над деятельностью государственных органов. К формам такого контроля относятся: политическая ответственность правительства перед парламентом, парламента перед народом, юридическая ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, регулярные перевыборы высших должностных лиц и т.д.
В целом правовое государство-это одновременно и верховенство государственных властей, и господство права. Иначе говоря, все государственные институты и правовые акты (конституция, законы, подзаконные акты) должны быть правовыми и по содержанию, и по форме, и по процедуре принятия и действия.
В современной научной юридической литературе правовое государство определяется неоднозначно, с различными акцентами в его сущностной характеристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона (а не господство права и верховенство правового закона), другие - государственный суверенитет народа, третьи - разделение ветвей власти, четвертые - основные права человека, пятые - отношение власти с индивидами на основе права. Есть и многие другие подходы к сущности правового государства.
Правовое государство, по В.Ф. Яковлеву, это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона. По В.Д. Зорькину, правовое государство представляет собой разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма.
Понятие правового государства в современной Германии (господствующее мнение) выражает связанность и ограничение государства правом, прежде всего демократической конституцией и правовыми законами, изданными на основе этой конституции. Особую роль в этой связанности и ограничении государства правом играет заложенная во всяком истинном праве нравственная идея справедливости и иные гуманные принципы, т.е. общечеловеческие ценности по вопросам предоставления и гарантии прав и свобод личности.
По П.М. Рабиновичу, правовое государство - это государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека.
В учебниках по теории государства и права нового поколения правовое государство также трактуется неоднозначно. Так, по В.С. Нерсесянцу, правовое государство - это специальная государственно-правовая конструкция новейшего времени, особая модель реализации идеи господства права в публично - политической сфере, специальная, новая форма (и новый тип) развитой правовой организации публично-политической власти свободных индивидов как официально признанных субъектов прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав человека и одновременно субъектов прав и свобод гражданина.
В последние годы в стране появилась обширная литература, посвященная проблемам правового государства. Авторы научных монографий, книг, статей, диссертационных исследований пытаются осмыслить идею правового государства, дать ему определение, обозначить наиболее существенные признаки. Так, например, по мнению А.П. Герасимова, правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами; в нем обеспечивается не просто соблюдение законов, но и сами законы выражают справедливость, в соответствии с которыми высшая ценность - человеческая личность; в правовом государстве должны быть гарантии прав и свобод граждан и независимый суд. [19]
В современных условиях в России идет работа по формированию правового государства. Этому способствует ряд факторов: принятие новой Конституции, приватизация государственной собственности, становление многопартийности. Реформирование судебной системы и т.д.
Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового государства. Таким образом, идея правового государства без колебаний воспринята не только обществом и юридической наукой, но и российскими официальными структурами.
Новое устройство государственной власти, закрепленное конституцией, соответствует многим стандартам правового государства. На основе Конституции формируется демократическая система власти.
В декабре 1993 г. в России появился независимый парламент - Федеральное Собрание - один из важнейших признаков правового государства.
Реформируется система правосудия. Все суды России по функциональному признаку можно подразделить на три группы: в первую входит Конституционный Суд РФ, вторую группу составляет система общих судов во главе с Верховным судом РФ, третья группа - это система специальных судов, в частности арбитражные суды во главе с Арбитражным Судом РФ.
В Конституции РФ 1993 г. нашли свое признание и нормативное закрепление все три основных компонента современной правовой государственности: гуманитарно-правовой; нормативно-правовой и институционально-правовой.
Согласно Конституции, "Российская Федерация - Россия - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". [20] Кроме того, Конституция определяет Российскую Федерацию как "социальное государство"[21] и как "светское государство". [22]
Присущая новой российской Конституции концепция правопонимания включает в себя в целом и правовое понимание государства и, соответственно, правовую организацию государственной власти. В институционально-правовом плане это нашло свое выражение в конституционном закреплении определенной системы разделения властей в рамках общей концепции российской правовой государственности.