Смекни!
smekni.com

Правовое обеспечение реализации услуг (стр. 2 из 7)

Хозяйственные договоры, заключаемые в отрасли связи, делятся на три группы.

Договоры на предоставление в аренду технических средств и каналов связи.

Договоры на оказание услуг: на пересылку информации и имущества. К ним относятся договоры на обслуживание городской служебной почтой (ГСП), доставку ценных писем организациям и др.

Договоры на распространение печати, заключаемые с центральными, республиканскими и местными издательствами на распространение, экспедирование, пересылку и доставку периодических изданий.

Правовой формой предоставления услуг телефонной связи является договор абонементного обслуживания. На имя предприятия, пользователя открывается абонемент (после подключения к соответствующей сети связи и уплаты за это включение вознаграждения). Особенность абонементного обслуживания состоит:

1) в бессрочности отношений;

2) в оплате за услуги в течение определенного периода времени независимо от количества переговоров в этот период (оплата по тарифу) и повременная оплата за время пользования телефонной сетью местной и междугородной, производимая за каждую минуту связи, регулируемых показаниями счетчика.

Предприятия связи, обеспечивающие телефонную связь, как правило, - предприятия-монополисты. Тарифы на услуги связи этих предприятий регулируются государством путем установления предельного уровня рентабельности, публичностью договора на оказание услуг, отрасль связи разработала односторонне выгодные формы договоров, в которых предусматривается ответственность лишь пользователя, но не исполнителя. Поэтому предпринимателям и другим пользователям услуг связи необходимо в конкретных случаях руководствоваться соответствующими нормами Закона "О защите прав потребителей"1.

Правовой формой оказания услуг почтовой связи является договор доставки почты. По этому договору исполнитель (почта) обязуется доставить переданное ей отправление (вещь, документ, почтовый перевод) получателю, а отправитель обязуется уплатить за доставку установленную плату.

Данный договор представляет собой договор почтовой экспедиции.

Договор транспортной экспедиции отличается тем, что он способствует, предшествует договору перевозки груза: экспедитор либо отправляет грузы клиента (сдает их перевозчику), либо получает их от него (передает грузополучателю).

В соответствии с договором почтовой экспедиции почтовое предприятие может и не обращаться к услугам перевозчика: если оно имеет свой транспорт, то в пределах города может самостоятельно перевозить отправления; при иногородних отправлениях почтовое предприятие выдает посылку получателю, хотя ни получатель, ни отправитель с предприятием связи другого города договор не заключал; не вступает в правоотношения с перевозчиком ни отправитель, ни получатель, с момента сдачи вещей на почту право собственности на них переходит к получателю. По договору экспедиции право собственности на груз, вверенный экспедитору, до передачи его перевозчику принадлежит клиенту (грузоотправителю); при неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства почтовой доставки претензия и иск могут быть предъявлены как к предприятию связи, принявшему почтовое отправление, так и к почте по месту назначения отправления (п.125 указанных Правил). При этом в качестве истца может выступать как отправитель, так и адресат.

Договор доставки почты (почтовой доставки) содержит элементы договоров комиссии, хранения, перевозки. Заключая договор доставки почты, предприятие связи одновременно действует как представитель других предприятий Министерства связи Российской Федерации. Именно поэтому почта по месту назначения отправления выдает его адресату, отвечает за несохранность почтового перевода, иного имущества.

Размер ответственности предприятий за утрату, порчу, недоставку или задержку доставки почтовых отправлений и др. нарушения, установлены в п.132 Правил оказания услуг почтовой связи. Она ограничена размером оплаченного почтового тарифа либо размером причиненных убытков.

Закон о связи говорит об охране таких важных интересов клиентов как тайна переписки, телефонных переговоров и документальных сообщений. Подчеркивается обязанность работников связи соблюдать эту тайну. Но вопрос об ответственности предприятий связи перед клиентами за разглашение передаваемой информации, в том числе являющейся коммерческой тайной, не решен.

Наконец, следует заметить, что услуги связи могут оказывать лишь предприятия, имеющие соответствующее разрешение (лицензию), которое выдается Министерством связи РФ. Средства связи, используемые в сети электросвязи, подлежат сертификации.

Легальное определение договора хранения дано в ст.886 ГК РФ. По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В договоре хранения, в котором хранителем является коммерческая организация либо некоммерческая организация, осуществляющая хранение в качестве одной из целей своей профессиональной деятельности (профессиональный хранитель), может быть предусмотрена обязанность хранителя принять на хранение вещь от поклажедателя в предусмотренный договором срок.

Из этого определения можно сделать следующие выводы. Во-первых, договор хранения является реальным, т.е. считается заключенным с момента передачи вещи хранителю. В тех случаях, когда договор заключается с профессиональным хранителем, он может быть консенсуальным. Во-вторых, основной целью договора является обеспечение надлежащей сохранности вещи как от внешнего воздействия окружающей среды, так и от возможности присвоения (похищения) третьими лицами. В-третьих, обязательство хранения в большинстве случаев возникает из договора, однако может возникнуть в силу закона, из иных юридических фактов. Например, обязательство хранения в силу закона возникает при хранении вещественных доказательств (ст.63 АПК РФ). Нашедший потерянную вещь должен хранить эту вещь у себя или сдать ее на хранение в соответствующий орган до обнаружения собственника или приобретения права собственности на нее (ст.227-228 ГК РФ). В-четвертых, обязанность хранения вещи в ряде случаев входит составной частью в иные обязательства: перевозки, имущественного найма, подряда, комиссии, поручения, либо в качестве дополнительных услуг. Подобные отношения имеют место при пользовании гостиницами, ресторанами, парикмахерскими.

В-пятых, предметом данного договора являются услуги по хранению движимого имущества.

В-шестых, в качестве хранителя может выступать как гражданин-предприниматель, так и специализированное предприятие-хранитель (камера хранения, складские предприятия, хладокомбинат и т.п.).

По общему правилу о сделках (ст.161 ГК РФ) все договоры хранения с участием юридических лиц должны быть заключены в простой письменной форме. Договор хранения между гражданами должен быть совершен в письменном виде, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда.

Договор хранения, предусматривающий обязанность хранителя принять вещь на хранение (консенсуальный договор), должен быть заключен в письменной форме независимо от состава его участников и стоимости передаваемой на хранение вещи.

При этом простая письменная форма договора хранения считается соблюденной в силу прямого указания закона не только в случае, когда принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю письменного документа, подписанного хранителем (сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа), но и при использовании легитимационных знаков - номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещи на хранение. Такая форма подтверждения приема вещей на хранение может быть предусмотрена законом или иным правовым актом либо обычна для данного вида хранения.

Из общего правила, предусматривающего лишение сторон возможности ссылаться на свидетельские показания при несоблюдении простой письменной формы договора, нормы, регулирующие хранение, устанавливают два исключения:

1) передача вещи на хранение при чрезвычайных обстоятельствах (пожаре, стихийном бедствии, внезапной болезни, угрозе нападения и т.п.) может быть доказана свидетельскими показаниями;

2) несоблюдение простой письменной формы договора хранения не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора - о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем (ст.887 ГК РФ).

Хранение может быть раздельным, когда имущество клиента не смешивается с аналогичными вещами других поклажедателей. Именно эта, индивидуально-определенная вещь должна быть возвращена клиенту по окончании хранения.

Возможно хранение вещей с обезличением (например, зерно на элеваторе, нефтепродукты на нефтебазе). В таком случае клиенту возвращается не то же самое имущество, а равное количество товара такого же рода и качества. Предметом такого хранения являются вещи, определенные родовыми признаками. При хранении с обезличением устанавливается общая долевая собственность лиц, сдавших имущество на хранение.

Хранитель обязан хранить вещь в течение обусловленного договором срока.

Если срок хранения договором не предусмотрен и не может быть определен исходя из его условий, хранитель обязан хранить вещь до востребования ее поклажедателем.

Если срок хранения определен моментом сдачи вещи поклажедателем, хранитель вправе по истечении обычного при данных обстоятельствах срока хранения вещи потребовать от поклажедателя взять обратно вещь, предоставив ему для этого разумный срок. Неисполнение поклажедателем этой обязанности предоставляет право хранителю самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения. Если стоимость вещи по оценке превышает сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать ее с аукциона в установленном порядке (ст.899 ГК РФ).