Смекни!
smekni.com

Персональные компьютеры в cетях (стр. 5 из 6)

Активные атаки можно разделить на две части. В первом случае крэкер предпринимает определенные шаги для перехвата и модификации сетевого потока или попыток "притвориться" другой системой. Во втором случае протокол TCP/IP используется для того, чтобы привести систему-жертву в нерабочее состоянии.

Обладая достаточными привилегиями в Unix (или попросту используя DOS или Windows, не имеющие системы ограничений пользователей), крэкер может вручную формировать IP-пакеты и передавать их по сети. Естественно, поля заголовка пакета могут быть сформированы произвольным образом. Получив такой пакет, невозможно выяснить откуда реально он был получен, поскольку пакеты не содержат пути их прохождения. Конечно, при установке обратного адреса, не совпадающего с текущим IP-адресом, крэкер никогда не получит ответ на отосланный пакет. Однако, как мы увидим, часто это и не требуется.

Возможность формирования произвольных IP-пакетов является ключевым пунктом для осуществления активных атак.

2.4. Предсказание TCP sequence number

Данная атака была описана еще Робертом Моррисом (Robert T. Morris) в Weakness in the 4.2BSD Unix TCP/IP Software Англоязычный термин - IP spoofing. В данном случае цель крэкера - притвориться другой системой, которой, например, "доверяет" система-жертва (в случае использования протокола rlogin/rsh для беспарольного входа). Метод также используется для других целей - например, для использовании SMTP жертвы для посылки поддельных писем.

Вспомним, что установка TCP-соединения происходит в три стадии (3-way handshake): клиент выбирает и передает серверу sequence number (назовем его C-SYN), в ответ на это сервер высылает клиенту пакет данных, содержащий подтверждение (C-ACK) и собственный sequence number сервера (S-SYN). Теперь уже клиент должен выслать подтверждение (S-ACK). Схематично это


можно представить так:

Рис. 2.4.1. Установка TCP/IP соединения.

После этого соединение считается установленным и начинается обмен данными. При этом каждый пакет имеет в заголовке поле для sequence number и acknowledge number. Данные числа увеличиваются при обмене данными и позволяют контролировать корректность передачи.

Предположим, что крэкер может предсказать, какой sequence number (S-SYN по схеме) будет выслан сервером. Это возможно сделать на основе знаний о конкретной реализации TCP/IP. Например, в 4.3BSD значение sequence number, которое будет использовано при установке следующего значения, каждую секунду увеличивается на 125000. Таким образом, послав один пакет серверу, крэкер получит ответ и сможет (возможно, с нескольких попыткок и с поправкой на скорость соединения)предсказать sequence number для следующего соединения.

Если реализация TCP/IP использует специальный алгоритм для определения sequence number, то он может быть выяснен с помощью посылки нескольких десятков пакетов серверу и анализа его ответов.

Итак, предположим, что система A доверяет системе B, так, что пользователь системы B может сделать "rlogin A"_ и оказаться на A, не вводя пароля. Предположим, что крэкер расположен на системе C. Система A выступает в роли сервера, системы B и C - в роли клиентов.

Первая задача крэкера - ввести систему B в состояние, когда она не сможет отвечать на сетевые запросы. Это может быть сделано несколькими способами, в простейшем случае нужно просто дождаться перезагрузки системы B. Нескольких минут, в течении которых она будет неработоспособна, должно хватить. Другой вариант - использование описанными в следующих разделах методов.

После этого крэкер может попробовать притвориться системой B, для того, что бы получить доступ к системе A (хотя бы кратковременный).

Крэкер высылает несколько IP-пакетов, инициирующих соединение, системе A, для выяснения текущего состояния sequence number сервера. Крэкер высылает IP-пакет, в котором в качестве обратного адреса указан уже адрес системы B. Система A отвечает пакетом с sequence number, который направляется системе B. Однако система B никогда не получит его (она выведена из строя), как, впрочем, и крэкер. Но он на основе предыдущего анализа догадывается, какой sequence number был выслан системе B. Крэкер подтверждает "получение" пакета от A, выслав от имени B пакет с предполагаемым S-ACK (заметим, что если системы располагаются в одном сегменте, крэкеру для выяснения sequence number достаточно перехватить пакет, посланный системой A). После этого, если крэкеру повезло и sequence number сервера был угадан верно, соединение считается установленным.

Теперь крэкер может выслать очередной фальшивый IP-пакет, который будет уже содержать данные. Например, если атака была направлена на rsh, он может содержать команды создания файла .rhosts или отправки /etc/passwd крэкеру поэлектронной почте.

Естественно, 100% срабатывания у этой схемы нет, например, она не застрахована от того, что по дороге не потеряются какие-то пакеты, посланные крэкером. Для корректной обработки этих ситуаций программа должна быть усложнена.

2.5. Десинхронизация нулевыми данными

В данном случае крэкер прослушивает сессию и в какой-то момент посылает серверу пакет с "нулевыми" данными, т.е. такими, которые фактически будут проигнорированы на уровне прикладной программы и не видны клиенту (например, для telnet это может быть данные типа IAC NOP IAC NOP IAC NOP...). Аналогичный пакет посылается клиенту. Очевидно, что после этого сессия переходит в десинхронизированное состояние.

Одна из проблем IP Hijacking заключается в том, что любой пакет, высланный в момент, когда сессия находится в десинхронизированном состоянии, вызывает так называемуюACK-бурю. Например, пакет выслан сервером, и для клиента он является неприемлимым, поэтому тот отвечает ACK-пакетом. В ответ на этот неприемлимый уже для сервера пакет клиент вновь получает ответ... И так до бесконечности.

К счастью (или к сожалению?) современные сети строятся по технологиям, когда допускается потеря отдельных пакетов. Поскольку ACK-пакеты не несут данных, повторных передачи не происходит и "буря стихает".

Как показали опыты, чем сильнее ACK-буря, тем быстрее она "утихомиривает" себя -на 10MB ethernet это происходит за доли секунды. На ненадежных соединениях типа SLIP - ненамного больше.

2.6. Детектирование и защита

Есть несколько путей. Например, можно реализовать TCP/IP-стэк, которые будут контролировать переход в десинхронизированное состояние, обмениваясь информацией о sequence number/acknowledge number. Однако в данном случае мы не застрахованы от крэкера, меняющего и эти значения.

Поэтому более надежным способом является анализ загруженности сети, отслеживание возникающих ACK-бурь. Это можно реализовать при помощи конкретных средств контроля за сетью.

Если крэкер не потрудится поддерживать десинхронизированное соединение до его закрытия или не станет фильтровать вывод своих команд, это также будет сразу замечено пользователем. К сожалению, подавляющее большинство просто откроют новую сессию, не обращаясь к администратору.

Стопроцентную защиту от данной атаки обеспечивает, как всегда, шифрование TCP/IP-трафика (на уровне приложений - secure shell) или на уровне протокола - IPsec). Это исключает возможность модификации сетевого потока. Для защиты почтовых сообщений может применяться программа шифрования данных PGP.

Следует заметить, что метод также не срабатывает на некоторых конкретных реализациях TCP/IP. Так, несмотря на [rfc...], который требует молчаливого закрытия сесии в ответ на RST-пакет, некоторые системы генерируют встречный RST-пакет. Это делает невозможным раннюю десинхронизацию.

2.7. Пассивное сканирование

Сканирование часто применяется крэкерами для того, чтобы выяснить, на каких TCP-портах работают демоны, отвечающие на запросы из сети. Обычная программа-сканер последовательно открывает соединения с различными портами. В случае, когда соединение устанавливается, программа сбрасывает его, сообщая номер порта крэкеру.

Данный способ легко детектируются по сообщениям демонов, удивленных мгновенно прерваным после установки соединением, или с помощью использования специальных программ. Лучшие из таких программ обладают некоторыми попытками внести элементы искуственного элемента в отслеживание попыток соединения с различными портами.

Однако крэкер может воспользоваться другим методом - пассивным сканированием (английский термин "passive scan"). При его использовании крэкер посылает TCP/IP SYN-пакет на все порты подряд (или по какому-то заданному алгоритму). Для TCP-портов, принимающих соединения извне, будет возвращен SYN/ACK-пакет, как приглашение продолжить 3-way handshake. Остальные вернут RST-пакеты. Проанализировав данный ответ, крэкер может быстро понять, на каких портах работают программы. В ответ на SYN/ACK-пакеты он может также ответить RST-пакетами, показывая, что процесс установки соединения продолжен не будет (в общем случае RST-пакетами автоматически ответит TCP/IP-реализация крэкера, если он не предпримет специальных мер).

Метод не детектируется предыдущими способами, поскольку реальное TCP/IP-соединение не устанавливается. Однако, в зависимости от поведения крэкера, можно отслеживать резко возросшее количество сессий, находящихся в состоянии SYN_RECEIVED (при условии, что крэкер не посылает в ответ RST) прием от клиента RST-пакета в ответ на SYN/ACK.

К сожалению, при достаточно умном поведении крэкера (например, сканирование с низкой скоростью или проверка лишь конкретных портов) детектировать пассивное сканирование невозможно, поскольку оно ничем не отличается от обычных попыток установить соединение.

В качестве защиты можно лишь посоветовать закрыть на firewall (брандмауэр) все сервисы, доступ к которым не требуется извне.В сфере компьютерных сетей брандмауэр представляет собой барьер, защищающий от фигурального пожара - попыток злоумышленников вторгнуться в сеть для того, чтобы скопировать, изменить или стереть информацию, либо, чтобы воспользоваться полосой пропускания, памятью или вычислительной мощностью работающих в этой сети компьютеров. Брандмауэр устанавливается на границе защищаемой сети и фильтрует все входящие и исходящие данные, пропуская