2) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака (считалась infamis вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятий позорной профессией(например, сводничеством и т.п.).
В классическом праве ограничения, связанные с infamia, были довольно значительны. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначить процессуального представителя себе; таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права.
От personae infames отличались personae turpes - это лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенным ограничением personae turpes было ограничение в области наследования.
Имела немаловажное значение и такая форма бесчестья, как intesta-bilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показания по поводу этой сделки, признается intestabilis, т.е. неспособным так или иначе участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не способность составить завещание).
В римском частном праве обязательство может быть прекращено нижеследующими способами:
Наиболее естественным прекращением обязательства его исполнение (solutio). Исполнение является таким способом, при котором требование кредитора удовлетворяется.
Исполнение делится на несколько видов, соответствующих типу самого обязательства:
in dando - совершается акт переноса собственности;
in faciendo - должник выполняет некоторые действия, которые в результате приводят к удовлетворению требований кредитора.
in non faciendo- должник НЕ выполняет некоторые действия напротяжение указанного периода времени, что соответствует данному обязательству.
Если сделка заключалась через передачу должнику медного бруска (aes), то и освобождение осуществлялось через этот же ритуал:
Применялась и акцептиляция, то есть воображаемая уплата. Но она была применима только в тех случаях, когда было заключено в устной форме.
Важно отметить то, что обязательство может быть исполнено не только самим должником, но и любым другим человеком. Важно и то, что платить можно не только самому кредитору, но, хотя право требования принадлежит именно ему, можно заплатить тому человеку, которого кредитор назначит.
Необходимо подчеркнуть, что исполнение должно быть осуществлено в заранее обусловленном месте ( locus solutionis). Если такое место было указано в стипуляции, то должник был обязан выполнить свое обязательство именно там, где договорились. Если же этого не происходило, кредитор мог подать иск “ о том, что должно быть дано в определенном месте” ( “de eo quod certo loco dari oportet” ) Если же locus solutionis было определено альтернативно, то в случае искового заявления должник мог утверждать, что готов выполнить свое обязательство в другом месте. Таким образом, всякое исковое заявление оказывалось лишенным смысла. Однако эта проблема впоследствии была решена через введение такого термина, как “место вчинения требования”.
Datio in solutum (замена исполнения).
Замена исполнения одного обязательства на исполнение другого была не особенно распространена в Риме. Гай в своих “Институциях” пишет: “обязательство погашается преимущественно платежом должного; вот почему спрашивают, если кто с согласия верителя заплатит ему долг не тем, чем нужно по первоначальному договору, то уничтожается ли обязательство само собою, … или должник по праву остается обязанным, но может защищаться против кредитора возражением злого умысла… ?” Неясность, которая прослеживается в этом отрывке, указывает внимательному читателю на отсутствие частого применения datio in solutum. Однако то, что полемика по этому вопросу велась, уже говорит нам о его несомненной важности.
При императоре Юстиниане ( годы правления: с 527 по 565г.) было введено понятие datio in solutum nessesaria: кредитор был обязан принять имущество, для которого должник не смог найти покупателя, в качестве исполнения.
Remissio debiti ( прощение долга ).
При прошении долга в римской практике применялся воображаемый платёж посредством меди и весов (solutio per aes et libram). Этот древнейший ритуал использовался как способ прекращения обязательства как при его выполнении, так и при прощении долга.
Существовала и упрощенная форма символической уплаты ( acceptilatio ). Если кредитор захочет простить должнику ( по устному обязательству ), то он сможет достигнуть этого, если позволит должнику спросить: “ получил ли ты то, что я тебе обещал ?” и если сам ответит: “ да, я получил”.
Необходимо подчеркнуть, что таким образом в римском праве могли погашаться только те обязательства, которые были заключены в устной форме. Особый интерес представляет и то, что любое обязательство могло быть обращено в устное и прекращено посредством акцептиляции.
Среди способов прощения долга необходимо отметить pactum de non petendo, представляющий собой неформальное соглашение, по которому кредитор прощал должнику долг или полностью, или частично, либо навсегда, либо временно. Pactum de non petendo in rem представлял собой такое соглашение, по которому обязательство погашалось полностью, частичное же прощение долга имело место при transactio. При pactum de non petendo ad tempus обязательствопогашалосьнавремя, апри pactum de non petendo in perpetuum – навсегда.
Кроме pactum de non petendo в римском частном праве как способ прекращения обязательства через его прощение имели место и так называемые pactum de descedere . По такого рода пактам стороны договаривались не только о том, чтобы требование не предъявлялось, но и о том, чтобы отступиться от первоначального договора. Обратное соглашение применялось по отношению к консенсуальным договорам (то есть, к договорам, возникающим в силу какого-либо факта соглашения сторон; к консенсуальным договорам относились следующие договора: договор купли-продажи, договора найма, поручения, товарищества). Юстиниан пишет: “Купля-продажа, подобно тому, как она в силу соглашения заключается, так и обратным соглашением расторгается, если при том исполнение еще не последовало.” (Подразумевается, что исполнение не последовало ни с той, ни с другой стороны).
Как упоминалось выше, в римском праве была распространена доктрина симметрии порядка возникновения и прекращения обязательства. Из того, что нам известно об обратном соглашении, мы видим, что это положение полностью ей соответствует.
Pactum de non petendo и pactum de contractu descedere являлись такими способами прекращения обязательства через прощение долга, которые требовали согласия и кредитора, и должника. Но в нашем понимании прощение долга остается односторонним действием кредитора без согласия должника. В римском частном праве существовал институт прощения долга в одностороннем порядке (remissio debiti в узком смысле слова). Прекращение обязательства в таком случае осуществляется путем завещательного отказа (легат) или конклюдентным действием (то есть таким действием, в котором косвенно проявляется воля обеих сторон). Конклюдентное действие производило эффект эксцепции (ope exceptionis), так же, как и pactum de non petendo. Одной из форм конклюдентного действия являлось, например, вручение кредитором должнику его расписки о принятии обязательства (chirographum - по-гречески дословно “рукописание”). Конклюдентность данного действия заключается в том, что должник принимает от кредитора свой chirographum, в чем косвенно проявляется его воля. Одностороннее распоряжение кредитора на случай его смерти также действует в силу эксцепции.
Среди способов прощения долга следует отметить Аквилиеву стипуляцию. Аквилиева стипуляция является одним из видов новации, по которому несколько более ранних обязательств объединяются в одно новое. Аквилиева стипуляция может быть погашена впоследствии путем акцептиляции.
Зачеты применялись в римской правовой практике в качестве способа прекращения обязательства в том случае, если два субъекта были одновременно должны друг другу. Таким образом, взаимозачет действует как средство уменьшения объема долга того, кто должен больше и прощения долга другой стороны.
Гай в своих “Институциях” отмечает, что судья мог не принимать никаких оснований для взаимозачета, так как это не было предусмотрено формулой иска
Но Юстиниан в “Кодексе” предписывает, чтобы взаимозачеты повсеместно производились при всех исках в силу самого права(ipso jure).
Необходимо отметить, что для взаимозачета необходимым условием являлась однородность требований сторон, из чего следует, что зачеты в основном применялись, если предметом обязательства были деньги.
Кроме pactum de non petendo в римском частном праве как способ прекращения обязательства через его прощение имели место и так называемые pactum de descedere . По такого рода пактам стороны договаривались не только о том, чтобы требование не предъявлялось, но и о том, чтобы отступиться от первоначального договора. Обратное соглашение применялось по отношению к консенсуальным договорам (то есть, к договорам, возникающим в силу какого-либо факта соглашения сторон; к консенсуальным договорам относились следующие договора: договор купли-продажи, договора найма, поручения, товарищества). Юстиниан пишет: “Купля-продажа, подобно тому, как она в силу соглашения заключается, так и обратным соглашением расторгается, если при том исполнение еще не последовало.” (Подразумевается, что исполнение не последовало ни с той, ни с другой стороны).
Как упоминалось выше, в римском праве была распространена доктрина симметрии порядка возникновения и прекращения обязательства. Из того, что нам известно об обратном соглашении, мы видим, что это положение полностью ей соответствует.