Смекни!
smekni.com

Создание информационной системы Планменю для автоматизации рабочего места заведующего производством (стр. 2 из 3)

Целевая системе управления базой данных, имена объектов и типы данных, индексы составляют второй (физический) уровень модели ERwin.

ERwin предоставляет возможности создавать и управлять этими двумя различными уровнями представления одной диаграммы (модели), равно как и иметь много вариантов отображения на каждом уровне.

Процесс построения информационной модели состоит из следующих этапов:

1. Создание логической модели данных:

- определение сущностей;

- определение зависимостей между сущностями;

- задание первичных и альтернативных ключей;

- определение неключевых атрибутов сущностей.

2. Переход к физическому описанию модели:

- назначение соответствий имя сущности-имя таблицы, атрибут сущности - атрибут таблицы;

- задание триггеров, хранимых процедур и ограничений.

3. Генерация базы данных.

Создание логической модели базы данных

С точки зрения пользователя ERwin, процесс создания логической модели данных заключается в визуальном редактировании ER-диаграммы. Диаграмма ERwin строится из трех основных блоков: сущностей, атрибутов и связей

Сущность - реальный либо воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области, информация о котором подлежит хранению. Каждая сущность должна обладать уникальным идентификатором. Каждый экземпляр сущности должен однозначно идентифицироваться и отличаться от всех других экземпляров данного типа сущности.

Атрибут - любая характеристика сущности, значимая для рассматриваемой предметной области и предназначенная для квалификации, идентификации, классификации, количественной характеристики или выражения состояния сущности. Атрибут представляет тип характеристик или свойств, ассоциированных с множеством реальных или абстрактных объектов (людей, мест, событий, состояний, идей, пар предметов и т.д.).

Связь в ERwin трактуется как функциональная зависимость между двумя сущностями (в частности, возможна связь сущности с самой собой)

В процессе создания моделей присутствуют следующие этапы:

Этап 1. Постановка задачи.

Заведующий производством составляет новое меню (номер документа, дата составления, дата периода составления, описание меню: список блюд, их количество, сумма от количества продажи) из электронного сборника блюд (название блюда, вид, вес, цена, описание компонентов «рецепт»). Сохраняет его в отдельный документ. Документы хранятся в архиве меню. Так же вносит в сборник блюд новые блюда. Задача состоит в проектировании структуры базы данных разрабатываемой автоматизированной информационной системы.

Этап 2. Создание логической модели базы данных

Для создания логической модели необходимо выделить следующие сущности: МЕНЮ, ОПИСАНИЕ_МЕНЮ, БЛЮДО. На ER-диаграмме названия сущностей записываются большими буквами. Конечный результат создания логической модели приобретает вид, представленный на рисунке 2.2

Рис. 2.2 Логическая модель базы данных предметной области «План - меню»

Этап 3. Создание физической модели базы данных

На этапе рабочего проектирования требуется физическая модель базы данных. При использовании средства моделирования данных ER-Win компании Platinum физическая модель автоматически генерируется для выбранного типа базы данных. Переключение на физический уровень представления модели осуществляется выбором уровня Physical в ниспадающем меню панели инструментов. После выполнения всех операций, физическая модель имеет вид, представленный на рисунке 2.3.

Рис.2.3 Физическая модель базы данных предметной области «План – меню».

2.4. Проектирование структуры базы данных

Процесс проектирования структуры базы данных подразумевает создание таблиц, которые состоят из уникальных, присущих именно этой сущности полей. Для каждого поля таблицы необходимо указать его условное название, определить тип и, если необходимо задать знаковый размер. Составление таблиц производится в одной из систем управления базой данных, например MS-Access, или в специальном приложении программы. В данном случае разработка всех таблиц производилась в приложении программы Delphi 6 DataBaseDesktop.

В таблице использованы следующие обозначения:

* - первичный ключ;

+ (Autoincrement) – поле счетчика, значение которого автоматически увеличивается на единицу при создании новой записи;

N (Number) – вещественное число от -10307 до 32767;

A (Alpha) – строка с фиксированным числом символов от 1 до 255;

D (Date) – дата от 01.01.9999г. до н. э. до 31.12.9999г. н. э.

В ходе реализации проекта были созданы следующие таблицы:

1. Таблица «MENU», создана в приложении программы Delphi 6 DataBaseDesktop. Тип таблицы - Paradox 7.0.

Рис. 2.4 Структура таблицы «MENU»


ID– поле счетчика

NOM_DOC – номер документа

DAY_SOST – дата составления меню

DAY_NA – период составления

2. Таблица «M_DESCRIPT» (описание меню), создана по аналогии с первой таблицей и имеет следующий вид:

Рис. 2.5 Структура таблицы «M_Descript»

ID– поле счетчика;

MENU_ID – поле служащее для связи с первой таблицей;

BLUDO – поле служащее для привязки полей из таблицы «BLUDO»;

KOL_VO – поле содержащее информацию о количестве порций каждого блюда

3. Таблица «BLUDO» создана по аналогии с первой и второй таблицей и имеет следующий вид:

Рис. 2.6 Структура таблицы «BLUDO»


ID – поле счетчика;

NAME – название блюда;

VID – вид блюда;

VES – вес блюда;

CENA – цена блюда;

RECEPT – описание компонентов блюда.

2.5. Структура пользовательского интерфейса

Для удобства работы пользователя в программе предусмотрена система меню, которое позволяет освободить главную форму от загромождающих ее кнопок, и предоставляет удобный доступ ко всем функциям программы. Структурная схема меню приведена на рис. 2.7.

Для ввода, корректировки, просмотра и удаления информации в системе используются экранные формы документов и формы-отчеты:

- План – меню – главная форма;

- Сборник блюд;

- Добавить рецепт;

- Просмотр текстов рецептов;

- Добавление описания блюда;

- Список документов;

- Отчет о составленном плане меню для кухни;

- Отчет о меню для зала;

- О программе.


Рис 2.7 Структурная схема меню главной формы.

Главная форма системы – «План - меню» содержит меню для доступа ко всем функциям программы, а также компонент DBGrid для отображения данных об описании меню.

Форма «Сборник блюд» служит для отображения в сетке DBGrid всех блюд содержащихся в сборнике.

Форма «Добавить рецепт» служит для осуществления добавления, удаления и редактирования сборника. Эти действия осуществляются по средствам компонента DBNavigator.

Форма «Просмотр текстов рецептов» служит для просмотра рецепта блюда. Форма содержит DBGrid для отображения списка блюд для выбора, поле с текстом рецепта и дополнительную информацию о блюде.

Форма «Добавление описания блюда» служит для ввода информации о блюде, точнее его рецепте и составных компонентов. Для перемещения по записям на форме присутствует DBNavigator. Для сохранения введенных данных на форме имеется кнопка принадлежащая второму DBNavigator.

Форма «Список документов» служит для отображения всех сохраненных ранее меню. Выбрав какой либо документ, на главной форме в сетке DBGrid автоматически отображается его описание. Для перемещения по записям на форме присутствует DBNavigator. Удаление, сохранение и редактирование документов осуществляется так же через DBNavigator.

Форма «Отчет о составленном плане меню для кухни» и «отчет о меню в зал» это печатные формы, содержащие информацию для места их назначения.

Форма «О программе» представляет собой стандартную форму AboutBox из набора форм Delphi. Она содержит сведения о разработчике, версии программы и другую служебную информацию.

Взаимосвязь между каждой формой и одной или более сущностями показана в таблице 2.8.

Табл. 2.8 Связь между формами и сущностями.



№ п/п
Форма Связанные сущности
1 План – меню – главная форма МЕНЮ,ОПИСАНИЕ_МЕНЮ
2 Сборник блюд БЛЮДО
3 Добавить рецепт БЛЮДО
4 Просмотр текстов рецептов БЛЮДО
5 Добавление описания блюда БЛЮДО
6 Список документов МЕНЮ
7 Отчет о составленном плане меню для кухни ОПИСАНИЕ_МЕНЮ
8 Отчет о меню для зала ОПИСАНИЕ_МЕНЮ
9 О программе Не содержит связей

2.6. Разработка пользовательского интерфейса

При разработке программы были использованы стандартные средства ввода, отображения и корректировки информации, предоставляемые Delphi. Для доступа к данным используются компоненты TTable, связанные с соответствующими компонентами TDataSource. Для отображения данных используются TDBGrid, TDBEdit, TDBText. Для манипулирования данными используются компоненты TDBNavigator и кнопки (TButton), реализующие процедуры ввода, корректировки и удаления информации. При разработке макета главной формы использовался компонент TMainMenu, который предоставляет удобный доступ ко всем функциям программы и позволяет освободить форму от загромождающих ее элементов управления. На панели инструментов расположено стандартное меню Windows, в котором находятся ссылки на все необходимые формы. Создание такого вида меню организуется с помощью компонента MainMenu расположенного на закладке Standart. Формирование пунктов и подпунктов выполняется с помощью контекстного меню компонента. Привязка функций к каждому пункту осуществляется в окне, где прописан код программы. Это может быть открытие каких-либо окон или их закрытие, или вызов какой-то функции. Наглядно представлено на рисунке 2.9.