Смекни!
smekni.com

Правовое положение третьих лиц в гражданском процессе РФ (стр. 1 из 15)

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний»

Кафедра гражданского права

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему «Правовое положение третьих лиц в гражданском процессе РФ»

Новокузнецк, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ТРЕТЬИХ ЛИЦАХ КАК УЧАСТНИКАХ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

1.1 Состав участников гражданского процесса

1.2 Понятие и виды третьих лиц в гражданском процессе

2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТРЕТЬИХ ЛИЦ

2.1 Вступление в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, их процессуальные права и обязанности

2.2 Вступление в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, их процессуальные права и обязанности

3. ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ ТРЕТЬИХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

3.1 Особенности участия третьих лиц при ведении трудовых дел

3.2 Проблемы участия третьих лиц в жилищных делах

3.3 Проблемы третьих лиц в семейных спорах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разрешения теоретических и практических вопросов, которые возникают в связи с участием третьих лиц в гражданском процессе, к примеру - выявление процессуальных особенностей участия третьих лиц при ведении трудовых, жилищных и брачно-семейных дел.

Гражданские процессуальные отношения возникают между судом, с одной стороны, и всеми участниками процесса - с другой. Суд, как орган государственной власти, рассматривает и разрешает гражданское дело. Но чтобы его разрешить, суд вступает в процессуальные отношения со всеми субъектами, имеющими личные интересы. С целью упорядочения отношений суда с участниками процесса Гражданский процессуальный кодекс РФ[1] (далее - ГПК РФ) выделяет лиц, участвующих в деле, среди которых названы и третьи лица.

Участие третьих лиц в гражданском процессе чрезвычайно важно и необходимо для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданского дела, поскольку позволяет собрать максимум доказательственного материала, выяснить действительные взаимоотношения сторон, избежать вынесения противоречивых и взаимоисключающих судебных решений.

Степень разработанности темы определяется наличием монографий и научных статей по проблемам правового положения третьих лиц в гражданском процессе. Вопросы изучались такими учеными как М.А. Гурвич, М.А.Викут, А.Ф. Клейнман, М.С. Шакарян, М.К. Треушников, Г. Л. Осокина, Л.А. Грось, А.А. Мельников, Д.М. Чечот, И.М. Ильинская и др.

В последнее время были опубликованы статьи А. М. Семеновой, А.Г. Невоструева, В.И. Миронова, освещающие участие третьих лиц в жилищных и трудовых гражданских делах.

Несмотря на длительный интерес ученых-процессуалистов к вопросам правового положения третьих лиц в гражданском процессе, многие из них остаются спорными и нерешенными.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при участии третьих лиц в гражданском процессе.

Предметом исследования является правовой статус третьих лиц.

Цель работы – выявить положительные и отрицательные стороны правового положения третьих лиц в гражданском процессе и предложить пути решения существующих недостатков. Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:

- охарактеризовать состав участников гражданского процесса;

- определить понятие и виды третьих лиц в гражданском процессе;

- выявить основания, процессуальный порядок вступления в дело, процессуальные права и обязанности третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований;

- выявить теоретические и практические проблемы участия третьих лиц в гражданском процессе и предложить пути их решения.

В основу дипломного исследования положен метод диалектического познания. При рассмотрении отдельных статей Гражданского процессуального кодекса РФ применялся метод системно-структурного анализа, а при осуществлении анализа теоретических положений гражданского процессуального права - формально-логический; логико-семантический метод использовался при определении понятий и анализе судебных решений. Все указанные методы в ходе исследования применялись комплексно.

Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации[2], Трудовой кодекс Российской Федерации[3], Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[4].

Положения, выносимые на защиту:

1) Вступление или привлечение в гражданский процесс третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, и не заявляющих таковые, обусловлено их заинтересованностью в разрешении дела.

2) Существуют процессуальные особенности участия третьих лиц при ведении трудовых, жилищных и брачно-семейных дел, учет которых положительно сказывается на эффективности гражданского процесса.

3) Многие теоретико-практические вопросы правового положения третьих лиц в гражданском процессе остаются спорными и нерешенными. Их разрешение поможет правильному и своевременному рассмотрению гражданских дел.

Структура работы соответствует ее целям и задачам и включает в себя: введение, три главы, объединяющие семь параграфов, заключение и список использованной литературы.


1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ТРЕТЬИХ ЛИЦАХ КАК УЧАСТНИКАХ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА

1.1 Состав участников гражданского процесса

Гражданские процессуальные отношения возникают между судом, с одной стороны, и всеми участниками процесса - с другой. Суд, как орган государственной власти, рассматривает и разрешает гражданское дело. Но чтобы его разрешить, суд вступает в процессуальные отношения со всеми субъектами, имеющими личные интересы. Процессуальных отношений без участия суда не бывает. Одни лица сами, по своей инициативе обращаются в суд, другие - привлекаются или назначаются судом (например, ответчики, свидетели, специалисты, эксперты, переводчики).

С целью упорядочения отношений суда с участниками процесса ГПК РФ подразделяет последних на две большие группы.

Одна группа называется лицами, участвующими в деле. Им посвящается гл. 4 ГПК РФ. Статья 34 ГПК РФ не определяет понятия этих лиц, а лишь перечисляет. К ним ГПК РФ относит: стороны; третьих лиц; прокурора; лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, а также вступивших в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4, 46, 47 ГПК РФ.

К лицам, участвующим в деле, ст. 34 ГПК РФ относит и других заинтересованных лиц по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Как отмечает А.Г. Коваленко[5], анализ перечня лиц, участвующих в деле, и оснований их участия в деле позволяет сделать единственный вывод о том, что ими могут быть лишь лица, имеющие определенный юридический интерес в деле; при этом результат рассмотрения дела имеет для них определенное значение.

Закон не называет свидетелей, переводчиков, экспертов, секретарей судебных заседаний в качестве лиц, участвующих в деле. Они не могут иметь никакого юридического интереса в деле, судебное решение не затрагивает их прав и законных интересов. У них, конечно, может быть какой-либо личный интерес к любому из лиц, участвующих в деле. Свидетель может дать ложные показания, но для него это повлечет уголовную ответственность. Что касается гражданско-правовых последствий, то они в данном случае наступить не могут. Кроме того, о свидетельских показаниях, правах и обязанностях свидетелей говорится в гл. 6 ГПК РФ «Доказательства и доказывание». Следовательно, такие участники процесса оказывают суду содействие в правильном рассмотрении гражданских дел и установлении истины по делу.

Вопрос о понятии и составе участвующих в деле лиц является предметом многолетних дискуссий, которые продолжаются в гражданской процессуальной теории, несмотря на его законодательное решение. Теоретические разногласия по этой проблеме привели к различному решению ее в ГПК бывших союзных республик, что послужило новым импульсом для дальнейших дискуссий. В основном спор идет по вопросу о том, относятся ли представители к числу лиц, участвующих в деле.

Ученые, предлагающие отнести представителей к числу лиц, участвующих в деле, полагают, что этим участникам процесса присущи все признаки таких лиц[6]. Между тем ни один из признаков участвующих в деле лиц представителям не присущ. В этом нетрудно убедиться, проанализировав соответствующие нормы ГПК (ст. 43, 52, 54), в частности, представители не имеют самостоятельных процессуальных прав, они действуют от имени и в интересах представляемых ими лиц, которым и предоставлено законом право совершения этих действий. Поэтому все представители относятся к группе участников процесса, содействующих правосудию путем оказания юридической помощи представляемым лицам.

Лица, участвующие в деле, имея определенный юридический интерес, наделяются в процессе соответствующим объемом прав и обязанностей для того, чтобы оказывать влияние на исход дела. Права и обязанности лиц, участвующих в деле, изложены в ст. 35, 39 ГПК РФ.

Статья 35 ГПК РФ специально закрепила процессуальные права и обязанности, общие для всех участвующих в деле лиц. Анализ данной статьи показывает, что в ней отражены действия многих принципов гражданского процесса, как-то: диспозитивность состязательности, равенства всех перед законом и судом, процессуального равноправия лиц, участвующих в деле. В одних и тех же правах проявляются действия различных принципов, в зависимости от того, кто из этих лиц использует свое право. В этом проявляется взаимосвязь принципов.