Смекни!
smekni.com

Операционные системы 5 (стр. 24 из 43)

В отличие от этого, спящий процесс – это всегда процесс, ожидающий некоторого конкретного события. Спящий процесс не сможет заработать, даже если процессор вдруг окажется свободным. Такой процесс, в соответствии со своей собственной логикой, ждет чего-то, что должно произойти.

Чего он может ждать? Ну, например:

· завершения начатой операции синхронного ввода/вывода (т.е., например, процесс ждет нажатия клавиши Enter или окончания записи на диск);

· освобождения запрошенного у системы ресурса (например, дополнительной области памяти или открытого файла);

· истечения заданного интервала времени («посплю-ка я минут десять!») или достижения заданного момента времени («разбудите меня ровно в полночь!») (в обоих случаях процесс ждет сигнала от запрограммированного таймера);

· сигнала на продолжение действий от другого, взаимосвязанного процесса;

· сообщения от системы о необходимости выполнить определенные действия (например, перерисовать содержимое окна).

В любом из названных (и многих неназванных) случаев должно произойти некоторое событие, источник которого лежит вне данного процесса.

Чисто условно можно сказать, что если бы в вычислительную систему вдруг было добавлено еще несколько процессоров, то «готовые» процессы могли бы сразу перейти в состояние «работа», но «спящие» продолжили бы свой сон.

Разумеется, как мы видели в п. 2.5, процесс может выполнять ожидание путем циклической проверки ожидаемого условия. При этом он формально будет оставаться активным, растрачивая драгоценное процессорное время на то, что в п. 2.5.2 было названо активным ожиданием. Однако такое решение будет говорить лишь о вопиющей неквалифицированности программиста. Любая многозадачная ОС предоставляет в распоряжение прикладных программ набор функций, переводящих вызвавший их процесс в состояние сна, в котором процесс не пытается использовать процессорное время (другими словами, состояние сна есть состояние пассивного ожидания). Такие системные функции называются блокирующими. К их числу относятся функции синхронного ввода/вывода, запроса ресурсов, приостановки до заданного времени, получения сообщений и многие другие.

Поскольку ОС берет на себя блокировку, «усыпление» процесса, она должна обеспечить и его разблокировку, «пробуждение». Чтобы это стало возможным, система должна для каждого спящего процесса помнить, «чего он ждет», т.е. помнить условия пробуждения процесса. Система отслеживает все события, способные разблокировать какой-либо процесс (во многих случаях используя для этого аппаратные прерывания) и, когда для одного или сразу нескольких процессов наступает ожидаемое событие, переводит эти события из состояния сна в состояние готовности.

На рис. 4‑1 показаны основные состояния процесса и переходы между ними. Этот рисунок кочует из книги в книгу, поскольку он действительно наглядно отражает самую суть работы многозадачных систем.

Рис. 4‑1

Рассмотрим возможные переходы между состояниями процесса, показанные на рисунке стрелками.

Переход Работа - Сон представляет собой блокировку процесса, которая может произойти при вызове блокирующей системной функции.

Переход Сон - Готовность – это пробуждение процесса, оно выполняется системой при возникновении соответствующего условия.

Переход Работа - Готовность ранее не рассматривался. Он называется вытеснением процесса и выполняется системой, когда она принимает решение о смене текущего процесса.

Для обратного перехода Готовность - Работа нет общепринятого термина. Будем называть его выбором процесса для выполнения. Отметим, что этот переход почти всегда связан либо с блокировкой, либо с вытеснением прежнего текущего процесса.

Ответьте сами на вопрос: почему «почти всегда», а не «всегда»? Какие еще возможны варианты?

Двух стрелок нет на диаграмме. Прямой переход от сна к работе нелогичен, т.к. он совмещал бы два совершенно разных действия.

Каких именно?

Переход от готовности ко сну невозможен в принципе.

Кстати, почему?

Помимо трех основных состояний, в различных ОС могут использоваться и другие состояния.

Состояние старта означает, что процесс находится на этапе создания и пока не готов вступить в работу.

Состояние завершения (в UNIX оно почти официально называется «зомби») означает, что процесс завершил свою работу, но пока присутствует в системе в виде записи о результатах и причине завершения.

Состояние приостановки (suspended) означает, что выполнение процесса временно прервано оператором (или, может быть, другим процессом) и позднее должно быть им же возобновлено.

В некоторых системах (например, в UNIX) основные состояния раздроблены на ряд более мелких: работа в системном и в пользовательском режиме, готовность в памяти и готовность на диске и т.п. Необходимый набор состояний определяется алгоритмами работы конкретной ОС.

4.2.4. Вытесняющая и невытесняющая многозадачность

Все многозадачные ОС можно разделить на два класса, различающиеся по способам организации переключения процессов.

В системах с невытесняющей диспетчеризацией (non-preemptivemultitasking) работа любого процесса может быть прервана только «по инициативе самого процесса», а точнее – только когда процесс вызывает определенные системные функции. К ним относятся, в частности, описанные выше блокирующие функции. Может также иметься функция, специально предназначенная для добровольной уступки процессом очереди на выполнение (Yield). Вызов такой функции не приводит к блокировке, но может привести к вытеснению процесса[7]. Если работающий процесс не вызывает системных функций, а занимается, например, долгими расчетами, то все остальные процессы вынуждены простаивать. Когда же системная функция, наконец, вызвана, то система, прежде всего, проверяет, может ли эта функция быть выполнена сразу или предполагает ожидание некоторого события (требуемый ресурс может быть занят другим процессом; операция ввода/вывода обычно требует определенного времени на свое выполнение; очередь сообщений, требующих обработки, может быть пуста). Если требуется ожидание, то система блокирует процесс, выбирая какой-либо другой из готовых процессов для выполнения. Не исключена ситуация, когда заблокированными по разным причинам оказываются все пользовательские процессы.

Но даже если действие, требуемое процессом, может быть выполнено без блокировки, система не обязательно спешит выполнить его и вернуть управление текущему процессу. На самом деле, момент вызова системной функции удобен для того, чтобы система могла решить, не пора ли процессу «отдохнуть», поскольку имеются другие процессы, давно претендующие на процессорное время или обладающие более высоким приоритетом. В этом случае система переводит процесс в состояние готовности к выполнению, а один из других готовых к выполнению процессов становится текущим. Что же касается вызванной системной функции, то ее выполнение будет завершено позднее, когда вызвавший процесс вновь станет текущим.

В предыдущем п. 4.2.3 смена текущего процесса, не связанная с его блокировкой, была названа вытеснением процесса.

Та часть ОС, которая по определенным в системе правилам выбирает, следует ли вытеснить текущий процесс и какой процесс должен стать следующим текущим, называется планировщиком (scheduler) или диспетчером процессов.

В системе с невытесняющей диспетчеризацией планировщик получает управление при вызове процессом одной из блокирующих или вытесняющих функций. Планировщик проверяет, не выполнены ли условия активизации одного из спящих процессов, а затем принимает решение о выборе одного из активных процессов для выполнения. Не исключено, что будет опять выбран тот же процесс (если только он не блокируется).

Использование невытесняющей диспетчеризации позволило разработать достаточно впечатляющие примеры ОС, из которых наиболее известной является Windows версий 1, 2 и 3. Обычно в таких системах большая часть процессов находится в спящем состоянии, ожидая, пока пользователь обратится к соответствующему приложению. Для пользователя это выглядит совершенно естественно.

Главный недостаток многозадачности невытесняющего типа заключается в том, что любой процесс в принципе имеет возможность полностью и надолго захватить процессор. Это «многозадачность на честном слове», основанная на предположении, что программы всех процессов написаны так, чтобы достаточно часто вызывать блокирующие функции. Даже если программист пишет программу для выполнения сложных многочасовых вычислений, он должен искусственно вставлять в некоторых местах вызов системных функций, передающих управление планировщику. Если же это не сделано, то система фактически теряет многозадачность и будет выполнять один процесс, не реагируя на действия пользователя, до тех пор, пока либо «нахальный» процесс завершится, либо рассвирепевший пользователь снимет его по Ctrl+Alt+Del.

Более сложным и совершенным типом многозадачных ОС являются системы с вытесняющей диспетчеризацией процессов (preemptivemultitasking). Их отличие заключается в том, что планировщик вступает в работу не только (и не столько) при вызове системных функций, но и в следующих двух случаях (или хотя бы в одном из них):

· когда активизируется (т.е. пробуждается или запускается) процесс, обладающий более высоким приоритетом, чем текущий;

· когда истекает квант времени, выделенный планировщиком для текущего процесса.

Понятие приоритета процесса будет подробно рассмотрено чуть ниже. Приоритет характеризует относительную важность или срочность данного процесса. Надо отметить, что немедленный вызов планировщика при активизации высокоприоритетного процесса характерен не для всех систем с вытесняющей диспетчеризацией, а только для одного их подкласса – систем с абсолютными приоритетами. В системах с относительными приоритетами процесс с высоким приоритетом будет все же вынужден подождать истечения кванта времени.