Смекни!
smekni.com

Устройство ввода информации (стр. 2 из 5)

Рисунок 4 – Джойстик

1.2.4 Тачпад

Тачпад (англ.touchpad — сенсорная площадка), сенсорная пане́ль — указательное устройство ввода, применяемое, чаще всего, в ноутбуках.

Как и другие указательные устройства, тачпад обычно используется для управления «указателем», перемещением пальца по поверхности устройства. Тачпады имеют различные размеры, но обычно их площадь не превосходит 50 см².

До тачпдов в ноутбуках использовались трекболы.
В 1988 году Джордж Герфид (George E. Gerpheide) изобрел сенсорную панель (тачпад). Фирма Apple лицензировала его проект и начала использовать его в своих ноутбуках PowerBook, начиная с 1994 года. С тех пор, тачпад стал наиболее распространенным устройством управления курсором для ноутбуков.

Работа тачпадов основана на измерении ёмкости пальца или измерении ёмкости между сенсорами. Ёмкостные сенсоры расположены вдоль вертикальной и горизонтальной осей тачпада, что позволяет определить положение пальца с нужной точностью.

Поскольку работа устройства основана на измерении ёмкости, тачпад не будет работать, если водить по нему каким-либо непроводящим предметом, например, основанием карандаша. В случае использования проводящих предметов тачпад будет работать только при достаточной площади соприкосновения. (Попробуйте касаться тачпада пальцем лишь чуть-чуть). Влажные пальцы затрудняют работу тачпада.

Тачпады являются устройствами с довольно низким разрешением. Этого достаточно для использования их в повседневной работе за компьютером (офисные приложения, веб-браузеры, логические игры), но затрудняет работу в графических программах и практически невозможной игру в 3D-шутерах.

Однако у тачпадов есть и ряд преимуществ, по сравнению с другими манипуляторами:

· не требуют ровной поверхности (в отличие от мыши);

· не требуют большого пространства (в отличие от мыши или графического планшета)

· расположение тачпада фиксировано относительно клавиатуры (в отличие от мыши);

· для перемещения курсора на весь экран достаточно лишь небольшого перемещения пальца (в отличие от мыши или крупного графического планшета);

· работа с ними не требует особого привыкания, как например, в случае с трекболом.

· с помощью одного тачпада (не прикасаясь к кнопкам) можно выполнять часть манипуляций левой кнопки мыши:

o короткое касание — щелчок

o двойное короткое касание — двойной щелчок

o незавершённое двойное касание с последующим перемещением — перемещение объекта или выделение

· отдельные участки тачпада (полоска справа и сверху/снизу) могут быть использованы для вертикальной и горизонтальной прокрутки.

Тачпады ноутбуков Apple, Asus, а также практические любые от Synaptics (с помощью отдельной программы[1]) могут имитировать нажатие правой кнопки и колесика без использования дополнительных кнопок:

· прокрутка — нажатие двумя пальцами и перемещение

· правая кнопка — короткое нажатие двумя пальцами

· Увеличение/уменьшение — стягивание или растягивание двух пальцев на поверхности тачпада друг относительно друга

· Переворот — изменение плоскости положения двух пальцев на тачпаде в требуемом направлении

· Перелистывание — легкое касание в движении слева направо или наоборот тремя пальцами

Рисунок 5 – Тачпад

1.2.5 Трекпоинт

Pointingstick (также известен под названиями TrackPoint, PointStick, TrackStick, StickPoint и другими) — миниатюрный тензометрическийджойстик, применяемый в ноутбуках как замена мыши.

Обычно джойстик имеет заменяемый резиновый кожух. На лэптопах ThinkPad он красный, другие производители используют другие цвета. Кожух часто делают из слегка шершавого материала.

На клавиатуре формата QWERTY джойстик размещен между клавиш «G», «H» и «B», а кнопки мыши размещены под клавишей «пробел».

Кнопки мыши обычно нажимаются большим пальцем правой руки, но некоторые люди используют для этого пальцы обеих рук, для 1-й и 3-й кнопок соответственно.

Курсор управляется определением примененной силы (отсюда и название тензометрический джойстик), для этого используется пара резистивных датчиков деформации (резистивных тензодатчиков). Вектор перемещения курсора определяется в соответствии с примененной силой.

Чувствительность TrackPoint обычно настраиваемая и может быть установлена так, чтобы предоставлять крайне легкую степень отклика.

Нажатие для выбора (Press-to-select) — это дополнительная функция, когда четкое нажатие на джойстик эквивалентно нажатию кнопки. Кнопка+ нажатие которой передается, может быть сконфигурирована 1-й, 2-й или 3-й. Однако, легко случайно нажать на джойстик во время печати.

Вместе с программной эмуляцией колесика мыши, TrackPoint может предоставлять полное поведение 3-х кнопочной мыши с 2-я колесиками прокрутки. Нажатие кнопки 2 создает щелчок средней кнопки, удержание кнопки 2 во время одновременно перемещения курсора создаст события вертикальной и горизонтальной прокрутки.

TrackPoint III и TrackPoint IV имеют функцию называемую «Отрицательная инерция», которая заставляет вектор перемещения курсора быть «излишне восприимчивым», когда вектор перемещения увеличивается или уменьшается при помощи джойстика. Тесты юзабилити в IBM показали, что для пользователей проще перемещать курсор с включенной функцией Negative Inertia, чем когда она отключена.

Дрейф курсора является повсеместной проблемой среди указателей данного типа, требующей частой повторной калибровки. Однако устройства TrackPoint автоматически проводят повторную калибровку когда джойстик распознает постоянный дрейф курсора. Для того чтобы провести повторную калибровку достаточно убрать палец с TrackPoint примерно на 1 секунду.

Джойстик кажется старой разработкой в глазах тех, кто предпочитает мышь или touchpad. Однако это устройство особенно нравится приверженцам слепого метода набора и профессионалам ИТ, потому что это единственное указательное устройство, которое не требует от пользователя убирать пальцы со стартовой позиции на клавиатуре.

Некоторые пользователи находят, что проще позиционировать курсор, используя джойстик нежели touchpad, потому что виртуально у него нет «мертвой зоны». Единственная критика в адрес этого устройства связана с тем, что оно требует от пользователя применять давление, которое может вызвать спазмы кистей рук (несмотря на то, что этого можно частично избежать, установив чувствительность на максимум, и поднимать палец, когда курсор не нужно двигать).

Рисунок 6 - Трекпоит

1.3 Сканер

Всё чаще рядом с компьютером оказывается устройство для ввода с листа бумаги документов (текстов, чертежей, рисунков) — сканер. Бывают планшетные, листопротяжные и ручные сканеры. Луч света с огромной скоростью строка за строкой (несколько сот строк) пробегает по листу, светочувствительными датчиками воспринимаются яркость и цветность отраженного цвета, и трансформируется в двоичный код.

Рисунок 7 – Сканер

Планшетные сканеры напоминают копировальный аппарат: копируемое изображение кладется на горизонтально расположенное стекло сканируемым изображением вниз. При сканировании на планшетном сканере лист остается неподвижным, а движется галогенная лампа и считывающая головка. при протяжном сканере — лампа и головка неподвижна, а движется сам лист бумаги. При использовании небольших ручных сканеров от пользователя требуется значительно большая аккуратность, ибо от равномерности движения руки может зависеть качество полученного изображения.

Все вышесказанное относилось к сканерам, работающих на отраженном свете. На этих сканерах можно снимать изображения, нанесенных на твердую поверхность, Но таким способом невозможно сканировать фотопленки. Для этого нужны сканеры, работающие на просвет. Поэтому для сканирования фотопленок используются специальные сканеры, работающие на просвет и имеющие более высокое разрешение и цветность.

Сканеры используются и для бесклавиатурного ввода текста. Всякую информацию сканер воспринимает как графическую. Если это был текст, который в другом случае пришлось бы набирать вновь, то после работы сканера специальная программа распознавания текста, позволяющая выделить в считанном изображении отдельные символы и сопоставить им соответствующие коды символов, преобразовывает его в пригодный для обработки текст.

1.4 Дигитайзер

Представляет из себя графический планшет, который используется для перевода в цифровой формат технических чертежей и схем. В состав дигитайзера, помимо самого планшета, входит специальный указатель с датчиком, похожим на увеличительное стекло с черным перекрестьем в центре.

Графические планшеты применяются как для создания изображений на компьютере способом, максимально приближённым к тому, как создаются изображения на бумаге, так и для обычной работы с интерфейсами, не требующими относительного ввода (хотя ввод относительных перемещений с помощью планшета и возможен, он зачастую неудобен).

Кроме того, их удобно использовать для переноса (отрисовки) уже готовых изображений в компьютер.

Некоторые программы мгновенного обмена сообщениями (например, MSNMessenger (теперь WINDOWSLiveMessenger) и Skype 2) позволяют пользователю, имеющему графический планшет, интерактивно демонстрировать рисуемое абоненту на другом конце.