Программирование на языке Паскаль
Структура программы на Турбо Паскаль
Программа на языке Паскаль состоит из заголовка, разделов описаний и раздела операторов. Заголовок программы содержит имя программы, например:
Program PRIM;
Описания могут включать в себя:
uses CRT, Graph;
Любой оператор в программе может быть помечен меткой. Имя метки задается по правилам образования идентификаторов Турбо Паскаль. В качестве метки также могут использоваться произвольные целые числа без знака, содержащие не более четырех цифр. Метка ставится перед оператором и отделяется от него двоеточием. Все метки, используемые в программе, должны быть перечислены в разделе описания меток, например:label 3, 471, 29, Quit;
Описание констант позволяет использовать имена как синонимы констант, их необходимо определить в разделе описания констант:const K= 1024; MAX= 16384;
В разделе описания переменных необходимо указать все переменные, используемые в программе, и определить их тип:var P,Q,R: Integer;
A,B: Char;
F1,F2: Boolean;
Описание типов, процедур и функций будет рассмотрено ниже. Отдельные разделы описаний могут отсутствовать, но следует помнить, что в Паскаль - программе должны быть обязательно описаны все компоненты программы.
Раздел операторов представляет собой составной оператор, который содержит между служебными словамиbegin.......end
последовательность операторов. Операторы отделяются друг от друга символом ;. Текст программы заканчивается символом точка.
Кроме описаний и операторов Паскаль - программа может содержать комментарии, которые представляют собой произвольную последовательность символов, расположенную между открывающей скобкой комментариев { и закрывающей скобкой комментариев }.
Пример 1
Данная программа запрашивает с клавиатуры два числа, находит их сумму и выводит ответ.program Primer; {вычисление суммы двух чисел}
var
x,y,s: integer;
begin
WriteLn('Введите через пробел два числа ');
ReadLn(x,y);
s := x + y;
WriteLn('Сумма чисел равна ',s);
end.
Константы
Константа – это неизменяемая величина. И конечно, это совершенно не обязательно числовая величина.
Объявление константы
Объявляется константа в блоке объявлений следующим образом:const
a=79;
d=4.5;
s=’hh’;
Константа обязательно имеет значение. Нельзя включить в объявление константы переменные величины, так как их значение в блоке объявлений еще не определено. Объявление вполне может содержать выражения, в которых также будут присутствовать уже объявленные ранее константы.
consta=’fgfgfg’;
s=a+’dsd’;
w=5.6;
q=w+7;
Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной можно изменять во время работы программы.
В именах переменных МОЖНО использовать
• латинские буквы (A-Z) (заглавные и строчные буквы не различаются);
• цифры (имя не может начинаться с цифры);
• знак подчеркивания _;
В именах НЕЛЬЗЯиспользовать
• русские буквы
• пробелы
• скобки, знаки +, =, !, ? и др.
•
Объявление переменных:Типы переменных:
Для обработки ЭВМ данные представляются в виде величин и их совокупностей. С понятием величины связаны такая важная характеристика, как ее тип.
Тип определяет:В языке Паскаль тип величины задают заранее. Все переменные, используемые в программе, должны быть объявлены в разделе описания с указанием их типа. Обязательное описание типа приводит к избыточности в тексте программ, но такая избыточность является важным вспомогательным средством разработки программ и рассматривается как необходимое свойство современных алгоритмических языков высокого уровня.
Иерархия типов в языке Паскаль такая:
Простые типы данных
В таблице приведены простые типы данных Турбо Паскаль, объем памяти, необходимый для хранения одной переменной указанного типа, множество допустимых значений и применимые операции.
Идентификатор | Длина (байт) | Диапазон значений | Операции |
Целые типы | |||
integer | 2 | -32768..32767 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
byte | 1 | 0..255 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
word | 2 | 0..65535 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
shortint | 1 | -128..127 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
longint | 4 | -2147483648..2147483647 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
Вещественные типы | |||
real | 6 | 2,9x10-39 - 1,7x1038 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
single | 4 | 1,5x10-45 - 3,4x1038 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
double | 8 | 5x10-324 - 1,7x10308 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
extended | 10 | 3,4x10-4932 - 1,1x104932 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
Логический тип | |||
boolean | 1 | true, false | Not, And, Or, Xor, >=, <=, =, <>, <, > |
Символьный тип | |||
char | 1 | все символы кода ASCII | +, >=, <=, =, <>, <, > |
В Турбо Паскале пять структуированных типов:
Отрезок (диапазон значений) любого порядкового типа может быть определен как интервальный (ограниченный) тип. Отрезок задается диапазоном от минимального до максимального значения констант, разделенных двумя точками. В качестве констант могут быть использованы константы, принадлежащие к целому, символьному, логическому или перечисляемому типам.
Примеры отрезков:
1..10-15..25'a'..'z'Минимальное и максимальное значения констант называются нижней и верхней границами отрезка, определяющего интервальный тип. Нижняя граница должна быть меньше верхней.
Над переменными, относящимися к интервальному типу, могут выполняться все операции и применяться все стандартные функции, которые допустимы для соответствующего базового типа.