Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью компании, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Как участник гражданского оборота, общество должно обладать правоспособностью - предоставленной законом возможностью обладать правами и исполнять обязанности, и дееспособностью - способностью собственными действиями реализовать эти права и обязанности.[1] В своем неразрывном единстве эти качества субъекта образуют правосубъектность общества, содержание и объем которой определяются с помощью двух критериев: цели деятельности и вида деятельности.
Общество основано на объединении капиталов различных лиц. Следствием такого объединения в организационном отношении становится создание нового самостоятельного субъекта гражданского оборота, функционирующего в соответствии с утвержденным уставом и заключенным в простой письменной форме учредительным договором; имеющего собственные органы управления с основанной на законе компетенцией. Кроме того, общество имеет самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса, создавших его участников, а значит, обладает всеми признаками, необходимыми для приобретения статуса юридического лица.
Законодатель наделил общество с ограниченной ответственностью, также как и основную массу хозяйственных товариществ и обществ (кроме унитарных предприятий), общей правоспособностью, следствием чего является право общества совершать сделки (иметь гражданские права и исполнять обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом). Наряду с этим отмечается, что деятельность общества не должна противоречить предмету и целям, определенно ограниченным в его уставе. Такие ограничения могут устанавливаться по решению учредителей (участников), исходя из целей, для реализации которых создается общество. Необходимо при этом, чтобы соответствующие ограничения видов деятельности были четко отражены в уставе - путем указания в нем исчерпывающего перечня либо включения в текст оговорки, которая запрещает определенные виды деятельности, и т.д.[2]
Необходимо отметить, что осуществление обществом тех видов деятельности, для которых Федеральным законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» №128-ФЗ от 08.08.2001 г. предусмотрено получение специального разрешения (лицензии), возможно лишь с момента его получения и до истечения срока его действия. Перечень лицензируемых видов деятельности, органы, уполномоченные осуществлять лицензирование, порядок оформления и выдачи лицензии определяются соответствующими законами. Таким образом, лицензирование отдельных видов деятельности означает, что общества, не имеющие соответствующей лицензии, не вправе заниматься такой деятельностью, и потому также можно говорить об известном ограничении содержания их общей правоспособности.
Законодатель «заботливо» закрепил гарантии юридического обеспечения правоспособности общества: его права могут быть ограничены лишь в случаях и в порядке, определенных законом. В частности, страховые брокеры не вправе вести деятельность, не связанную со страхованием;[3] кредитные компании - производственную, торговую, страховую деятельность.[4]
Правоспособность общества с ограниченной ответственностью возникает в момент его создания, а именно в момент его государственной регистрации, и прекращается в момент завершения его ликвидации посредством внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). Правоспособность и дееспособность компании реализуется через ее органы, формирующие и выражающие вовне ее волю как самостоятельного субъекта права.
Органом, созданным для формирования воли общества, является общее собрание участников («волеобразующий орган»). Кроме того, для выражения воли общества вовне, создается так называемый «волеизъявляющий орган» или как его еще называют - исполнительный, который может быть как коллегиальным (правление, дирекция), так и единоличным (президент, директор, генеральный директор и т.п.). По общему правилу, каждый из участников имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное величине его доли в уставном капитале общества. Тем не менее, учредители могут предусмотреть в уставе иной порядок определения числа голосов, например, определив, что каждый участник имеет на общем собрании один голос. Кроме того, правом совещательного голоса на собрании пользуются единоличный исполнительный орган - физическое лицо или управляющая компания, если перечисленные лица не являются участниками общества.
Общее собрание участников вправе решать круг важнейших вопросов организации и деятельности общества, составляющих его исключительную компетенцию. Однако, в зависимости от внутренней организационной структуры, избранной обществом при его учреждении, участники вправе расширить компетенцию общего собрания или, соответственно, ограничить перечнем вопросов, определенных законодателем. В обществе, состоящем из одного участник, все стратегические решения принимаются им единолично.
Для руководства текущей деятельностью организации общее собрание избирает его исполнительные органы, в состав которых могут входить как участники общества, тем самым вторично реализуя свое право участвовать в управлении делами компании, так и третьи лица. Дело в том, общество рассматривается как объединение капиталов - вкладов, внесенных в уставный капитал участниками, у каждого из которых есть имущественный интерес, представленный его долей в уставном капитале, и соответствующее этой доле право голоса на общем собрании.[5] Управление же обществом (его капиталом), безусловно, требует наличия определенных профессиональных навыков, опыта предпринимательской деятельности. Очевидно, что не каждый участник общества обладает необходимыми качествами. Таким образом, управление обществом относится к разряду услуг, оказываемых ему лицами, достаточно компетентными для выполнения управленческих функций. Если общество состоит из одного участника, он назначает исполнительные органы единоличным письменным решением. И единоличный, и коллегиальный органы подотчетны общему собранию.
Следует отметить, что полномочия исполнительных органов на выступление от имени общества могут ограничиваться законом или учредительными документами, например, необходимостью получения предварительного согласия на совершение определенных сделок от соответствующего коллегиального органа или учредителя (собственника - для унитарного предприятия). Если такие ограничения установлены в нормативном порядке, их несоблюдение влечет недействительность сделок с третьими лицами, ибо последние должны знать о требованиях закона. Так, может быть оспорена сделка с заинтересованностью, в результате которой возникает «конфликт интересов» в обществе. Кроме того, установлен особый порядок совершения обществом крупных сделок, связанных с прямым или косвенным приобретением или отчуждением (возможностью отчуждения) имущества, денежная оценка которого превышает 25 процентов балансовой стоимости имущества общества. Однако, в отличие от акционерных обществ, нормы о крупных сделках не носят императивного характера, ибо их применение может быть исключено уставом.
В виду того, что волеизъявляющим признается исполнительный орган, выступающий в гражданском обороте от имени общества, законодатель предусматривает ответственность этих лиц за виновное причинение компании убытков. Основополагающим объективным критерием оценки деятельности органа управления является принцип добросовестности и разумности, в рамках которого соответствующее руководящее лицо обязано действовать в интересах управляемого общества. Вопрос о добросовестности и разумности действий исполнительных органов, решается с учетом обычаев делового оборота и конкретных обстоятельств в каждом случае, виновные лица несут солидарную ответственность перед обществом.
Основываясь на самостоятельном статусе общества и необходимости обеспечения интересов его кредиторов, упомянем об основных принципах ответственности самой организации. В качестве общего правила действует принцип полной имущественной ответственности общества. Необходимо подчеркнуть, что именование юридического лица как общества «с ограниченной ответственностью» несет иную смысловую нагрузку - участники не отвечают по его долгам принадлежащим им имуществом, их риск ограничивается размером (стоимостью) внесенных вкладов в уставный капитал. Это отличает положение участника общества с ограниченной ответственностью от положений участников товариществ, обществ с дополнительной ответственностью, производственных кооперативов, которые при определенных условиях несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица, участниками которого они являются.
Имущество общества, на которое может быть обращено взыскание по его обязательствам, включает в себя денежные средства, ценные бумаги и другие оборотные средства, а также основные фонды, включая объекты недвижимости. В состав имущества входят денежные средства и иные материальные ценности, вносимые участниками в счет оплаты своей доли в уставном капитале. Они также становятся собственностью компании, поэтому и на них обращается взыскание по ее долгам. Есть лишь одно исключение, если в качестве вклада в уставный капитал передается не вещь как таковая, а лишь право пользования ей на определенный срок, то на нее не может быть обращено взыскание по долгам общества, поскольку вещь остается собственностью лица, предоставившего ее в пользование.[6]